Архиепископ Анастасий: Восстанавливая албанскую церковь

0
311
Время на чтение 8 минут
Блаженнейший Анастасий, Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дурресско-Эльбасанский
Блаженнейший Анастасий, Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дурресско-Эльбасанский
В июле 1991 года в Тирану прибыл уже пожилой православный священнослужитель, одетый в монашескую рясу, в очках и с седой бородой. В аэропорту его встречали лишь несколько человек. Сразу после завершения формальностей паспортного контроля группа верующих направилась в центр албанской столицы, к руинам разрушенного коммунистами православного храма. Здесь, на этих развалинах, священнослужитель совершил первую за четверть века Божественную литургию. Так началось служение в Албании владыки Анастасия (Яннулатоса), впоследствии (с 1992 года) Блаженнейшего архиепископа Тиранского и всей Албании.

За 15 прошедших лет целая Поместная Церковь, ранее полностью уничтоженная коммунистическим режимом, возродилась из пепла. В первые дни жители Тираны смотрели на православного епископа с недоумением. Впоследствии против него восстали албанские националисты: владыка Анастасий был греком и посланником Константинопольского патриарха, в то время как возобновители Автокефальной Албанской Церкви установили требование, чтобы все епископы этой Церкви были по происхождению албанцами. Однако, несмотря на кампанию, развязанную против него, владыка Анастасий сумел восстановить иерархию и структуру Церкви, отстроить сотни храмов и богоугодных заведений по всей стране. Сейчас не только православные верующие, но и многие мусульмане в Албании воспринимают владыку Анастасия одним из лидеров нации, признавая его заслуги в области просвещения и благотворительности.

"Главная трудность была в том, что я иностранец. Я совсем не знал албанского языка. Мне нужно было выучить этот сложный язык уже в достаточно преклонном возрасте - я приехал в страну в возрасте шестидесяти двух лет. Православное сообщество в Албании неоднородно, здесь есть и албанцы, и греки, и славяне, и аромуны (влахи), и другие, каждая группа находилась под определенным влиянием извне. Повсюду господствовала атмосфера подозрительности и враждебности. В начале 1990-х годов отношения между Албанией и Грецией были напряженными, в Албании были обеспокоены политическими намерениями Греции. Многие не могли поверить в искренность моих собственных намерений и были недовольны тем обстоятельством, что главой Автокефальной Албанской Православной Церкви, крупнейшей христианской организации в стране, стал грек", - рассказал в интервью греческой газете "Катимерини" (15.08.2004) владыка Анастасий.

На него до сих пор стараются оказывать давление националистические группировки, некоторые из которых требуют даже высылки клириков-греков из страны. В 1994 году был составлен проект Конституции страны, согласно которому, архиепископ-иностранец должен покинуть Албанию. Этот проект не был реализован, но угроза, исходящая от националистов, по-прежнему остается. Так, до сих пор архиепископу не предоставлено албанское гражданство, несмотря на несколько официальных прошений, поданных им. Огромные трудности встречали просьбы Церкви о возвращении ей храмов, монастырей и других зданий.

Будущий архиепископ прибыл в Албанию один, у него на первых порах не было в распоряжении ни сотрудников, ни денежных средств. Но забота о хлебе насущном была далеко не единственной. Албания с начала 90-х годов прошлого века переживала период смут и нестроений, постоянно находясь на грани гражданской войны. Приходилось забывать и о самых обычных удобствах - электричестве, водопроводе, отоплении. И это в столице - Тиране. В отдаленных епархиях дела обстояли еще хуже.

"Дороги, особенно в первые годы, были ужасны. На каждый метр - две-три ямы. В горах нам приходилось тратить по три часа на двадцатикилометровый маршрут", - вспоминает архиепископ. Все эти тяготы делали труд владыки Анастасия в Албании столь же сложным, как и в бытность его проповедником в африканских джунглях. "Раздавалось множество голосов, в том числе и дружеских, которые говорили, что на этой каменистой и пустынной в духовном отношении земле ничто не может вырасти, что нет надежды организовать здесь что-то серьезное, и следует счесть за лучшее отъезд из страны", - говорит владыка Анастасий. "Но ведь я приехал в Албанию не по собственному выбору. Эту миссию на меня возложила Церковь, а конкретно - Вселенский патриархат, и я принял ее с верой. Конечно, не было никакой уверенности в положительном результате этой миссии. Но для нас важен был не успех сам по себе, а последовательное исполнение нашего долга. Остальное мы оставили в руках Божиих".

