"Мы вымаливали у Господа умирающих солдат..."

0
179
Время на чтение 5 минут
Ещё свежи в памяти трагические события войны в Чечне. В то тревожное время страна совместными усилиями своих граждан - на передовой и в тылу - восстанавливала конституционный порядок в этой части своей территории. Имена многих из тех, кто погиб, кто остался жив - известны, но общество почти ничего не знает о тех, кто трудился во благо мира в тесных монашеских келиях, в храмах и монастырях.

В числе таких подвижников - староста воинского госпитального храма в честь Святителя Николая, жительница Самары Евгения Александровна Мельникова. Её вклад в победу - многомесячная пламенная, слезная, коленопреклоненная молитва к Богу и Пресвятой Богородице о спасении умирающих солдат и офицеров военного клинического госпиталя.

Насколько сильна была эта молитва, свидетельствует тот факт, что никто из умирающих воинов не умер, многие пришли к православной вере.

В Самару Евгения Александровна Мельникова приехала в 1957 году после окончания Московского института инженеров водного хозяйства. Десять лет проработала конструктором на приборостроительном заводе. Более тридцати лет преподавала в энергостроительном заочном техникуме.

Вспоминая прошедшие годы, она отчётливо видит, как приготовлял её Промысл Божий к служению Церкви. Преподавательская работа обязывала вникать во многообразие человеческих характеров, снисходительно относиться к слабостям и немощам человеческим.

Заболев, Евгения Александровна оказалась в онкологической больнице, которая расположена рядом с Покровским храмом. Вместе с другими болящими, поначалу "за компанию", она стала ходить в храм. Купила иконку святителя Николая-чудотворца. Многие из болящих были искренни в вере, горячо молились и верили, что Господь исцелит их от тяжёлой болезни. Евгения Александровна стала задумываться о смысле жизни.

- В одной из самарских газет я прочитала сообщение о том, что недавно открывшийся Иверский женский монастырь нуждается в помощи, - рассказывает она. - Помню, газету отложила в сторону, занялась другими делами. А в голове вновь и вновь стучала мысль: "Монастырь нуждается в помощи! Что же ты сидишь!?".

За короткое время она убедила многих руководителей стать благотворителями женского монастыря. За помощью для обители она однажды пришла и в военный клинический госпиталь. Здесь ей дали десять кроватей, матрацы, много другого имущества.

- Евгения Александровна, помогите и вы нам, - неожиданно обратился к ней начальник госпиталя полковник медицинской службы Владимир Афанасьевич Молоков. - В Чечне начались боевые действия. Мы готовимся к приёму раненых. Очень нужно, чтобы перед медперсоналом госпиталя выступил опытный священник и с духовных позиций разъяснил нашим врачам и медсёстрам суть их работы с ранеными.

- Я сразу пошла в духовное училище, где ректором в то время был иерей Евгений Шестун, - вспоминает Евгения Александровна. - Он меня выслушал, и вскоре состоялась его встреча с медперсоналом госпиталя. Позднее священник Игорь Соловьёв освятил хирургический корпус, больничные палаты, другие помещения, где должны были находиться раненые.

В Самаре многие помнят те первые недели и месяцы начала "чеченской" войны. Военно-транспортные самолёты доставляли на аэродром Кряж раненых солдат и офицеров. Война расположила сердца многих наших сограждан к поступкам милосердия, сострадания и любви. В качестве благотворительной помощи и пожертвований в госпиталь стало поступать дорогое медицинское оборудование, лекарства, деньги. В церквах заметно прибавилось молящихся. Священники непрерывно служили молебны о победе российского воинства и об исцелении раненых.

Для сестёр милосердия начались особые дни.

- Евгения Александровна, солдат умирает, имя - Александр, помолитесь о нём, - с болью в голосе говорил полковник Молоков.

Но оказалось, что девятнадцатилетний солдат не крещён. Как о таком молиться? Мельникова начала обзванивать городские храмы. Дозвонилась до Вознесенского собора.

- Выезжаю, - сразу ответил ей настоятель храма протоиерей Иоанн Гончаров. - Подготовьте все необходимое к крещению.

