itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пятикнижие и послания апостола Павла - верны ли слова мусульманина Владислава Сохина?

Отвечает иеродиакон Пантелеимон (Шустов)

0
163
Время на чтение 4 минуты
Для более корректного ответа позвольте разделить Ваш вопрос на два подвопроса.

Насколько я понимаю, Вас интересует

а) подлинность текста и

б) вера христиан в истинность этого текста.

Начнем с первого.

Автор Пятикнижия - пророк Моисей родился в 1526 г. до н.э., то есть больше трех с половиной тысяч лет назад. Никаких текстов с тех пор, естественно, не сохранилось. Пять книг, которые мы сегодня имеем в Библии первыми, не существовали при Моисее в том виде, в котором существую сейчас, это очевидно. В самом Пятикнижии есть явные указания о написании части текста учеником пророка Моисея - Иисусом Навином.

Есть также весьма подробное описание смерти пророка и предполагать, что его сделал сам Моисей - несерьезно. Если говорить именно в этом смысле, то да - Пятикнижие текст более поздний, но это не значит, что он появился вовсе без участия Моисея и этому в тексте есть совершенно явные подтверждения. Достаточно вспомнить богоявления пророку, которые мог описать только он, историю странствования евреев по пустыне - строки, проникнутые болью вождя за свой народ. Моисей - автор, и если угодно "идейный вдохновитель" всего Пятикнижия.

В библейской текстологии (протестантской, по большей части) действительно есть достаточно аргументированные мнения о разнородности библейского текста. Это касается не только Пятикнижия. Эта разнородность вполне естественна. Мы сейчас привыкли, что существует "литература" как класс, но раньше этого не было. Был народ, который служил Богу и были люди, которые записывали подробности этого служения. Следующие поколения продолжали эту богооткровенную летопись, а также бережно переписывали то, что им досталось от предков.

Вавилонский плен был для иудеев тяжким испытанием. Можно сказать, что эта нация едва не была уничтожена, они во многом потеряли особенности своей культуры. В частности, евреи стали пользоваться "квадратным" арамейским алфавитом (каким пользуются и поныне), забыв свою древнюю письменность, которая напоминала финикийскую клинопись. Старое письмо помнили и знали только иудейские священники, которые сохраняли у себя Писание (не отдельным томом, как у меня на полке, конечно, а фрагментарно, в виде отдельных свитков). Один из ученейших священников того времени - Ездра предпринял колоссальный труд по сбору и переписке всех книг Писания, которые были в наличии. Т.е. клинописные тексты были переписаны "квадратным" алфавитом. При этом проводилась работа по восстановлению утраченых текстов, в том числе и по памяти. Но сказать, что иудеи забыли Тору, а потом "вдруг" вспомнили, простите, слишком.

Эти вопросы относятся к области библейской ветхозаветной текстологии и по ним существует множество толстых и умных книг. Для примера могу посоветовать http://www.bible-mda.ru/e-books/e-books.html#ot-isag1. Там достаточно материалов для первичной разработки этой непростой темы.

Не менее интересный вопрос - формирование новозаветного канона. Вопрос о признании авторства послания апостола Павла к Евреям принадлежит именно этой области. Здесь я буду по возможности краток. Не только послание к Евреям, но еще Соборное послание ап. Иакова, 2ое послание ап. Петра, 2ое и 3тье послание ап. Иоанна Богослова, послание ап. Иуды и знаменитый Апокалипсис до некоторого времени не имели всеобщего распространения, то есть не признавались на отдельных территориях.

Дело в том, что все эти послания написаны конкретным общинам, а организация информационного пространства в те времена отличалась от теперешней. Если апостол писал письмо (а Послание ни что иное, как просто письмо общине или даже частному лицу) весть о появлении этого текста очень нескоро доходила до самих общин. А когда она доходила, то к этому тексту относились с осторожность, поскольку уже в то время появилось много "подделок" под апостольские послания.

Теперь о конкретике. Послание ап. Павла к Евреям не признавалось подлинным в антиохийской области до середины третьего века. В то время как оно признавалось в Риме, Александрии и Иерусалиме. Знаменитый список канонических новозаветных книг, т.н. "Мураториев канон" датируемый вторым веком включает в себя и послание к Евреям как подлинное.
На эту тему есть небольшая книга немецкого ученого-библеиста Брюса Мецгера "Канон Нового Завета", которую я и рекомендую посмотреть, если этот вопрос действительно вызывает интерес.

И последнее, самое главное с моей точки зрения.

Ставя такие вопросы, мы подвергаем сомнению веру Церкви в это, или (что тоже самое) действие в Церкви Святого духа. Поясню. Церковь верит, что книга, на обложке которой написано "Библия" - богодухновенна. Богодухновенность не означает абсолютной непреложности и безошибочности всего что там написано. В Библии вполне могут случаться "человеческие" противоречия (и случаются, к соблазну некоторых).

Богодухновенность, это гарантия того, что все, что потребно для нашего с Вами спасения, записано в Библии абсолютно точно. Только это. Но абсолютно точно. Поэтому люди, читающие и знающие Писание, говорят о поразительном его единстве Библии. Единстве не по букве - по сути.

Послание апостола Павла к Евреям говорит о том, о чем говорит книга Бытия и весь Ветхий Завет. Проверьте сами, если угодно.

Среди современной протестантской критики действительно бытует мнение о принадлежности этого послания другому автору. Это невозможно доказать, так же как невозможно опровергнуть. Есть только два пути: самому очень глубоко и серьезно заняться текстологией (и потом иметь право публично высказывать сомнения в подлинности Послания к Евреям) или вспомнить о том, во что верила и верит Церковь и понять что написано в этом послании, а не кто это написал.

Текстология Корана, кстати говоря, во многом уязвимее для критики, нежели текстология Библии. Но это отдельная и большая тема.

С уважением и пожеланиями помощи Божией,
Иеродиакон Пантелеимон (Шустов)

http://www.pravmir.ru/article_1261.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40