Ложка дегтя к Медовому Спасу, или как запрещают престольные праздники

Новости Москвы 
0
136
Время на чтение 7 минут
Дирекция государственного учреждения культуры г. Москвы "Государственный музей керамики" и "Усадьба Кусково XVIII в.", на территории которого находится один из старейших приходских храмов столицы, отказала верующим в праве отметить, как полагается по уставу Русской Православной Церкви, престольный праздник их прихода. И это происходит не впервые.

Испорченный праздник

Кусково. Церковь Спаса Нерукотворного и колокольня. Фото Алексея Трошина
Кусково. Церковь Спаса Нерукотворного и колокольня. Фото Алексея Трошина
В разные годы дирекция музея запрещала всенощные бдения на Преображение, на Успение и Рождество Божией Матери, сокращала число служб перед Пасхой... По благословению архиепископа Истринского Арсения эти службы служились около закрытых дверей храма.

Только лишь капризом нынешних хозяев Кусково можно объяснить тот факт, что 13 августа нынешнего года, в преддверии праздника Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня - Спаса Всемилостивого, в этом храме было вновь запрещено всенощное бдение.

В очередной раз верующим испортили праздник, причем тот, который на Руси издревле отмечался с особым благоговением. (Что уж говорить о праздниках "менее значительных", которые не утверждаются в графике богослужений дирекцией музея!)

Спас Всемилостивый - это так называемый первый Спас. К августу поспевал первый мед. Его освящали в церкви в этот день и благословляли вкушение, отчего праздник еще называется "Спасом медовым".

Второй Спас - 6/19 августа - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ("Спас яблочный"). А третий - 16/29 августа, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы, - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Спас Нерукотворный).

Празднество Спаса Всемилостивого в Русской Церкви, как известно, соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о великом событии сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир киевский и вся Русь августа 1-го".

"В 1164 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский выступил против камских болгар, - пишет Евгений Поселянии. - Перед сечею укреплял он себя молитвою пред чудотворною иконою Богородицы "Владимирскою", писанною, по преданию, евангелистом Лукою, и пред честным крестом. Победил.

Рассеяв врагов, вернулся Андрей на поле битвы и со всею своею ратью с великою радостью и многими слезами приносил хвалы и песни Христу Богу и Пречистой Богородице, и в тот час видимы были всем исходящие от святынь два огненных луча, озарившие окрест всю русскую рать. В память этого чуда установлен праздник Всемилостивому Спасу, 1 августа, по соглашению Андрея Боголюбского с императором Византии Мануилом, в тот же день видевшим свет от креста Господня и разбившим сарацин".

Шереметевы и Кусково

Род Шереметевых, один из самых знатных в России, был славен доблестной государевой и военной службой. За это они получали множество земельных владений, что стало основой их сказочного богатства.

Впервые Кусково упоминается как владение Шереметевых в первой половине XVI века, когда боярин Василий Шереметев выменял эту подмосковную деревню на одну из своих вотчин ради "охотной забавы". Имение было в их собственности почти 400 лет - до 1917 года.

Обустройство Кусково в духе петровской придворной моды началось при первом русском графе и фельдмаршале Борисе Петровиче Шереметеве. Он задумал превратить обыкновенное охотничье угодье в загородную летнюю резиденцию. Но строить этот "подмосковный Версаль" пришлось из дерева: использование камня для строительства в ту пору в Москве было запрещено государевым указом - весь камень шел в Петербург.

После смерти графа в 1719 году имение перешло к его малолетнему сыну. Петр Борисович, который сумел осуществить отцовский замысел с невиданным размахом, благопристойно начал свою грандиозную стройку с возведения в 1737-1739 годах на месте старой деревянной приходской церкви каменного храма-красавца. Этот самый старый памятник в усадьбе Кусково дошел до нас в своем первозданном виде.

Вслед за церковью в 1769-1775 годах был построен главный дворец, обращенный парадным фасадом к пруду.

Не в пример нынешним временам Божественная литургия, колокольные звоны, крестные ходы, водосвятия были не только обязательными элементами празднеств и публичных гуляний в период расцвета усадьбы Кусково. Очевидец так описывает престольный праздник 1 августа 1792 года.

"В одиннадцатом часу началась обедня, которую совершал архиерей. По совершению литургии архиерей следовал за крестом, в препровождении множества священников, ко устроенному для водоосвящения месту. При погружении креста произведена была пушечная пальба, и стоящая посередине пруда яхта с шестью пушками вмиг украшена стала разноцветными флагами. В рассуждение воскресного дня и ясной погоды собралось туда с самого еще утра премножество простого народа, для которого перед домом приготовлены были столы..."

Музей против прихода

Церковь в Кусково, как следует из документов Российского государственного архива древних актов, всегда была приходской и никогда - домовым храмом Шереметевых.

Так, в писцовой книге Московского уезда 1574 года значится село Кусково (ф. 1209 "Поместный приказ", оп. 1, д. 255, л. 8). В писцовой книге Московского уезда 1623/1624 годов написано: "В селе - церковь во имя Происхождения Честного Креста Господня, да придел Николы Чудотворца... на колокольне колоколы... Да в селе - пруд, а другой пруд - на поле" (ф. 1209 "Поместный приказ", оп. 1, д. 9806, л. 1051).

В книгах Патриаршего казенного приказа указывалось, что церковь была приходская. По окладным книгам Патриаршего казенного приказа церковной дани в патриаршую казну уплачено за 1635-1711 годы "9 алтын с деньгою, заезда гривна, а с 1712 по 1739 гг. дани и заезда 22 алтына 3 деньги" (ф. 235 "Патриарший приказ", оп. 1, д. 196, л. 86).

