Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Каноническая автокефалия Украинской Православной Церкви и уния - синонимы..."

Епископ Хустский и Виноградовский  Ипполит  (Хилько), Правая.Ru

23.08.2006

Тульчин - это не только колбаса, рекламируемая украинским телеканалом сомнительной честности, но и ставка суворовской армии, и сказочной красоты дворец Потоцкого, и величественный собор, на клиросе которого пел тот же Суворов...

А еще Тульчин, это почти приграничная полоса с мятежным Приднестровьем и добираться сюда - в даль от дорог республиканского значения, весьма проблематично из любого другого региона Украины, включая ее столицу.

Тем не менее, в этот уголок Подолья едут не только со всей Украины, но и из самых дальних концов России и других православных стран. Едут жаждущие услышать ответы на самые "душетрепещущие" вопросы, за благословлением и наставлением перед важным жизненным выбором. Едут они к епископу Тульчинскому и Брацлавскому преосвященнейшему Ипполиту. И, хотя понятие "культовый" противно христианской вере, современное его наполнение лучше всего подходит к тому статусу, которым наделил православный люд владыку. Для самых стойких борцов "за Русь Святую и Веру Православную" он является заочным духовником.

Сегодня владыка отмечает четырнадцатую годовщину архиерейского служения, и корреспондент Правой.Ру в Киеве Дмитрий Скворцов удостоился чести быть приглашенным на торжественную службу, посвященную этому событию.

Дмитрий Скворцов, Правая.Ру: - Владыко Преосвященнейший, на сегодняшней литургии вы читали молитву "о нашей богохранимой стране и властях ее". Вместе с тем, большинство православных считают нынешнюю власть богоборческой, ведь многие из ее представителей не скрывают свою принадлежность к раскольническим и сектантским (в т.ч. и харизматическим) религиозным организациям. Так почему же каноническая Церковь молится на Литургии об этой власти?

Владыка Ипполит: - То, что нынешняя власть изображает религиозность, это не более чем проформа. Истинная религиозность там, где однозначность. Мы же видим, как многие властьпридержащие в течение одного дня, принимая таинства в Православной Церкви, сразу же идут в секту или лже-церковь, чтобы "засветиться" перед телекамерами и там. То есть они пытаются использовать религиозные формы поведения в своих политических целях. А это уже двойственность.

Да и властолюбие ведь само по себе - грех. Конечно, некоторым людям Бог дает талант управлять во внешнем (светском) мире, следить за порядком в нем. Но без внутреннего порядка в душе это не удастся. Как говорили древние философы: "Если не победил себя, то не мечтай о никакой другой победе".

Д.С.: - Значит, Церковь молится о том, что бы они победили себя?

вл. Ипполит: - Церковь молится о властях, чтобы Господь их вразумлял. Молиться о народе Божьем - предназначение Церкви. Власть имущие, как и все мы, носят образ Божий. Другое дело, насколько достойно они его носят. Ведь для этого нужно от многого отказаться. А иначе места в сердце не остается для истинной православной духовности. А охватить сразу небесное и земное невозможно - вот и вся коллизия.

Ну и естественно, мы молимся, чтобы Бог запретил им зло творить Церкви Православной.

Д.С.: - Если одновременно охватить небо и землю невозможно, то почему же иерархи идут в депутаты? Можно ли служителям Церкви таким образом участвовать в политической жизни?

вл. Ипполит: - Конечно же, нельзя.... Были такого рода предложения и нашей епархии, но мы отказались. Миссия Церкви - облагодатствование народа Божия и путевождение его в Жизнь вечную. То есть - вести души ко спасению.

Когда светские власти обращаются ко мне с предложениями "помочь им управлять народом", я поясняю, что есть два меча власти: один - светской, другой - духовной. И если светская власть будет стремиться управлять внешней жизнью в соответствии с духовными законами Православия, то эти два меча непременно образуют крест. А с Крестом освящающим другая помощь уже не понадобиться ни той, ни другой власти.

Ну а если власть не будет руководствоваться духовными критериями, то помощи от Церкви она тем более не дождется. После таких ответов, мне всегда "прозрачно" намекают о возможных проблемах. Я же отвечаю, что если они и будут, то только здесь, на земле.

Д.С.: - А в плане предвыборной агитации?


вл. Ипполит: - Безусловно, священник, как частное лицо имеет право высказывать свое мнение о том или ином руководителе. Но, ни в коем случае не с амвона, и ни от имени Церкви, епархии, прихода.

Д.С.: - Но если Церковь занимает такую демонстративно пассивную позицию в политической жизни, то почему ее называют воинствующей?

вл. Ипполит: - Потому что сатана воюет с Богом, а поле боя - сердце человека. И Церковь Христова воинствует против сатаны за каждую живую душу. Сатана "аки лев рыкающий" стремится погубить всякую живую душу, а Церковь, как тело Христово - стремится спасти. Воинствующая - это, если хотите, метод активной защиты душ.

Д.С.: - Вы говорите, что душа - поле боя между Богом и сатаной, но человек сам охотно впускает последнего в душу под видом новых, "более прогрессивных" норм морали, меняющихся понятий о приличии. И "стремительно развивающееся" общество отнюдь не настроено впускать в свою жизнь такую "закостенелую" структуру, как Православная Церковь. Почему Церковь не меняется с обществом? Почему так держится за свои каноны, написанные тысячелетия назад? Возьмем то же отношение к красоте обнаженного женского тела - даже православный мыслитель Достоевский писал, что "красота спасет мир".

