Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Важность религиозного образования

Митрополит Рязанский и Касимовский  Симон  (Новиков), Воскресная школа

01.09.2006

"Миссия Церкви, стремящейся обновить христианские основы цивилизации, немыслима без образования и воспитания. Духовно-нравственное воспитание юного поколения немыслимо без сотрудничества Церкви и государственной системы образования. Жизненно необходимо развивать в детях и подростках нравственное чувство, любовь к Отечеству, его истории и языку".
Митрополит Симон



Рязанской епархией вновь управляет митрополит

25 февраля с. г. на праздник Иверской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского архиепископ Рязанский и Касимовский Симон был возведен в сан митрополита. Столь знаменательное для Рязанской земли событие произошло по воле Божией благодаря многолетнему усердному служению рязанского архипастыря.

Желаем дорогому владыке доброго здоровья, помощи Божией во всех его архипастырских заботах, многих лет служения Святой Православной Церкви во славу Господа нашего Иисуса Христа.

Историческая справка

Первым митрополитом на Рязанской земле был митрополит Иларион Рязанский и Муромский (1669-1673). Вторым - Иосиф IV (1674-1681). С 1681-го по 1686 год - митрополит Павел (Моравский), 1687 - 1700 гг. - митрополит Авраамий, 1700 - 1722 гг. - митрополит Стефан (Яворский).

После его кончины Рязанскую епархию возглавляли епископы и архиепископы
.

Митрополит Симон - 80-й владыка Рязанской земли. За прошедший год в Рязанской епархии вновь открыты еще 18 храмов. В настоящее время в епархии 234 храма, 19 часовен, 8 монастырей (4 мужских и 4 женских). По благословению священноархимандрита Авеля, настоятеля Свято-Иоанно-Богословского монастыря, в епархии издается православная газета "Благовест", информацией из которой мы с благодарностью воспользовались.

- Владыка, Вы прошли большой жизненный путь и путь служения. По Вашему мнению, в том, какими путями люди приходят к Богу, играет ли образование (в частности религиозное) какую-то роль?

- Мудрость народная говорит: "К Богу дорог много", и каждый человек приходит к Нему своим путем. Но религиозное образование в жизни человека сходно с компасом, который не дает ему блуждать в сплетениях неверных дорог и выводит кратчайшим путем к Господу. В Священном Писании сказано: Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим (Мф. 22, 37). В этих словах можно увидеть прямо указание на важность религиозного образования. Знание о Боге, являющееся предметом христианского образования, является неотъемлемой частью утверждения человеческой души в Боге. Критерием и результатом истинного образования является выработка целостного мировоззрения, которое наиболее полно раскрывается в учении Православной Церкви.

- Каким, на Ваш взгляд, должно быть сейчас, на рубеже третьего тысячелетия, религиозное образование? Что следует взять из прошлого (в том числе дореволюционного), а что необходимо привнести нового, учитывая вызов времени и условия безбожного, языческого общества, в котором мы живем?

- Среди живущих есть люди верующие, но есть и неверующие во Христа, и все они составляют общество. А что касается времени, то оно никогда не было особенно благоприятствующим к стоящим в вере. Верно, что возросли темпы, время уплотнилось, уменьшилась доля его для сердечных бесед и неспешных размышлений, но при желании и сейчас можно выбрать время для молитвы, для чтения душеполезных книг, для посещения храма. Именно в храме и проходит основное образование души христианина, научение добру. Если же говорить о религиозном образовании помимо богослужений и молитвы, то здесь главенствующее место должно принадлежать воскресным школам, духовным училищам и православным гимназиям, где предметы преподают духовно зрелые люди, а не равнодушные "историки религии". В дореволюционных гимназиях нельзя было себе представить, чтобы Закон Божий преподавал человек, не знающий даже "Отче наш".

На мой взгляд, сейчас пришло время творческого развития системы православной культуры, в рамках которой должна быть построена и система православной педагогики. Приближение школьного и внешкольного воспитательского дела к путям православной культуры является исключительно важной задачей.

Второй важный момент - необходимо раскрыть внутреннюю связь подлинных серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает христианство; освятить все проблемы современной педагогики тем учением о человеке, о его внутреннем мире, о его судьбе, какое живет в православном сознании.

- Как Вы полагаете, в какой мере можно использовать в религиозном и духовном образовании современные технические средства и новейшие информационные технологии - компьютеры, виртуальные обучающие системы, телевидение? Не изменяется ли содержание образования от использования этих информационно-технических "чудес"?

- Компьютер, как и, наверное, любое техническое новшество, не может быть сам по себе плохим или хорошим изобретением. Все зависит от человека, с какими намерениями садится он за экран монитора. Такие же споры велись в свое время и вокруг радио, и вокруг космоса, атома, генетики - несть числа аренам борьбы добра и зла. Всюду нужны чистые помыслы и бдительный разум. Но в какой мере сможет телевидение или виртуальная реальность заменить живую душу учителя? Замечательный учитель жизни и педагог Николай Иванович Пирогов придавал гораздо большее качественное значение делу воспитания детей, чем стремлению пополнить юные головы пестрым знанием. Сможет ли компьютер без нравственного влияния учителя направить юные души по пути добра и правды, утвердить почитание родителей, наставников и вообще старших, воспитать патриотов Родины, привить любовь к Отечеству, то, без чего человека затруднительно даже считать таковым? На деле даже полезные знания, которые можно получить с помощью машины быстрее, чем при традиционных методах преподавания, нередко оборачиваются против души человека. Нередко реактивные способности молодых людей позволяют им обучаться механическим действиям, не задумываясь над выполняемыми действиями. И не только ученики, но и учителя порой забывают, что компьютер не цель, а средство познания.