В 1737 года по прошению графа Петра Борисовича Шереметева в Синодальном казенном приказе производилось дело о постройке в селе Кусково каменной церкви. 5 мая 1737 года он писал: "В вотчине моей в Московском уезде в Вохонской десятине селе Кусково имеется церковь деревянная во имя Происхождения Честного Креста Господня, а ныне я желаю вместо оной ветхой церкви в том же селе построить вновь церковь каменную во имя того же храма и чтоб указом было повелено о строении".

По сведениям из Синодального казенного приказа со ссылками на писцовую, книгу 1633 года и переписную книгу 1703 года "у оной церкви показано: в 1633 г. - два священника, в приходе церкви состояло 20 дворов" (ф. 235, оп. 1, д. 3188, л. 2).

В экономических примечаниях к планам Генерального межевания 1773 года (в копии XIX в.) имеется запись: "159. Село Кусково графа Петра Борисовича Шереметева с выделенною церковную землею" (ф. 1355 "Экономические примечания", оп. 1, д. 775, л. 590б).

Несмотря на эти неопровержимые факты, и Шереметевы, а затем и музей, созданный здесь после Октябрьского переворота, как распоряжались, так и распоряжаются землями и собственностью, которые с незапамятных времен были церковными. Поэтому-то восстановленный и вновь освященный в октябре 1991 года архиепископом Истринским Арсением храм в Кусково все эти годы - изгой в собственном доме.

Претензии к приходу выдвигаются самые абсурдные.

То музей проявляет излишнюю придирчивость к сохранности музейных ценностей. Дело в том, что иконы и вся церковная утварь, экспроприированные некогда безбожной властью, и ныне, когда Церковь получила свободу, не принадлежат приходу храма в Кусково. А посему смотрительницы музея (из-за малых зарплат здесь работают, как и повсюду в этой сфере, в основном женщины) неоднократно заходили в алтарь, оскверняя его, чтобы убедиться на месте ли "экспонаты". Однако недавний горький пример "Эрмитажа" показал, что, скорее, сотрудникам музеев нужно учиться у служащих храмов, как беречь реликвии, а не наоборот.

То на службу пропускаются только 50 (!) прихожан. Почему? Все просто. Как писал Чехов, "как бы чего не вышло...". Все же другие верующие, сверх этой пресловутой цифры 50, должны были... покупать билеты. И тем самым приносить пожертвования не бедному приходу, но богатому музею, который взимает плату за посещение каждого павильона в усадьбе.

То музей урезал количество служб зимой: дескать, когда в храм заходят верующие, от холодного воздуха на его стенах образуется конденсат. Но это не соответствует действительности: храм отапливается, и специалисты по архитектурным памятникам ничего угрожающего его состоянию не обнаружили.

То музей утверждает, что из-за горящих свеч и лампад во время службы в храме может возникнуть пожар, который причинит ущерб дворцу. Но, во-первых, храм - каменный, в нем соблюдаются все меры пожарной безопасности, во-вторых, дворец находится на безопасном расстоянии.

Скорее непоправимый ущерб этому шедевру зодчества, предназначенному, по замыслу Шереметевых, исключительно "к великолепию" - для торжественных приемов гостей, с фейерверками, с модными светскими гуляниями, с множеством "отрад и приятностей", может нанести музей. Ныне до поздней ночи (не соблюдая ею же самой установленный график работы!) дирекция продолжает не самую лучшую традицию Шереметьевых - устраивает пышные праздники с фейерверками для богатых клиентов или, например, в честь Дня независимости США (?!).

"Бог охраняет все!"

Больше года не отвечал Юрий Михайлович Лужков на второе обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 05.04.05 г. "с просьбой о передаче приходу храма в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кусково зданий храма, колокольни и бывшего кухонного флигеля".

"Усадьба, - решив, наконец, ответить, пишет столичный градоначальник, - представляет собой единый объект историко-культурного наследия народов РФ государственной формы собственности, что не допускает его деления на части, выгораживания частей и изменения облика усадьбы (согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. N 176).

Комиссия также считает, что в соответствии с действующим законодательством дальнейшее использование зданий храма и колокольни необходимо осуществлять на основе взаимоприемлемого соглашения между дирекцией Музея и настоятелем Храма, без изменения имущественной принадлежности зданий-памятников истории и культуры".

В заключение Юрий Лужков подчеркивает: "Уверен, что уникальный памятник истории и культуры "Усадьба Кусково XVIII века" будет сохранен как национальное достояние и будет служить совместному благому делу, направленному на дальнейшее развитие культуры и духовного совершенствования общества".

А как же храмы в Останкино и Царицыно? Почему в двух случаях посчитались с верующими, в третьем же решили не "отпущать" на свободу?! Не выдерживают критики и тезисы о неправильном истолковании архивных документов, которые мы цитировали, а также о неделимости усадьбы Кусково: еще при Шереметевых между дворцом и приходским храмом была сооружена ограда, которая сохранилась и сейчас.

Вот уже три года на восстановленной в 1990-е годы колокольне Кусково (она, якобы, в аварийном состоянии) не звонят колокола. Это ли не грустный знак того, что на пути к старинному московскому приходскому храму стоят люди, которые заинтересованы лишь взимать плату за его осмотр. Досадная помеха для них те, кто желает молиться в этом храме Господу.

Как и встарь, над куполом храма парит белокрылый ангел с крестом. Отражаясь в облаках, а не в нероскошном и не зеркальном ныне пруду, он словно призывает вспомнить изречение, которое было девизом рода Шереметевых: "Бог охраняет все!". Когда же его смысл дойдет до нынешних хозяев Кусково и чиновников разного уровня, которые чинят препятствия верующим?

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/060817100020
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31