Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Укрощая стальных коней

Красная звезда

09.09.2006

Природу этого чувства танкисты объясняют по-разному. Одни, например, обращаются к своему дошкольному прошлому, вспоминая мальчишеский восторг от увиденного на военном параде марша грозных машин. Других увлекла романтика службы в этом роде войск, которая была особенно популярна в среде первых послевоенных поколений. Это и чувство экипажа, воспеваемое в песнях, и подвиги и приключения легендарного "квартета", взятые в основу фильма "Четыре танкиста и собака". И так далее. Есть и те, кто, идя по стопам отцов, дедов и прадедов, "находит" истоки любви к танкам в собственном генетическом коде. Но какими бы ни были обстоятельства первого знакомства с "железным зверем", все они рано или поздно приводят к зрелому, взвешенному решению - связать свою судьбу со службой в танковых войсках. У нашего собеседника была своя, довольно необычная история такой встречи. На Широколамском полигоне Одесского военного округа танкисты давно приметили сержанта, начальника аппаратной дальней связи, проявляющего неуемный интерес к их машинам. И накануне широкомасштабных учений "Запад-73" любознательному связисту все-таки доверили рычаги управления танка Т-55. Сегодня его службе в бронетанковых войсках пошел четвертый десяток лет. В преддверии Дня танкиста на вопросы корреспондента ответил начальник бронетанковой службы ДВО генерал-майор Сергей МУРЯ.

- Сергей Ефимович, наверное, это уже можно назвать традицией, что в канун своего профессионального праздника разговор с начальниками управлений и служб ДВО о положении дел в войсках не выходит за рамки деловой беседы...

- И в этом нет ничего особенного. Праздник праздником, а служебные вопросы постоянно требуют решений. Ничего не поделаешь: объемы задач плюс дальневосточная специфика.

- В чем она состоит для БТ службы округа?

- В нашем ведении находятся практически все бронетанковое вооружение и техника округа, которые должны грамотно обслуживаться, быть исправными и боеготовыми. Поэтому мы отвечаем за поддержание их качественного состояния и работаем над сохранением численности парка боевых машин.
Определенный отпечаток накладывают многообразие и так называемая разномарочность техники, находящейся в войсках ДВО.
За этими словами большой комплекс вопросов и серьезный объем задач, решение которых невозможно без грамотных специалистов. Ведь они должны знать каждую машину и уметь организовать правильную ее эксплуатацию, регламентированное обслуживание, подготовку к переконсервации и контрольному пробегу, постановке на длительное хранение. Также нельзя забывать о выполнении текущих, средних и капитальных ремонтов, организации поставок в войска запасных частей и материалов.

- Насколько себя оправдывает новая система ремонта по техническому состоянию, проводимая в войсках округа?

- Этот подход теперь лег в основу новой концепции, определенной ГАБТУ Минобороны РФ уже в масштабах всех Вооруженных Сил страны, которая позволит повысить надежность парка бронетанкового вооружения и техники, имеющей незначительный выработанный ресурс, но находящейся в войсках 15 лет и более.
Возникновению данного вида ремонта предшествовала предложенная начальником вооружения - заместителем командующего войсками округа по вооружению генерал-лейтенантом Олегом Семеновичем Райхманом и бывшим начальником БТС округа генерал-майором Виктором Ивановичем Демидовым система проведения регламентированного технического обслуживания с углубленным объемом дополнительных работ. Данный вид обслуживания проводился силами войск.
Учитывая опыт дальневосточников, начальником ГАБТУ Минобороны РФ было принято решение организовать этот вид ремонта на бронетанковых заводах Министерства обороны страны. Суть данного ремонта заключается в проведении в заводских условиях входного контроля всех систем, узлов, агрегатов и механизмов боевых машин, проведение необходимого объема восстановительного ремонта с приведением в соответствие с установленными техническими условиями.

- Сергей Ефимович, практика последних лет показывает, что в войсках округа уже не ново проведение этапов боевой стрельбы на БТУ или РТУ в сочетании с форсированием водных преград. Как, на ваш взгляд, выполняются мероприятия технического обеспечения этой трудоемкой задачи?

- Обучение экипажей преодолению водных преград и подводному вождению, тем более в ходе динамики "боя", конечно, сложный и ответственный этап боевой учебы, требующий больших знаний, длительной и тщательной подготовки. Ведь, преследуя учебные цели, важно не допустить несчастных случаев на воде, вероятность которых при действиях на технике резко возрастает.
В войсках округа эта практика получила начало в 2002 году сразу на двух территориальных направлениях: на полигонах в Амурской области и в Приморье. Кроме этого, участок форсирования оборудован и на одном из полигонов близ Хабаровска. С каждым годом этот элемент боевой подготовки войск совершенствуется, усложняется и отрабатывается в большем объеме. Приятно, что начинали с обыкновенных занятий по вождению, а теперь уверенно проводим БТУ и РТУ с форсированием. Думаю, и дальше будем наращивать усилия на этом фронте работы.

