Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Днесь царевича почтим

Российская Федерация сегодня

09.09.2006


Царевич Димитрий - святой покровитель Углича …

Дни города многие отмечают ярко и с размахом. В Угличе - старинном русском городке на Волге - особо. Были в этом году здесь и концерт, и салют, и детские забавы. А макушкой праздника стала всенародная отливка нового колокола, так как торжества совпали по времени с 400-летием канонизации святого благоверного царевича Димитрия Угличского. Сотни угличан пришли на главную - Успенскую площадь, чтобы стать свидетелями таинства рождения, а затем и освящения юбилейного колокола архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом. В церемонии участвовали губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын и глава Угличского муниципального района Элеонора Шереметьева. По нашей просьбе Элеонора Михайловна - знаток и берегиня русской истории и традиций - рассказывает о судьбе колоколов Углича.

Колокола Углича

Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат.
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я
Спешу туда ж - а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич;
Царица-мать в беспамятстве над ним,
Кормилица в отчаянье рыдает...

А. С. Пушкин.
"Борис Годунов"


О роковом событии, свершившемся 15 мая 1591 года в Угличе и запустившем механизм Смутного времени на Руси, возвестил людям набатный колокол. Таких колоколов - набатных, всполошных, вечевых - на Руси много было, но угличскому уготована была судьба трагическая, а слава - на всю русскую землю.

Тотчас как только произошло преступление, бить в набат приказала царица Мария Федоровна, мать царевича Димитрия. Соборный пономарь Федот Огурец побежал звонить на колокольню Спасо-Преображенского собора, так как только на Спасской колокольне был колокол, именуемый в летописях "набатным", который созывал угличан на княжий двор в важных случаях. Пономарь "припер за собою двери на колокольню, так что Битяговский не мог отбить запертой двери и отправился на место злодеяния".

"Тринадцативершковый легкий язык в руках злополучного священного звонаря вызвал резкий, заунывный звук колокола. Этот звук далеко огласил стогны обширного тогда Углича и проник в душу каждого гражданина. Все улицы наполнились людьми встревоженными, изумленными; бежали на звук колокола, смотрели дыма, пламени, думая, что горит дворец". Далее происходят известные события: побитие камнями "злодеев" - убийц царевича, страшный в неуемном гневе самосуд толпы. Все это время, не умолкая, звонил набатный колокол, увеличивая толпы и печаль угличан.

По результатам произведенного следствия казнили около двух сотен угличских граждан, многим отрезали языки. Колокол, в который били набат, было приказано сбросить с колокольни и, лишив крестного знамения, вырвать язык, отрубить одно ухо, наказать его двенадцатью ударами плетьми и сослать в Тобольск. К месту ссылки колокол было велено тащить на себе сосланным туда же угличанам. В Тобольске он был сдан в приказную избу сибирского воеводы и записан в статейный список "Первым ссыльным неодушевленным".

С 1849 года угличане начинают ходатайствовать о возвращении ссыльного на родину. Этот труд растянулся на 43 года. "Дело о колоколе" рассматривалось в Святейшем Синоде и было представлено государю императору. 19 июля 1891 года Александр III начертал вердикт на прошении: "Я полагаю, что все-таки можно вернуть его обратно в город Углич, так как в Тобольске он совершенно не нужен и легко заменить его другим". И только весной 1892 года купцы И. А. Жаренков, И. А. Истомин и В. Н. Кашинов, уполномоченные Угличской городской Думой, с первыми пароходами направились в Тобольск, где, уплатив Тобольскому историческому музею 600 рублей в возмещение затрат на устройство нового колокола, получили колокол и в тот же день отправились с ним в Углич. Он стал первым экспонатом открывшегося Угличского музея отечественных древностей.

От этого знаменитого колокола к началу ХХ столетия в Угличе вырос и сложился огромный и прекрасный ансамбль колоколов. На 25 колокольнях приходских храмов и монастырей их находилось около 200. Самым большим был колокол Алексеевского монастыря, весивший 670 пудов (около 11 тонн). Он имел красивый низкий бархатный звук. Колокол весом в 530 пудов находился на колокольне Богоявленского монастыря. Колокола Покровского монастыря были подобраны по камертону. Существовали свои угличские мелодии и порядок общегородских звонов на большие праздники. Некоторые колокола отливали принародно рядом с храмами. Так, в начале ХХ века для церкви Николы на Суховом пруду был отлит большой колокол. Горожане сносили для его отливки оловянные и медные вещи.

Эти колокола постигла трагическая участь. В 1929 году они были сброшены с колоколен, разбиты и увезены в переплавку. Казалось, что древнее искусство колокольного литья и звонов навсегда утрачено.

Наша акция по принародной отливке колокола - первый шаг по возвращению голосов храмам и возрождению древнего искусства.

http://www.russia-today.ru/2006/no_16/16_end_2.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме