Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Надеюсь, что вхождение Болгарии и Румынии в Евросоюз послужит укреплению православия в Европе

Митрополит Варненский и Великопреславский  Кирилл  (Ковачев), Церковный вестник

09.09.2006

Митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл является одним из наиболее авторитетных иерархов Болгарской Православной Церкви. В интервью ответственному редактору ЦВ Сергею Чапнину митрополит Кирилл размышляет о проблемах экуменизма, европейской интеграции и роли русских туристов в жизни Варненской митрополии.

- Ваше Высокопреосвященство, в качестве наблюдателя вы участвовали в Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Порту Алегри. Как вы оцениваете результаты этого форума? Есть ли перспективы у нашего диалога с протестантами или у православных с протестантами становится все меньше общего?

- Да, к сожалению, общего у нас становится все меньше и меньше. И в частных разговорах, и в более широких дискуссиях на ассамблее я не раз повторял: хорошо общаться, посидеть, поговорить, дать комментарий на какой-то текст, но если мы хотим получить положительные результаты нашего общения, то нужно хотя бы немного подумать о том, как каждая Церковь воспринимает веру Христову. Только после этого можно постараться потихонечку - это нелегко - там, где возможно, сближаться. Нельзя повторять те ошибки, которые были прежде. Вспомним, например, Мартина Лютера и других протестантов: отделившись от Католической Церкви, они должны были бы возвратиться к православию. А они решили все устроить сами по себе. И пошли новые "ветви", новые и новые разделения. Теперь этим разделениям уже века, и сейчас трудно объяснить протестантам, особенно молодым, зачем нужно возвращаться к православию. Если бы тогда это было сделано, мы пришли бы к единой вере, и не было бы той большой исторической ошибки. Они кивают, говорят: "Да, это хорошо, но мы ждем: когда Господь скажет, тогда и будет единство". Я говорю: "Мы не должны ждать. Что такое ждать? Вот, давайте, сядем за стол и будем ждать, кто нас будет кормить, если мы сами ничего не сделаем". Они так, немножко посмотрели друг на друга: "Да, действительно, но Господь - милостив. Мы должны только на Него надеяться". Это хорошо, но недостаточно. Когда на ассамблее инославные читали Символ веры, из этой молитвы, к сожалению, они опускали слова о вере в единую святую Церковь. И когда они слышат эти слова, то начинают смеяться. Я сам слышал, как они повторяли: "Ну что такое - святая Церковь?" Вот это показывает, что у них нет желания действительно обсуждать свое видение Церкви Христовой, а раз так, то и особого духовного смысла у этого собрания нет. Но с другой стороны, мне кажется, что общаться с протестантами стоит. Они уже кое-что восприняли от Православия, это видно. И по крайней мере на человеческом уровне это общение сближает, помогает преодолеть недоверие, недоброжелательность. Никто из православных от этих встреч еще не соблазнился, не ушел из Церкви. Я не вижу в таком общении ничего отрицательного, если наше главное намерение - свидетельствовать о нашей православной вере.

Мы должны участвовать в работе и Всемирного Совета Церквей, и Конференции европейских церквей (КЕЦ). В Москве на саммите религиозных лидеров у меня состоялась встреча с генеральным секретарем КЕЦ, и мы с сожалением отметили, что наша Болгарская Православная Церковь не участвует в работе КЕЦ. Как вы знаете, 1 января 2007 года Болгария будет входить во все структуры Европейского Союза, и вопрос о возвращении Болгарской Церкви в ВСЦ и КЕЦ у нас будет обсуждать Священный Синод.

- Как сейчас идет процесс интеграции Болгарии в Евросоюз? Что положительного и что отрицательного вы видите в этом процессе?