- Как влияет опыт командировок в "горячие точки" на процесс эксплуатации техники в войсках? Изменился ли в этом плане подход?

- Опыт боевых действий - всегда не только крепкая профессиональная, но и жизненная школа, которая заставляет оценивать одни и те же события по-разному. И если в мирной обстановке мы позволяем себе какие-либо послабления, то на войне каждая упущенная мелочь может стоить жизни всему его экипажу. Поэтому в боевой обстановке, коль уж готовят машину, то в первую очередь обращают внимание на вопросы ее технического состояния, на способность действовать по предназначению и выполнить боевую задачу в полном объеме, а не думают о внешнем виде и не заставляют выкрашивать в трехцветный "камуфляж" ее борта. Это не пустые слова.
Взять, например, конкретный эпизод из работы танкистов в боевой обстановке. Перед боем механик-водитель Т-80 всегда тщательным образом подготовит свои аккумуляторы. Никому не доверяя, обязательно проверит их, измерит плотность и напряжение батарей, чтобы в ответственный момент техника не подвела - "восьмидесятка" без электропитания не заведется ни воздухом, ни буксиром. Для сравнения: как-то в ходе подготовки к ПТУ в войсках я наблюдал противоположную ситуацию - машины стоят на огневом рубеже с разряженными аккумуляторами, но "сметливые" командиры припасли провода, дабы в случае чего "запитаться" для запуска двигателя от соседней машины. Война таких ошибок не прощает.
Есть пример и для механиков-водителей БМП. Случай, по поводу которого в войска округа разослана даже специально разработанная инструкция. Проблема распространенная - отказ в работе топливного насоса. А причина неисправности элементарная: горючее подается в топливную систему через систему очистки, замыкающим звеном которой является фильтр тонкой очистки, но если этот механизм после обслуживания был неправильно или не полностью собран, то он автоматически отключается от системы очистки. В итоге нефильтрованное топливо напрямую поступает в насос, который по этой причине быстро приходит в негодность. В итоге двигатель молчит, машина остается без движения. И теперь ее, применяя войсковой "сленг", пытаются завести "с толчка". А всему виной - расчет на авось.
- Сергей Ефимович, специалистов вашего профиля сегодня готовит только один военный вуз страны. Вероятно, вам приходится "давать бой" за каждого офицера-выпускника...

- Конечно, мы стараемся отслеживать судьбу воспитанников Омского высшего военного танкового инженерного училища. С танковыми вузами, в том числе и командного профиля, у нас налажено тесное взаимодействие и по вопросам распределения выпускников, и по внесению коррективов в организацию учебного процесса с учетом сложившейся в войсках обстановки.
Другое дело, что сегодня мотивация службы на Дальнем Востоке для молодых офицеров невысока. Тем не менее мы стараемся создать им достойные условия службы, быта и добиваемся полного обеспечения по всем видам довольствия. Также, работая в частях, я персонально встречаюсь с каждым начинающим офицером-танкистом, знакомлюсь с его устремлениями и подбираю кандидатов для выдвижения на вышестоящие должности. Эта работа ведется в рамках созданной системы подбора кандидатов и подготовки кадров. Сегодня уже есть реальные результаты такого подхода. Так, в частности, в нашей службе с недавних пор полку офицеров прибыло. Майоры Андрей Мухин и Иван Семенов успешно проходят службу в нашем коллективе, а их наставником является ветеран БТС округа начальник отделения организационно-плановой эксплуатации полковник Алексей Гончаров.

- Сергей Ефимович, о чем, несмотря на праздник, больше всего болит голова начальника бронетанковой службы ДВО?

- Это, чего греха таить, неизжитая в войсках округа "болезнь" разукомплектования техники. Характерная для ВС РФ проблема хищения дорогостоящих элементов вооружения и техники сегодня волнует не только меня, но и других начальников. К сожалению, практика прокурорских предостережений, работа следственных органов, показательные суды оказывают воспитательный упреждающий эффект не на всех.
Также оставляет желать лучшего призывной контингент, который сегодня приходит служить в подчиненные службе части и ремонтные заводы. Так, например, часто нам приходится обучать специалиста с незаконченным средним образованием, полгода вводить его в курс дела, а потом только начинать загружать выполнением специализированных задач.

- Что вы хотели бы пожелать танкистам-дальневосточникам?

- В первую очередь хочу поздравить всех танкистов "сороковых-пороховых", которые своим потом и кровью ковали Великую Победу и прославили наш род войск, а также ветеранов оборонной промышленности. Их труд зачастую остается в тени.
Отдельное спасибо нынешним танкистам: командирам и инженерам, с которыми мы продолжаем общее славное дело наших дедов и отцов.

http://www.redstar.ru/2006/09/09_09/2_01.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме