Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мотохристиане

Ольга  Беляева, Нескучный сад

21.07.2006


Байкер... Кого сразу представляешь? Неопрятного инфантильного бородача. Или уголовника на колесах. Но, оказывается, в Ярославле байкеры проводят крестные ходы на мотоциклах и ездят в детские дома …

Может ли православный стать байкером, а байкер - православным, выясняла корреспондент "НС" Ольга БЕЛЯЕВА

Байкеры и ДПС

С момента основания марки HD в 1902 году Уильямом Харли и братьями Дэвидсонами американцы расценивают этот мотоцикл как свою национальную гордость. Но широчайшее признание мотоциклы HD получили в 30-х годах. Первым байкером считают Кларенса Хоэля, организовавшего первый байк-слет в Стурджисе в 1940 году. Через 50 лет на Стурджисское байк-шоу съехался 1 млн человек со всего мира.

31 мая 1989 года считается официальной датой создания первого в России мотоклуба "Ночные волки" - со своей символикой и знаменем (хотя байкерское движение, по словам представителей клуба, в России началось в начале 80-х). В 1995-м была зарегистрирована Ассоциация байкеров России. На начало февраля 2006 года, по данным сайта www.moto.ru, в России было 206 байкерских организаций.

Во всех странах существует проблема взаимоотношений байкеров и автомобилистов на дороге. В российской прессе можно часто увидеть сообщения о водителях, которые умышленно прижимали байки к обочине, выталкивали их на встречную полосу. И о последовавших за этим драках. Вот, например: в сентябре прошлого года в Москве байкеры "наказали" водителя джипа. Десятки участников ежегодного парада в честь закрытия сезона на мотоциклах Harley, Honda и Kawasaki погнались за внедорожником Land Rover Defender, который сбил трех человек и переехал несколько мотоциклов. Байкеры блокировали машину на Садовом кольце прямо у здания ГИБДД. Вытащили из кабины водителя, избили его, а затем перевернули внедорожник и скрылись.

Свою эпатажную внешность байкеры объясняют с практической стороны: кожа прочная, черный цвет - немаркий

Не путать со "скамейкером"

Кто больше похож на байкера: солидный, в коже, с нечесаной бородой, пивным пузиком и банкой пива в руке мужчина или невысокий, худенький, надевший на себя большой полиэтиленовый пакет с прорезями для рук и головы? Казалось бы, ответ очевиден - агрессивный бородач. Но не станем спешить.

"Многие, насмотревшись американских фильмов, всерьез считают, что байкер - это бандит, способный только убивать и нарушать правила дорожного движения. Таких людей меньшинство среди байкеров, но именно по ним судят обо всех нас", - рассказывает Сергей Потапов, Босс, руководитель Ярославского мотоклуба "Черные медведи". Кроме того, невоспитанный здоровяк в коже вполне может оказаться и "скамейкером" - человеком, который одет как байкер, любит много и долго рассуждать про мотики, но мотоцикла у него нет, сидит он перед домом на скамейке или хулиганит со скуки.

Руководитель клуба - выборная должность. Сергея переизбирали уже несколько раз - "медведи" доверяют его опыту. Но встретив его в магазине, вы не догадаетесь, что стоите в очереди за хлебом сразу за Боссом.

Сергей, коротко стриженный и гладко выбритый мужчина среднего роста, широко улыбаясь, встретил меня на обледенелом пороге и, слегка прихрамывая, проводил в свой кабинет. До 15.00 Босс занят тем, что выдает пенсионерам газеты по льготной подписке. Несколько столов, белые шторы, старенький диванчик и расшатанный стул - вполне домашняя обстановка. За стеной есть небольшой топчан, Сергей иногда остается ночевать на работе, а в углу скромно стоит мотоцикл - сказочный конек-горбунок нежного фиолетово-стального цвета. "Этот мотоцикл куплен на клубные деньги. Он не для поездок. Я его отремонтировал, покрасил заново. Это мотороллер "Вятка" выпуска 1964 года", - рассказывает Сергей и ведет нас в другую комнату, где стоит его настоящая "тень". Пахнет машинным маслом, напротив большого зеркала - железный байк. Honda Shadow ждет открытия сезона. Его можно погладить, но только с разрешения хозяина. Особенно байкеры не любят, когда без спросу хватают мотоцикл, садятся, роняют его. Последствия для бесцеремонного прохожего могут быть плачевными - побьют.

Александр и другой Сергей - московские байкеры - тоже никак не напоминали классическое "волосатое чудовище". И пива у них не было. Скорее, я бы сказала, что это серьезные, взрослые люди. Но проехать в шлеме с рогами, как у быка, поднять мотоцикл "свечкой" - это им кажется совершенно обычным делом. Только, по их словам, настоящий байк-клуб определяется не внешним видом его членов и не маркой мотоциклов.

Количество выездов, церемонии открытия и закрытия - вот настоящее лицо, уровень клуба. Уважают именно за это. Если байк-клуб за год выехал только пару раз "покататься по чистенькому" - это совсем не по-байкерски. Мотоциклист, отказавшийся от поездки из-за плохой погоды, вызывает смех и пренебрежение. Планирование дальности поездки зависит от денег и свободного времени. А когда байкеры приезжают на место сбора ("Дорожный капитан" выбирает маршрут), каждый занимается любимым делом: кто-то идет рыбачить, кто-то поет у костра под гитару. Обычно едут все желающие. Это может быть 20, а может - 100 человек. Летом такие вылазки достаточно часты. Байкер выезжает на своем мотике каждый день, хотя бы просто покататься по городу. Причем днем обладатель скромного с виду мотоцикла может разъезжать на крутом джипе. Часто байкеры собираются в "берлоге" - кафе, обсуждают байки, детали к ним, прошлые выезды.