Владыка Анастасий признает, что в определенный момент (в 1998 году) он был готов сложить с себя полномочия архиепископа. В тот год против него была развернута особенно мощная клеветническая кампания, и владыка приходил к выводу, что его уход мог бы вывести Церковь из-под гнета и помочь делу восстановления Православия в Албании. Однако впоследствии он изменил свое мнение, проанализировал все обстоятельства своей возможной отставки и принял решение остаться в Албании и продолжить дело, ради которого он был послан. "Когда я решил остаться в Албании, я понимал, что моя жизнь каждую минуту находится в опасности. Мои друзья даже предлагали предоставить мне пуленепробиваемый автомобиль и нанять охрану. Я поблагодарил их и объяснил, что это было бы серьезнейшей ошибкой: архиепископ должен надеяться на защиту Божию. С того момента, как ты смирился с существованием опасности, ты свободен и внутренне мирен", - говорит владыка. Впрочем, в Албании архиепископ Анастасий нашел не только врагов, но и единомышленников, и друзей. С самого начала он получал помощь и поддержку от православных греков Греции и Америки.

Однако контингент иностранцев в Албанской Церкви всегда оставался небольшим - не более 20 человек. Широкую экономическую поддержку возрожденной Поместной Церкви оказывали жители Греции, в кампанию по сбору средств включились и некоторые средства массовой информации. Греческое правительство, а именно министерство образования и исповеданий, также оказывало официальную поддержку архиепископу Анастасию, однако старалось делать это деликатно, с тем, чтобы не провоцировать албанских националистов, считающих владыку Анастасия проводником греческого политического влияния в Албании.

Трудами владыки Анастасия удалось наладить добрые отношения православных с другими вероисповеданиями и инославными в Албании, прежде всего - с мусульманами, во вторую очередь - с католиками. "Личные отношения лидеров способствуют созданию мирного климата в делах церковных", - считает архиепископ Албании. "Конечно, все эти годы не были безоблачными, - признает он. - Некоторые экстремистские круги позволяли себе неприемлемые действия, такие как уничтожение фресок в православных храмах и даже их поджоги, стремясь создать атмосферу напряженности. Мы старались этого избегать. Мы, представители разных конфессий, сотрудничали в период кризиса, в котором оказалась страна, чтобы облегчить положение народа. Все знают, что религиозные общины в Албании (мусульмане, православные христиане, римо-католики) предприняли большие усилия для мирного сосуществования".

Согласно албанской конституции, страна является "народным государством". Провозглашается свобода вероисповедания. Но на уровне местных властей в отдельных провинциях эта религиозная свобода постоянно подвергается сомнению, мусульмане хотят видеть Албанию полностью мусульманской, и зачастую враждебно настроены к христианам. С огромными трудностями приходится сталкиваться Церкви при попытках вернуть в свою собственность храмы. Так, в городе Премети некоторые мусульманские активисты организовали кампанию по уничтожению православного прихода и превращения здания в "культурный центр". Определенная предвзятость не в пользу православных наблюдается и в многочисленных комиссиях, которые рассматривают прошения о реституции и принимают решения о возвращении Церкви тех или иных зданий. При этом архиепископ Анастасий не считает, что в стране всем навязывается одна религия, поскольку свобода вероисповедания все же в достаточной степени защищена конституцией. Многие албанцы остаются неверующими, будучи воспитаны в атеистическом духе во времена коммунистического правления. При этом в большинстве албанских городов есть и мечети, и православный храм.

Владыка Анастасий считает необходимым сохранять многоконфессиональный статус Албании, но уже соседнюю Грецию он считает сугубо православной страной со многими вытекающими последствиями. Так, по его мнению, высказанному еще в 1976 году в книге "Ислам: Религиозное обозрение", греческим мусульманам следует позволить иметь все необходимое для отправления культа, включая мечети. Однако не следует, считает владыка Анастасий, позволять финансирование мусульманской общины иностранными исламскими государствами, которые, в свою очередь, не разрешают на своей территории возведения даже небольшого христианского храма.

Впрочем, эта логика успешно используется и против самого архиепископа Анастасия, которого укоряют в том, что его Церковь финансируется во многом из греческих источников. Здесь у Албанской Церкви есть один сильный контраргумент: она никогда не выступала и не выступает за "христианизацию" Албании, а напротив, проповедует мирное сосуществование различных религий в этой стране.