- Если говорить в целом, то объединяться - это хорошо. Сам Господь призвал нас к единству. И мы должны осуществлять эту миссию через евангелизацию. Это нужно всему миру. Но евангелизация - это не глобализация, в основе которой лежат чисто человеческие, земные интересы. Есть признаки того, что будет лучше в законодательной сфере, в сфере правопорядка, в судебной системе. Но если мы не будем утверждаться в православной вере, пользы не будет. Когда я говорю "мы", то имею в виду весь болгарский народ, который призван не только знать, но и исполнять Закон Божий. Если в сердце человека не живет тот естественный нравственный закон, о котором говорит апостол Павел, то, какие бы законы мы ни сочиняли, не будет успеха. Нас тревожит, что Евросоюз принимает очень сомнительные постановления, например, о гомофобии. Теперь будет сложнее говорить о содомском грехе. Происходит "уравнивание" добродетели, духовного подвига и греха. Это нас очень смущает.

Говорят, что болгарскому народу будет лучше экономически. Но здесь у нас уже есть первый опыт, и он очень нехороший. Наши маленькие предприятия не могут выжить в условиях интеграции. Евросоюз давит их. Многие люди остаются без работы.

Но какие бы трудные времена не наступили, я считаю, что наша главная задача остается неизменной - утверждаться в православной вере. Запад во многом уже утратил христианские основы своей жизни, об этом говорят даже высшие иерархи Католической Церкви. Православные народы сохранили свои духовные традиции. И я верю, что наши традиции обогатят Европу. Два православных народа в скором времени будут входить в объединенную Европу - болгарский и румынский. Надеюсь, это послужит укреплению православия в Европе. Мы должны использовать эту возможность для осуществления миссии Православной Церкви - миссии спасения человеческих душ.

- Владыка, мы беседуем с вами в Варне, в разгар летнего сезона. В последние годы здесь отдыхает много русских, насколько ощутимо их участие в церковной жизни вашей митрополии?

- Конечно, их участие очень ощутимо не только для меня, но и для многих наших прихожан. Даже в мелочах мы видим примеры удивительного русского благочестия: женщины приходят в храм с покрытой головой; многие очень благоговейно, иногда с поклоном - даже наше духовенство удивляется - подходят к священнику. Для нас это очень важный пример.

В начале июля на курорте Албена отдыхали 2500 русских детей. Когда я приехал на встречу с ними и вошел в зал, они все как один встали. И я увидел в этом не просто уважение к епископскому сану, но и готовность к молитве. На этой встрече я говорил о Православии, о том, что все мы - братья-славяне и должны быть вместе. Наш митрополит Тырновский Климент еще в XIX веке говорил: "Есть православие - будет Болгария!" Есть православие - будет и Россия. Эти слова истинны и сегодня.

- Как вы оцениваете ситуацию в Охридской митрополии? Это древняя кафедра Болгарской Церкви, и, думаю, вам не могут быть безразличны события, которые происходят сегодня в Македонии. Для всех православных эти события отдаются болью...

- Мне не раз приходилось говорить о проблеме непризнанной Македонской Православной Церкви. Я считаю, что прежде всего нам необходим открытый, честный и искренний диалог. Без этого разрешение существующих проблем невозможно.

Не так давно болгарские архиереи были на приеме у Святейшего Сербского Патриарха Павла, беседовали с другими сербскими епископами, с Черногорском митрополитом Амфилохием. Мы говорили: "Мы должны вместе сесть и поговорить о нашей церковной истории, которая неразрывно связана с сегодняшним днем". Но сербы не хотят об этом говорить. Эти земли были канонической территорией Болгарской Церкви, но сегодня мы не имеем никаких претензий на них ни к Сербской, ни к Македонской Церкви. Напомню, что Болгария первой признала независимость Македонии. Нам нужно говорить об исторической правде, а она такова, что Сербская Церковь купила эти епархии за деньги, и таким образом они перешли к ней. В Сербии нам говорят: "Это не так!" Я говорю: "Извините, я не хочу никаких конфликтов, но есть исторические свидетельства, документы". Из истории нужно делать выводы, и мы их можем сделать вместе. Не нужно обращаться ни к Вселенскому Патриарху, ни к Русскому, надо самим - Сербской и Болгарской Церквам - постараться решить эти проблемы. Мы не хотим делать никаких заявлений по проблеме Македонской Церкви, но надеемся, что у нас будет возможность сесть за общий стол переговоров. Это должен быть диалог современных, интеллигентных православных христиан, заботящихся о единстве Православной Церкви.

http://tserkov.info/numbers/orthodox/?ID=1883



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме