Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Лебединая песня" Наварро-Вальса

Хуан  Кобо, НГ-Религии

02.08.2006


Иезуиты теснят "Opus Dei" в информационном пространстве …

За внешне малопримечательными и вроде бы чисто протокольными решениями порой скрываются большие подспудные изменения, в будущем становящиеся предметом оживленных дискуссий. Смена руководителя пресс-службы Ватикана - событие такого рода. Вместо испанца Хоакина Наварро-Вальса пресс-секретарем Святого Престола стал директор Ватиканского радио и телевидения священник-иезуит Федерико Ломбарди, в прошлом глава провинции Общества Иисуса (Societas Jesu) в Италии.

Наварро-Вальс возглавил пресс-службу Ватикана 22 года назад. Тогда это назначение было воспринято как сенсационное. "Рупором" Святого Престола впервые в истории стал неитальянец, к тому же не являющийся служителем Церкви. Наварро-Вальс был светским лицом, корреспондентом консервативной испанской газеты "ABC" в Ватикане. Кроме того, что особенно важно, он являлся одним из наиболее видных деятелей в иерархии католической организации "Opus Dei" ("Дело Божье"). В период понтификата Иоанна Павла II эта организация пользовалась особым расположением Папы. В 1982 г. он придал ей статус "персональной прелатуры", неподконтрольной местным епископам, а в 1992 г. канонизировал основателя "Opus Dei", испанского священника Хосе Мария Эскрива де Балагера.

Возлюбив "Дело Божье", Кароль Войтыла подверг остракизму иезуитов. Любопытно, что между "Opus Dei" и Обществом Иисуса немало общего. Хосе Мария Эскрива создал свою организацию в 1928 г. во многом по образу и подобию Общества Иисуса, основанного в 1534 г. испанцем Игнатием Лойолой. Базовым для обеих организаций стал акцент на образовательную деятельность. В своих многочисленных школах и университетах, разбросанных по всему миру, они обучали выявленных ими талантливых молодых людей, давая им блестящее образование и жизненную подготовку. Затем при помощи своих тайных сторонников помогали занимать видное место в органах светской и церковной власти, в банках и крупных компаниях.

Кароль Войтыла с самого начала весьма критически отнесся к иезуитам. Представители Общества Иисуса к концу 70-х гг. XX в. неожиданно для многих сменили свой традиционный социальный консерватизм на более либеральные и даже "левые" взгляды. Они с энтузиазмом поддержали в целом чуждые бывшему краковскому кардиналу идеи "аджорнаменто" ("обновления") в Католической Церкви, ставшие лейтмотивом II Ватиканского Собора.

Реализация этих глубоких реформ стимулировала зарождение в недрах Церкви течения, представители которого решили приблизить Церковь к широким массам, "пойти в народ", поддержать его социальные требования (так появились священники-рабочие), его борьбу с диктаторскими режимами.

Эти новшества особенно заметно проявились в Испании в последние годы режима Франко, когда многие молодые священнослужители стали выступать против диктатора. В странах Латинской Америки на волне "аджорнаменто" возникла "теология освобождения". Священники выступали против репрессий со стороны диктаторов, а в отдельных случаях, как в Колумбии и Никарагуа, некоторые представители Церкви лично участвовали в партизанских движениях. Многие иезуиты стали выступать на стороне тех, кто борется за достойную жизнь в этом мире, а не только на том свете.

Кароль Войтыла, поляк и антикоммунист, считал, что "аджорнаменто" объективно играет на руку левым силам и поддерживающему их СССР. Отсюда и его относительная враждебность по отношению к Обществу Иисуса. Поддержку он нашел как раз в консервативном "Opus Dei". В Испании члены этой организации даже занимали целый ряд ведущих министерских постов в правительстве Франко, получив огромное влияние и обеспечив быстрое экономическое развитие Испании в отсутствие элементарных человеческих свобод и прав. То же самое имело место в Чили при генерале Пиночете и некоторых других странах Латинской Америки, где правили военные диктатуры.

Западные обозреватели полагают, что преемник польского Папы Бенедикт XVI в большей степени открыт "новым веяниям" и более толерантен, нежели Иоанн Павел II. Так, новый Папа Римский признает, что многие негативные явления порождены не волей каких-то злодеев, а "отчаянием пред лицом попрания справедливости в мире". Он выступает против "цинизма в бизнесе", под которым подразумевает "действия радикальных неолибералов". Новый Понтифик - в частности, сторонник того, чтобы вести конструктивный диалог не только с представителями других конфессий, но и с атеистами.

В отличие от Иоанна Павла II его преемник не демонстрирует враждебности ко всему, что имеет хоть какой-то оттенок левизны. Так, в бытность главой Конгрегации вероучения Католической Церкви он в 2004 году заявил в итальянском сенате: "Демократический социализм, который во многом близок социальной доктрине Церкви, сумел с самого начала стать еще одним методом правления, став разумным и полезным противовесом позициям радикальных либералов, обогатив и поправив их".

Такое убеждение Бенедикта XVI на практике сказалось во время недавней поездки в Валенсию 8-9 июля. Не секрет, что в организации папского визита большую роль сыграли представители "Opus Dei". Также известно, что они желали использовать это мероприятие как знак поддержки Ватиканом иерархии Католической Церкви в Испании, тесно связанной с оппозиционной консервативной партией, в их противостоянии с социал-демократическим правительством страны.

Однако неожиданно для многих Папа Римский не пожелал участвовать в этом конфликте. Он старательно обошел острые углы, которые имелись при его предшественнике в отношениях Ватикана с Мадридом. Более того, Понтифик в своей временной резиденции в Валенсии дал аудиенцию испанскому премьеру Хосе Луису Родригесу Сапатеро, хотя это первоначально не планировалось. В отличие от Иоанна Павла II, который выговаривал испанскому премьеру за принятые им законы о разводе, однополых браках, необязательности преподавания католической религии в школах, Бенедикт XVI ограничился тем, что призвал укреплять семью как ячейку государства. Сапатеро полностью согласился с этим, и встреча, по оценке обеих сторон, оказалась "теплой и полезной".

Правда, Наварро-Вальс, участвовавший в этой поездке, резко критиковал Сапатеро из-за того, что тот не присутствовал на прощальной мессе Понтифика. Впрочем, эта критика стала "лебединой песней" испанца: день спустя после возвращения в Рим Бенедикт XVI удовлетворил его прошение об отставке.

Хуан Кобо - испанский политолог и журналист.

http://religion.ng.ru/style/2006-08-02/8_navarro.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме