Древнерусские храмы-1. Первая София

"Газета.Ru" начинает цикл лекций о сохранившихся древнерусских храмах периода до монгольского нашествия

0
282
Время на чтение 6 минут
Так сложилось, что в истории древнерусской культуры в целом и архитектуры в частности существует как минимум один разлом на "до" и "после". Конечно, мы говорим о монгольском нашествии. За сравнительно короткий срок - начиная с первого столкновения 1223 года на Калке и заканчивая взятием Киева в 1240 году войсками Батыя, древнерусские княжества оказались под властью или в зависимости (в случае Новгорода) от Орды. В этом цикле лекций мы умышленно не будем касаться исторических аспектов нашествия и даже культурных аспектов его. Мы остановимся на том немногом, что осталось от той архитектуры, которая "до". А попросту - поговорим о тех немногих памятниках древнерусского зодчества, которые дошли до нас со времен до 1240 года.

Сначала чуть-чуть о самом слове "зодчество". В Древней Руси под этим словом подразумевали только каменное строительство. "Здати" - строить, создавать, "здо" - глина, из которой изготовляли плинфу - тонкий кирпич, из которого строили первые храмы и дворцы. Кстати, таким образом, "Создатель" буквально означает "вылепивший из глины", если вспомнить, как (согласно Ветхому Завету) творили человека.

Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин "създа" - то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда "постави" - деревянная. Так что с точки зрения древнерусского человека "деревянное зодчество", музеи которого сейчас существуют в России и на Украине - оксюморон.

Еще отметим, что первые каменные постройки (и храмы в том числе), появились на Руси несколько ранее её крещения. Опять-таки, не будем касаться сложного и деликатного вопроса крещения. Отметим только, что еще во времена князя Игоря стояла на Руси каменная соборная церковь Ильи-пророка. То есть, еще за полвека до деяний Владимира Красно Солнышко. Найдены остатки и каменных дворцов дохристианского периода.

Однако первой постройкой, о которой мы можем сейчас говорить хотя бы вскользь, поскольку ее следы мы можем увидеть и поныне, стала киевская церковь Богородицы (Десятинная), заложенная князем Владимиром около 989 года и законченная в 996 году.

Почему Десятинная? Просто это был главный храм новой церкви, которой Владимир даровал десятину со своих доходов. Так что уже тогда церковь стала понятием экономическим. Увы, во время штурма Батыем Киева церковь рухнула - то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал. Сейчас можно видеть фрагменты раскопанного фундамента (фундамент сохранился настолько плохо, что не удается полностью реконструировать даже его план), а кроме того, в музее - несколько каменных скульптур, мозаичный пол и фрагменты росписи.

Время от времени украинское руководство порывается "восстановить" церковь, тем самым разрушив археологический памятник. Разумеется, ни о какой научной реставрации речи не идет, поэтому остается надеяться, что в нынешней политической ситуации на Украине некоторое время будет не до этого.

ПЕРВАЯ СОФИЯ

Под 1037 г. киевский летописец в Повести Временных Лет сообщает: "В лето 6545... Заложи Ярослав город Великий, у него же града суть Златые врата, заложи же и церковь святые Софья, митрополью, и по семь церковь на Золотых воротех святыя Богородица Благовещенье по семь святаго Георгия манастырь и святыя Ирины". Кстати, несохранившиеся храмы Георгия и Ирины - это в честь себя, любимого, и супруги. Ярослав Мудрый в крещении был Георгием, а его супруга, дочь шведского конунга Олава Шётконунга по имени Ингигерд в крещении стала Ириной.

Фото: istorya.ru
Фото: istorya.ru
Стоит отметить, что как раз с летописями вышла некоторая путаница. Во-первых, статья 1037 года - сводная. Просто под этим годом в летопись оказался вставлен общий итог строительной деятельности Ярослава. Другая летопись, Новгородская Первая сообщает, что Софию заложили в 1017 году. Копья историков ломаются по сей день, оставляя простор для датировки здания экскурсоводами. Автор лекции склоняется к более ранней дате постройки, основываясь на сообщении Новгородской летописи и граффити на стене Софии с датой 1032 год и на некоторых других исторических данных.

Разумеется, заказчик храма ориентировался на Константинополь. Знаменитое "чудо света", София Константинопольская была знаменита на весь мир. Тогда вокруг не было минаретов, и она была главным собором христианского мира (напомним, что и официальная схизма - раскол на Западную и Восточную христианские церкви произошел только в год Ярослава Мудрого - 1054-й).

В итоге и на Руси получилось нечто грандиозное. Пятинефный храм с двумя рядами галерей, с мозаиками, выложенными греческими мастерами (самая знаменитая из них - Богоматерь Оранта, встречающая вошедшего в храм, нынче затаскана в качестве рекламного плаката национальной страховой компании Украины)... И при всем при этом вся София без галерей могла бы поместиться под центральным куполом Софии Константинопольской. Но для страны, в которой официальному христианству не было еще и полувека, постройка Ярослава впечатляла.

Писали, что София "о полутретьядцати версех". Это означает, что у собора было 25 глав.