... Саша лежал на кровати в полубессознательном состоянии. Тяжелейшее ранение в брюшную полость, по заключению врачей, не оставляло шансов на жизнь. Угасающее сознание поддерживала лишь медицинская аппаратура. Рядом стояли плачущие мать и отец - офицер, прилетевшие из Владивостока.

Саша пришёл в себя, приподнял голову и священник, поддерживая его, начал читать молитвы. Евгения Александровна, глотая слезы, помогала батюшке.

- Часто дети страдают за грехи родителей, - закончив Таинство крещения, сказал отец Иоанн отцу и матери Саши.

- Покрестите и нас - неожиданно попросила мама солдата. В тот же день вечером в Вознесенском соборе были крещены родители умирающего солдата.

- А может, вас и обвенчать? - спросил отец Иоанн.

И вот в пустом храме, поздним вечером, раздалось торжествующее:

"Венчается раб Божий...".

Саша вышел из критического состояния. От него не отходили врачи. А от икон в госпитальном храме не отходили сёстры милосердия и родители солдата.

Клирик Иверского монастыря игумен Софроний, постоянно служивший в госпитальном храме, даже забеспокоился:

- Евгения Александровна, нежелательно так долго и с таким дерзновением молиться. Как бы вам не заболеть.

Вскоре она действительно заболела и с гангренозным аппендицитом оказалась на операционном столе. Но к тому времени раб Божий Александр уже пошёл на поправку.

А из Чечни продолжали поступать раненые.

Привезли солдата без глаз, в бессознательном состоянии. В его руке была зажата записка. Руку разжали, прочитали записку: "Выполните последнюю просьбу умирающего - покрестите рядового..." - и указано имя.

- Евгения Александровна, организуйте крещение, - попросил её начальник госпиталя. И это была едва ли не первая помощь умирающему. Солдатика, как недавно Александра, спасали опять все вместе - врачи, священники и женщины-молитвенницы. И спасли.

Почти в безнадёжном состоянии сюда доставили старшего лейтенанта Виталия Ломакина.

- Меня привезли в ящике, - позднее говорил офицер.

Как только врачи сообщили Мельниковой, что Ломакин "балансирует между жизнью и смертью", сестры общины встали в храме на колени. Опять были долгие слёзные молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице. Каждый день читался акафист Святителю Николаю. Приходящие священники постоянно служили молебны.

Вскоре врачи отменили принятое ранее решение - отправлять Ломакина в Москву, в госпиталь Бурденко. Кризис миновал.

А потом настал день, когда старший лейтенант решительно потребовал: "Поднимите меня и отведите в храм". Закованного в металлический корсет, едва стоящего на костылях, солдаты бережно вели офицера в церковь. Здесь он долго молился и всё задавал бесконечные вопросы Евгении Александровне.

В историях со спасением воинов были и мистические свидетельства, рассказанные самими умирающими солдатами и офицерами. Находясь в разных палатах, выходя из забытья, они, взволнованные, говорили лечащим врачам об одном и том же видении: как падали в глубочайшую пропасть, испытывая ужас и страдание. Как потом появлялся монах, догонял их в полёте, хватал за рукав и так же стремительно поднимал наверх. Затем этот монах втаскивал их в некое окно. После этого страдание прекращалось, и они испытывали глубочайшее умиротворение.

Установили время этих мистических видений, и оказалось, что происходили они в тот час, когда в госпитальном храме служились молебны о спасении умирающих солдат. Кстати, госпиталь находится на территории бывшего мужского монастыря, разрушенного большевиками в двадцатые годы.

Духовный отец Мельниковой протоиерей Михаил Фролов не устаёт напоминать, что нести свой крест она должна без ропота, делами милосердия, любовью и состраданием к людям.

Олег Иванович БЕДУЛА, полковник запаса

http://www.russdom.ru/2006/200608i/20060810.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Бедула
Сражалось Самарское Знамя
130 лет назад решением Самарской городской Думы болгарскому народу было передано вышитое монахинями самарского Иверского женского монастыря знамя, ставшее национальной святыней Болгарии
24.08.2007
Все статьи Олег Бедула
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
19.04.2024 19:13
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05