вл. Ипполит: - Если красота тела затмевает его Создателя, то она становится идолом. А настоящая красота, это, прежде всего, духовная красота. И мир спасет именно эта красота. Это красота понимания того, кто же Художник этого мира, кто Создатель гармонии. Когда красота внешнего мира становится кумиром, человек гибнет. А когда человек начинает задаваться вопросом: "а кто же ее создатель", он начинает постигать природу этой красоты.

Д.С.: - Владыко, а вот наша высшая представительская власть также выступает в роли творца, когда пытается создать "единую поместную церковь". Мотивируется это тем, что каноническая Церковь на Украине - Российская. Но ведь ее название "Русская Православная Церковь", а не "российская". Или тут нет принципиальной разницы? Должна ли вообще Русская Православная Церковь на Украине добиваться законной с точки зрения канонического права автокефалии?

вл. Ипполит: - Наша земля, это земля Киевской Руси. Святые отцы учили, что спасение миру придет отсюда - из Святой Руси. Врагам надо разделить Святую Русь. Они политически ее кромсают. Пытаются разделить и духовно. Почему-то никто не выступает за разделение римского католицизма, чтобы была американская, венгерская, польская церкви.

Поэтому все эти разговоры об автокефалии - от лукавого. Причем и в самой ограде Православной Церкви. Ведь те, кто ратует за отделение от Русской Православной Церкви, продолжают высокопарно твердить о единстве Церкви. Это лицемерие преднамеренное.

Д.С.: - Действительно, никого из украинских католиков и униатов не коробит прямое подчинение Риму. Почему же тогда некоторые архиереи Украинской Православной Церкви "открещиваются" от "приставки" "Московский Патриархат", оправдываясь тем, что данное сочетание отсутствует в свидетельстве Минюста о регистрации УПЦ.

вл. Ипполит: - Вот поэтому и нам некоторые начальники из облуправления по делам религий начинают заявлять, что "в нашій області нема Московського Патріархату". Мы им отвечаем, что "це у вас нема, а у нас є". Дело в том, что Украинская Православная Церковь на самом деле не имеет канонически определенного статуса. Канонический статус экзархата устранен в 97-м, а канонического статуса автономии нет. Есть "права широкой автономии", но это не является каноническим статусом.

Да и верующие в своем большинстве - против автокефалии. Конечно, могут исполниться мечты кого-нибудь из митрополитов о патриаршестве. Но Церкви-то, какая польза от этого? Разве что - православные в Западных областях надеются, что автокефалия спасет их от окончательного разгрома униатами. Зря они на это рассчитывают: автокефалия Православной Церкви на Украине и уния с католиками - это синонимы. Утром навяжут отрыв от Русской Православной Церкви, а в обед уже объявят унию. Все!

Д.С.: - Но сейчас храмы захватывают в основном раскольники-филаретовцы при помощи местных органов власти. Как православные могут этому противостоять?

вл. Ипполит: - Там где захватам потворствуют политические структуры, им должен был бы противостоять духовный центр страны - Киевская митрополия...

Д.С.: - Но, создается такое впечатление, что Церковь никак не противостоит и наплыву сектантов. Сегодняшняя Украина, похоже, является рекордсменом всех "времен и народов" по количеству сект "на душу населения". Как противостоять сектантству?

вл. Ипполит: - Исповеданием Веры Истинной. Главное - иметь твердую к этому решимость. И тогда Бог сам укажет, как противостоять сектантству. И это, прежде всего, относится к предстоятелям. Ведь они главные служители, то есть ответственные за народ перед Богом.

Д.С.: - Не секрет, что сегодняшнее Подолье является электоральной "вотчиной" помаранчевой идеологии, известной своей враждебностью каноническому Православию. Не чувствуете ли Вы себя здесь неким миссионером первохристианских времен - объектом всеобщей ненависти? И как Вам удается приводить в этой обстановке людей к Богу?

вл. Ипполит: - Приводит Господь. Наше дело - молиться о том. И служить.

Д.С.: - Тем не менее, вот уже 14 лет Вы являетесь объектом постоянных нападок политических и религиозных деятелей независимой Украины. Молитесь ли Вы о врагах?

вл. Ипполит: - Когда есть силы, молюсь. А когда нет, то просто: "Поможи їм, Боже, і мені тоже". Им - в разум Истины придти, а мне - выстоять в Ней.

P.S. Пока мы стояли в очереди, что бы попасть в рабочий кабинет владыки, то наблюдали с каким почтением и обязательной молитвой переступали его порог священники, монахи и миряне. Подобная "армейская" выправка была для нас неожиданна. Каково же было наше недоумение, когда в ходе интервью через кабинет, то и дело проносились дети разного возраста и пола, не спрашивая никакого разрешения войти, а уж тем более - выйти.

На наш немой вопрос владыка ответил: "На самом деле, это они тут - главные. Они знают, что где лежит. Что готовить к какой службе, чем кормить "ходоков" и т.д. и т.п.

За три дня нашего пребывания в епархии, мы так и не смогли пересчитать всех детей возрастом от дошкольного, до вполне уже "священнического".Это своего рода православная коммуна - дети прихожан сами убирают, готовят, стирают, но и резвятся, "подкалывают" друг-друга, загорают на подворье епархиального управления, а вечером ждут епископского благословения на... вечерние гульки в городе. Вот такое оно, подрастающее воинство Христово.

http://www.pravaya.ru/inview/8583



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме