- Волго-Ахтубинская пойма, дельта Волги, Каспийское море - все это уникальный ландшафтный ансамбль, населенный разнообразными, подчас реликтовыми представителями флоры и фауны, нарушение хрупкого равновесия между которыми чревато непредсказуемыми последствиями. Прежде всего для самих людей, - рассказывает заместитель руководителя регионального управления Ростехнадзора Герман Михайлов. - Поэтому с оглядкой на природу обязаны работать все хозяйствующие субъекты Астраханской области, а также военные моряки.
Герман Михайлович Михайлов сегодня не любит вспоминать, сколько хлопот поначалу доставляла передислоцированная из Баку в Астрахань флотилия. Конструктивно морского исполнения, в массе своей старые, с запредельно изношенным оборудованием корабли и суда представляли собой потенциальную опасность для тонко организованных гидробионтов водно-болотных угодий. А когда экологи попытались указать на это, выяснилось, что в условиях режимности частей, отсутствия у них банковских счетов определить характер и масштабы загрязнения, равно как установить и привлечь к ответственности виновных в том должностных лиц весьма проблематично. Бороться бы гражданским специалистам с "ветряными мельницами" и дальше, не появись у каспийцев собственная экологическая служба.
Свое боевое крещение, если так можно сказать, возглавляемая капитаном 2 ранга Виталием Яныкиным служба получила летом 2002 года, в период крупномасштабных маневров на Каспии. По счастью, первый блин комом не вышел. Следуя рекомендациям военных экологов, тот же десант был высажен в стороне от облюбованных тюленями и диковинными птицами островов. Первый опыт по минимизации последствий боевой учебы войск и сил послужил основой для определения новых, вне пределов Астраханского биосферного заповедника, районов боевой подготовки. Актуальны эти и другие наработки военных экологов и теперь, когда на флотилии проводится беспрецедентная экологическая паспортизация всего движимого и недвижимого имущества.
- Цель акции состоит в разработке нормативов допустимого воздействия военных объектов, всей инфраструктуры Каспийской флотилии на окружающую среду, - поясняет Виталий Валентинович. - Независимые эксперты уже оформили заключение на двенадцать городков и в последующие три года намерены пронормировать еще столько же.
При этом главную ценность представляет сводка загрязнений, возникающих всякий раз при эксплуатации техники, зданий и сооружений с прилагаемым к ней перечнем возможных инженерно-технических решений. Скажем, на чадящие трубы котельных предложат установить фильтры-уловители. Для устранения избыточных выбросов в атмосферу сажи и копоти порекомендуют замену старого технологического оборудования или перевод топочного питания с мазута на газ - кому что нравится.
По мнению Германа Михайлова, такое стремление заблаговременно учитывать и по возможности сводить к минимуму неблагоприятные факторы и явления свидетельствует о торжестве цивилизованных, принятых во всем мире правил и норм обеспечения экологической безопасности войск. Сообразно экологическому мониторингу объектов жизнеобеспечения безусловным и обязательным учетом экологических рисков в перспективе станет сопровождаться всякий морской поход. А поскольку за штурвалами кораблей, приборами управления оружием и техническими средствами стоят люди, то и деятельность флотильских экологов прежде всего должна быть направлена на расширение специальных знаний, повышение нравственного и культурного уровня личного состава.
- Все верно. Вместе с тем спешу разочаровать тех коллег, кто полагает, что добиться абсолютной экологической грамотности военнослужащих можно перманентно, в приказном порядке. На это, увы, могут уйти годы кропотливого труда и серьезные финансовые вливания, - заключает главный эколог Каспийской флотилии.
Не так давно в свет общим тиражом 9.000 экземпляров вышло пособие "Экологическая подготовка". Но его едва хватило руководителям групп профессионально-должностной подготовки. А такую методичку под рукой неплохо бы иметь каждому матросу и старшине.
Наряду с учебниками "хорошими и разными" большое значение для формирования позитивного отношения к природе у моряков-каспийцев, кроме того, имеет широкое использование природоохранных средств. Например, боновых заграждений. Установленные в местах базирования кораблей боновые ловушки не только бы способствовали локализации и ликвидации последствий аварийных разливов собственных нефтепродуктов, но и препятствовали бы проникновению загрязнений извне.
Ну и, конечно, ничто не способно так влиять на экологию, как боевая техника, разработанная и построенная с учетом жестких экологических требований конкретного региона. МАК "Астрахань", испытания которого сейчас заканчиваются на Балтике, стал первым в серии таких кораблей. В последующих за "Астраханью" проектах будут использованы решения, исключающие даже малейшие выбросы в окружающую среду, нулевой или замкнутый цикл работы технических средств и вовсе станет определяющим.
Представляете, идет по морю корабль в полной тишине, и ни дымка за ним, ни нефтяных пятен, ни мусора. Необычно. Непривычно. Прогрессивно...
http://www.redstar.ru/2006/08/24_08/2_02.html