Полное запустение встретило владыку Анастасия, когда он 15 лет назад прибыл в Албанию. "Благодатью Божией Церковь была восстановлена из руин. Двадцать три года Автокефальная Православная Церковь практически не существовала. Во многих местах даже и следы развалин православных храмов исчезли. Нам необходимо было все начинать с начала, притом в исключительно неблагоприятных условиях", - говорит архиепископ.

Размер уже осуществленных трудов поражает. Была полностью воссоздана церковная инфраструктура епархий, были организованы приходы в большинстве городов и многих деревнях страны. Преодолев тяжелое сопротивление местных экстремистских кругов, в 1998 году удалось восстановить Священный Синод Албанской Церкви. По всей стране была воссоздана церковно-приходская жизнь, особое значение архиепископ придавал при этом регулярному совершению таинств, проповеднической и катехизационной деятельности, а также благотворительности. Уже в 1992 году начала работу семинария, впоследствии преобразованная в духовную академию. За истекшие годы было хиротонисано более 130 клириков, каждый из которых получил высшее образование и трехлетнюю пастырскую подготовку. В 1998 году был организован церковный лицей с интернатом. Огромная работа была проделана и по восстановлению православных храмов. 85 церквей были отстроены с нуля, еще 70 восстановлены из развалин, более 140 храмов были полностью отремонтированы. Кроме этого, были построены свыше 20 зданий для клира, школ, под гостиницы, мастерские, для клиник. Церковь организовала собственный строительный трест, который стал одним из крупных работодателей в Албании, обеспечив занятость тысячам безработных. Церковь ведет обширную переводческую и издательскую деятельность. Издается ежемесячная албаноязычная газета "Воскресение" и четыре журнала, а также книги по литургике, уставу и богословию. Всего за эти годы было издано свыше 70 наименований книг на албанском языке.

В деятельности Албанской Церкви присутствует и молодежное направление. В албанских школах запрещено упоминать о религии, так что функцию духовного воспитания берут на себя церковно-приходские учебные заведения и популярные летние лагеря, организуемые Церковью и принимающие ежегодно тысячи молодых людей со всей страны. Большое внимание уделяется социальному служению Церкви. Так, Церковь осуществляет программы в области здравоохранения, образования, культуры и охраны окружающей среды. В годы тяжелых кризисов, которые на протяжении последних лет поражали албанское общество, Церковь брала на себя функции распределения гуманитарной помощи, одежды, лекарств для бедных семей и беженцев. В Тиране был создан диагностический центр "Благовещение", где работают врачи 24 специальностей. Только этот центр обслуживает до 6000 больных ежемесячно. Также Церковь построила четыре поликлиники в албанских городах и предоставила для помощи населению передвижную зубоврачебную клинику.

Когда в 1999 году Албанию наводнили сотни тысяч беженцев из охваченного войной Косова, Церковь не осталась в стороне и организовала сбор помощи нуждающимся. Всего на эти цели было собрано свыше 12 миллионов долларов, что позволило оказать помощь более чем 30 000 человек, оказавшихся без крова. Были организованы временные лагеря для беженцев, их снабжали одеждой и лекарствами, предоставляли медицинскую помощь. В то же время Элладская Православная Церковь в соседней Греции собрала большие средства для помощи беженцам-сербам. Наконец, Албанская Церковь организовала к настоящему моменту 14 детских садов по всей стране, общеобразовательную школу и два техникума, которые готовят специалистов по девяти профессиям. Социальное служение стало одним из основных направлений церковной деятельности. Благодаря этому Албанская Православная Церковь добилась прочного положения в обществе и привлекла множество верующих.

Поместная Церковь, фактически заново основанная в 1990-е годы, теперь крепко стоит на ногах, а православная жизнь в Албании переживает период расцвета.

Фото - Парменов А.Г. / Православие.Ru

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=602&did=1931
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Надеждин
Колчаковский офицер в Кремлёвской стене?
Решение одной этико-исторической задачи. Окончание
08.04.2021
Колчаковский офицер в Кремлёвской стене?
Решение одной этико-исторической задачи
06.04.2021
Дорогие товарищи! Расстрела не было, а трупы откуда?
О крайнем фильме Андрея Кончаловского – взгляд с киевского Майдана
01.03.2021
Дорогие товарищи! А был ли расстрел?
О крайнем фильме Андрея Кончаловского – взгляд с киевского Майдана
27.02.2021
Все статьи Алексей Надеждин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59