Следовательно, все современные технические средства и современные технологии созданы людьми и предназначены им служить. Другой вопрос, какие цели ставит перед собой человек, работающий с ними? Если они направлены к Богу, к созиданию добра, то они не вредны.

- Известны случаи, когда дети, проучившись несколько лет в воскресной школе, уходят оттуда и, более того, после двух-трехлетнего православного обучения становятся атеистами. В чем причина этого печального явления и что делать с этим?

- Да, действительно, бывают случаи, когда дети после обучения в воскресной школе охладевают в вере. На мой взгляд, это связано с возрастными особенностями детства. Об этом хорошо написал профессор В.В. Зеньковский в своей книге "Проблемы воспитания в свете христианской антропологии". Именно в юности человек склонен уходить целиком в мир. Святитель Феофан Вышенский Затворник сравнивал период юности с бушующим морем, которое человеку надо переплыть с наименьшими потерями. Он советовал молодым людям в этот период избегать развлечений, а побольше пребывать в чтении святых отцов и Священного Писания. Нельзя, годок поучившись в воскресной школе, считать себя навсегда победившим грех. Федор Михайлович Достоевский сказал: "Бог с диаволом борются, а место битвы - сердца людей". И эта битва продолжается до последнего вздоха человека. Другой мастер слова, выдающийся русский поэт Василий Федоров предупреждал: "Сердца, не занятые нами, займет без промедления враг!" Поэтому духовной расслабленности, рассеянности сердечной следует опасаться в любом возрасте, особенно же в юном, когда еще не выработаны твердые ориентиры в духовной и в земной жизни. Мне хочется посоветовать родителям и педагогам быть в этот период наиболее внимательными, помогать детям не только советом, но и молитвой за них. Большую помощь в сохранении веры у детей могла бы сыграть православная культурная среда, в которой формировалось бы общение молодых людей.

- Банальная истина: основа общества и нравственности - семья. И в то же время известно: сейчас с семьей особенно неблагополучно - разводы, преступления, пьянство, наркомания, брошенные и, страшно сказать, убитые дети. Чем может помочь Православная Церковь в этом бедствии? Как сохранить и укрепить семью? Как помочь молодым людям устоять в море грехов и соблазнов и создать прочную семью?

- Православная Церковь всегда была надежной учительницей семейных союзов, благословляла их, освящала, подавая благодать в Таинстве брака. За 2000-летнюю историю она накопила богатый опыт христианского построения семьи, разрешения конфликтов в супружеской жизни, надо лишь не стесняться прибегать к ее помощи. При вступлении в брак молодые люди должны знать: "Никто из них не господин себе, но один есть раб другого" (Иоанн Златоуст). Если они будут жертвовать своими интересами, личным временем для семьи, тогда будет у них мир и согласие, а когда муж и жена между собой согласны, - это мудрый полагает в числе блаженств. Но устоять семье без помощи Божией, особенно в наше время, невозможно. Поэтому вступление в брак должно быть освящено церковью, и сама семья должна стать малой церковью и нести в себе образ Пресвятой Троицы: муж, жена, дети. А для этого нужно жить церковной жизнью всей семье, если это сразу не получается, то один из супругов должен взять на себя подвиг молитвы за свою семью с просьбой у Господа о приведении в церковь всех домочадцев.

- Расскажите, пожалуйста, немного о том, как в Вашей епархии поставлено религиозное образование и просвещение. Какие проблемы и трудности стоят перед Вами в этом служении?

- У нас в епархии, как и в других, есть сети воскресных школ, Православное духовное училище, Православная гимназия, организуется летний отдых детей, как сказано выше, мы уделяем в настоящее время большое внимание созданию системы православной культуры - у нас создан духовно-просветительский центр при Николо-Ямском храме г. Рязани, включающий в себя обширную библиотеку, видеотеку, молодежный центр, службу милосердия, православную детскую военно-патриотическую организацию "Витязи", создается школа искусств, школа "Лествица", в епархии проводятся концерты духовных песнопений. В Рязанском государственном педагогическом университете работает центр православной педагогики. Планируется на базе университета открытие теологического факультета. Проводятся научно-практические конференции по проблеме духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

- Ваши пожелания читателям газеты "Воскресная школа".

- Хочется пожелать всем читателям газеты "Воскресная школа" помощи Божией и памятования о том, что врата ада не одолеют Церкви Христовой. Об этом особенно надо помнить в наше лукавое время, так как, по словам Святейшего Патриарха на последних Рождественских чтениях, часто вместо правды мы слышим ложь. Поэтому надо слушать слово Церкви, так как она является "столпом и утверждением Истины".

2000 год
http://vos.1september.ru/articlef.php?ID=200002302



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме