О Великих эпохах

0
193
Время на чтение 4 минуты
Каждый нормальный человек имеет право считать, что он жил, да и живёт в великую эпоху. Попытки красить какие-то периоды нашей истории только в чёрный цвет, конечно, никогда не прекратятся - но следует понимать, что это симптомы опасной социальной болезни.

Лет этак десять назад мне довелось слушать долгий, многочасовой рассказ ветерана Великой Отечественной войны. Обычная солдатская история - о том, как попал на фронт, как не хватало винтовок, как оказался в плену, о том, как оттуда удалось бежать и долго пробираться к своим. Потом был трибунал, штрафбат, передовая, довольно быстрая полная реабилитация, "дорога на Берлин", потери друзей по дороге... И вот в ходе этого самого рассказа старый солдат вдруг задумался и сказал: "Вот вы, наверное, удивляетесь, что я про все эти ужасы так рассказываю, будто это было весёлое приключение. Совсем нет: тогда и я, мои однополчане многим были очень недовольны, многое у нас вызывало злость и вообще, война - это не развлечение, а очень тяжелая и трудная жизнь. Но прошло совсем немного времени, и мы стали вспоминать эти времена как очень интересное и даже, можно сказать, весёлое кино. И вообще, если уж на то пошло, в то время мы были молодыми, и всё у нас было впереди".

Это стало для меня тогда своего рода откровением. В самом деле, хоть оно и звучит в некоторой степени анекдотично, люди склонны идеализировать времена, когда они были молодыми. Включая весь антураж этой эпохи, независимо от того, каким он был, с нашей теперешней точки зрения, хорошим или плохим. Бывали ведь случаи, когда лагерный охранник и жертва репрессий вместе вспоминали прошлое, причём даже без особых обид друг на друга.

Насколько можно понять, восприятие собственной жизни как происходящей в великую эпоху - совершенно нормальное, здоровое чувство (как говорил фельдфебель в одной из книг Ремарка: "И помните - вы участвуете в Великих Событиях!"). То, что в России, уж не помню с чьей лёгкой руки, считают проклятием (обычно добавляя - "китайское проклятие") - "чтоб ты жил в интересную эпоху!" - как раз и есть признак какой-то духовной болезни. Неужели люди честно мечтают прожить растительную жизнь, нигде в ней особо не отметившись, без каких-либо интересов и планов, без изменений? На самом деле таких страдальцев не так уж и много. Потому что подход, согласно которому максимально серая жизнь без особых событий и есть идеал нормального человека, губителен. Не менее губителен и другой подход: когда какую-то одну конкретную эпоху начинают рассматривать исключительно как "ужас-ужас-ужас", в котором не было ничего хорошего, а тех, кто умудрился увидеть в этом времени хоть что-то позитивное, обзывают разными нехорошими словами.

Естественное, здоровое обывательское чувство истории таково: человек, в общем, должен ощущать себя участником интересных событий, причём неважно, какого уровня. Возможно, это просто строительство сарая на дачном участке. Но это воспринимается не как скучная рутина, а как своего рода приключение. Лишь бы происходящее было интересно его участнику. Это вовсе не значит, что он должен постоянно испытывать "чувство глубокого удовлетворения" и быть всем доволен. Однако воспринимать свою жизнь и свою эпоху, нравятся они ему или нет, как "бессмыслицу и безвременье" - это уже признак капитуляции перед действительностью. Ни бессмысленной жизни, ни пресловутого безвременья попросту не существует, это фантомы умирающего сознания, признаки умирания.

Добавим ещё вот что: как правило, нормальный обыватель склонен мыслить в понятиях инволюции. То есть он где-то в душе считает, что мир помаленьку ухудшается. Лет 100-150 назад это было легко установить из крестьянских рассказов о родословной: как правило, дедам и уж точно прадедам приписывались совершенно невероятные качества ("одной рукой быка мог завалить", "ростом был с дом" и так далее). Сейчас, когда накопление точных биографических данных перестало быть проблемой, представления об инволюции усложнились, но всё равно прекрасно себя чувствуют ("бабка закончила гимназию аж при самом царе и в совершенстве знала четыре иностранных языка", "прадед в 20 лет командовал дивизией"...).

При этом в определённом возрасте человек начинает воспринимать "молодёжь" как новую стадию исторической деградации. Ему непонятно, чего хотят "дети", о чём они разговаривают, к чему стремятся. "Молодые", по его мнению, "разленились", "ничем не интересуются" и так далее. Понятно, что сами эти неправильные "молодые" воспринимают свою жизнь как очередную великую эпоху.

Как бы мы ни относились к такому подходу, следует признать одно - он вполне нормален. Можно сказать, это такой эталон душевного здоровья. То есть если средний человек убеждён, что: а) качество и насыщенность жизни несколько ухудшились в сравнении с "прежними временами"; б) нынешняя эпоха сама по себе интересна и не является "бессмысленной"; в) "дети" помаленьку деградируют в сравнении с "отцами", - то этот человек совершенно здоров (уже потому, что обладает относительно высокой - но не завышенной! - самооценкой), и общество, в котором преобладает такой тип личности, тоже вполне себе нормальное, у него, как минимум, есть перспективы.

Если же хоть один из этих обывательских исторических мифов переживает трансформацию, это свидетельствует о какой-то общественной болезни, о падении уровня личных самооценок. "Мы превзошли своих тупых и необразованных предков (вариант: "наше прошлое было сплошным кошмаром")", "мы живём в страшную и бессмысленную эпоху", "наши дети значительно лучше нас, мы можем надеяться только на них" - такие идеи и сами по себе, и в комплексе свидетельствуют о том, что социум движется в тупик, даже, возможно, приближается к опасной пропасти.

Поэтому каждый нормальный человек имеет право считать, что он жил, да и живёт в великую эпоху. Попытки красить какие-то периоды нашей истории только в чёрный цвет (впрочем, как и только в белый; но чёрный цвет значительно опаснее), конечно, никогда не прекратятся - но следует понимать, что это симптомы опасной социальной болезни. Любая эпоха, в которую вы живёте, является великой уже в силу этого простого обстоятельства. Увы, если сама "персона" не понимает, что с самого рождения попала в водоворот Великих Событий и будет находиться в нём до самой смерти - это уж её проблемы. Тут остаётся только посочувствовать.

http://www.pravaya.ru/column/8574
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Нифонтов
Все статьи Вадим Нифонтов
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07