К сожалению, собор к XVI веку настолько обветшал, что богослужения в нем прекратились.

Ремонт сохранил внутренние объемы собора, однако оформил внешние формы в стиле украинского барокко. Не стоит возмущаться тому, что его отремонтировали и исказили внешний вид: судя по рисункам художника А.Вестерфельда 1651 года, собор находился в плачевном состоянии.

Сейчас собор - не действующий, и работает, как музей. Поэтому можно спокойно посмотреть многие уникальные объекты, сохранившиеся в нем.

Разумеется, одной из важнейших сохранившихся ценностей в соборе - это его мозаики и фрески. Мозаика - это византийская техника выкладывания изображения кубиками смальты - особого цветного стекла. В отличие от фресок, краски мозаики не тускнеют со временем, и поэтому самые важные изображения выкладывали именно так. Но на Руси с развитием собственных мастеров техника мозаики как-то не прижилась.

Фрески Софии имеют не только художественное, но и историческое значение. Особенно фрески в лестничных башнях, ведущих на хоры ("второй этаж"). Фрески лестничных башен - не религиозные, а светские. Там изображена охота, музыканты (по этой фреске удалось установить, как выглядели некоторые музыкальные инструменты того времени, например, миниатюрный орган), а также иллюстрирован весьма ранний эпизод христианской истории Руси: визит княгини Ольги в Константинополь и ее крещение.

Не меньшую важность представляет собой то, что в наше время назвали бы хулиганством.

Дело в том, что по штукатурке фресок очень удобно было процарапывать надписи и рисунки. Сейчас за это вам оторвут руки смотрители музея, но древним хулиганам они очень благодарны. О граффити с датой "1032 год" (точнее - лето 6540-е) я уже писал.

По исследованиям до 1985 года из 208 надписей (без учета рисунков и непонятных надписей) 130 надписей - молитвенных, 10 -поминальных, 10 - отрывков религиозных текстов, 11 - летописных записей, 25 автографов, 10 бытовых и даже одна купчая!

Интересны граффити на глаголице или сетка, в которую вписана кириллическая азбука, несколько отличающаяся от привычной. Есть там и рисунки, сделанные, видимо, со скуки на службе. Оставлены на стенах Софии и автографы исторических персонажей. Например, боярина Ставра Годиновича, известного нам по былине, а также малолетнего князя Святополка Изяславича с молитвой о его матери Олисаве.

А вот пример чисто летописной записи: "Месяца декабря сотвориша мир на Желяни Святополк, Володимер и Олег".

Есть на стенах граффити и сообщения исключительной важности. Например, вот такая запись на третьем от алтаря южном крещатом столбе:

ВЪ 6562
М(ЕСЯ)ЦА ФЕВРАРИ
20 УСЪПЕН
Е Ц(А)РЯ НАШ(Е)
ГО ВЪ ВЪ
(СКРЬСЕНЬЕ?)
В (Н)ЕДЕ(ЛЮ)
(МУ)Ч(ЕНИКА)
ФЕОДОРА

Это - запись о смерти строителя собора, Ярослава Мудрого. Говоря журналистским языком - "первая новость".

В Софийском соборе Ярослава и похоронили. Судя по всему, для своего захоронения киевский князь попросту прихватил из Херсонеса (Корсуня) гробницу святого Климента Римского. В январе 1939 года гробницу вскрыли. В ней обнаружили останки мужчины 60-70 лет, женщины 50-60 лет и несколько костей трехлетнего ребенка.

Тогда же антрополог Михаил Герасимов воссоздал и облик князя.

С семьей Ярослава Мудрого связан и еще один любопытный объект в киевской Софии. На одной из фресок можно увидеть четыре женские фигуры в платочках, со свечами в руках. Некоторые экскурсоводы и сейчас могут вам сказать: это фреска XI века, на которой изображены Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья.

Не верьте этим людям!

Пролить свет на эту загадку нам помогут те же рисунки Вестерфельда и современные исследования. Выяснилось, что это - всего лишь фрагмент так называемой ктиторской фрески, располагавшейся на трех стенах. Ктитор - создатель храма. Так вот: на фреске была изображена вся семья Ярослава Мудрого (включая женскую часть - супругу и дочерей), Владимир и Ольга, а также Христос, пред которым предстояли все фигуры, а Ярослав, к тому же, подносил Христу модель Софийского храма.

Оказалось, что в XIX веке, при "реставрации" художник не долго думая превратил четыре сохранившихся фигуры княжичей в женщин-святых, княжеские шапки превратил в белые платочки, а в руки сыновей Ярослава Мудрого всунул по свечке. В те времена над достоверностью особо не задумывались. Подтвердило правоту исследователей и изучение фрески в ультрафиолетовых и рентгеновских лучах: фотографируя сохранившиеся фрагменты таким образом, исследователи ясно увидели записанное горе-реставраторами изображение.

Продолжение следует...

http://www.gazeta.ru/science/2006/07/26_a_709908.shtml?1
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:40
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:07
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 07:46
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Игорь Бондарев
20.04.2024 07:22