С сотрудниками ГАИ байкерам приходится довольно тесно общаться. Например, договориться о сопровождении на открытие или закрытие сезона. Это официальное мероприятие. Бывает, что для колонны байкеров на церемонии открытия или закрытия перекрывают движение. Постовые в некоторых регионах обычно смотрят сквозь пальцы на то, что чопперисты ("чоппер" - мотоцикл с мощным мотором, с которого убрали все, без чего можно ездить, включая спидометр, тахометр, переднее крыло, большое сиденье и т. д.) ездят без шлемов. Требуют только, чтобы была бандана. Причем это правило касается только чопперистов. Водители спортбайков обязаны надевать шлем. И всегда нужно помнить, что дорога требует порядка и внимания и жестоко наказывает небрежных. На открытие сезона (или его закрытие) колонной в городе едут только самые опытные байкеры, остальные подтягиваются к месту встречи по одному.

Совнархоз и чепта

Многие возмущаются: "Байкеры - это в Америке, а у нас в России их нужно звать мотоциклисты". Российским байкерам есть что вспомнить из собственной истории. Есть в Ярославле почетный член клуба "Черные медведи" - Анатолий Иванович. Сейчас ему 79 лет. В 50-х годах Анатолий Иванович открыл мотосекцию при Ярославском педагогическом университете. Летом мотоциклисты ездили в Крым, При- балтику, по местам боевой славы Великой Отечественной войны. Мотосекция просуществовала почти десять лет. В ней учился отец одного из нынешних "Черных медведей". Сергей Потапов вспоминает: "В Советском Союзе мы и не знали, что могут быть специальные костюмы от дождя. Выкручивались кто как мог: надевали полиэтиленовые пакеты, неудобные плащи, пропитывали куртки воском, который все равно намокал через полтора часа, а сохла одежда потом дольше, чем обычно. Бывало так, что поедешь под чистым небом, а в середине пути начинается ливень". Лучшей байкерской одеждой по тем временам считался комплект химзащиты. Сперва мотоциклист в такой одежде казался неуклюжим, вызывал насмешки. Его черед посмеиваться наступал, когда после дож дя до места добирались все насквозь мокрыми, а он снимал "химуху" и ходил сухой. Самое лучшее по тем временам было сшить себе специальный байкерский костюм из прорезиненной ткани. Ее выпускали на заводе резинотехники в Ярославле. Костюм получался серебристый и даже симпатичный.

Но все же в речи байкеров среди клубных словечек преобладают заимствования. Например, "MC" - Motorcicle Club - жестко упорядоченная организация, состоящая не менее чем из шести байкеров. "Чепта" - это отделение мотоклуба, основанное в другой местности. "Колорс" или "цвета" - герб мотоклуба, его графическое начертание, название и местонахождение, а также буквы "MC". Тем, кто не является членом клуба, носить цвета запрещено.

Такое засилье английских слов странным никому не кажется. Да, свои мотоциклы были у многих уже в конце 30-х. Но не было общности, отсутствовало само понятие клубной культуры. "Закон Ома называется так во всем мире - никто не пытается переназвать его понятным именем, вроде закона Иванова, - говорит Сергей Потапов. - Так и тут. Сперва появляется какое-то явление, а уже потом рождается слово. Но по тому, насколько человек в состоянии оперировать байкерскими словечками, нельзя определить, хороший он или плохой". А вот определение "совнархоз" - советский мотоцикл, чаще всего "Урал" с коляской - придумали уже в России.

Байкерский сезон длится круглый год, лишь бы колеса не теряли сцепления с дорогой (правда, зимний период можно использовать для ремонта байка). Членом большинства байк-клубов может стать только мужчина. (Исключение в этом правиле - женский байк-клуб в Москве "Крылья".)
Главное же правило, которое до меня старались донести особенно настойчиво: "Ты уважаешь - тебя уважают". Не важно, кто ты, "кандидат" или "мембер", пока ты в Клубе, уважай своих товарищей. Это Золотое Правило байкера.

"Православных байкеров не бывает"

Стать полноправным членом байк-клуба не просто. Для вступления в клуб нужны как минимум два поручителя. Но вначале пришлый человек получает статус "гость": услышал от кого-то о клубе, связался, сезон покатался. И либо ушел: не понравилось, дороговато, либо остался. После насыщенного сезона гость получает задание: сварить на всех ужин, сделать надолбы - заграды, чтобы никто не проехал к байк-клубу, когда собравшиеся этого не хотят. Для того чтобы справиться с заданием, необходимо решить все самому, без помощи членов клуба, пользуясь только их советами. "Кандидат" - перспективный новичок, готовящийся стать "мембером" - членом клуба, он не имеет права голоса на собраниях. В его цветах нет названия и герба МС.

Что нужно для того, чтобы стать полноправным мембером? "Смотрим на все и все учитываем. Как кандидат общается с людьми, насколько мастерски он ездит, участвует ли в наших делах", - объясняет Сергей.

Дела, участие в которых так важно для становления мембером, у "Черных медведей" могут показаться необычными для тех, кто судит о байкерах по американским фильмам: это крестные ходы на мотоциклах, субботники в православной церкви, посещение детского дома и исправительной колонии.

Когда клуб едет ремонтировать храм, проводится строгий отбор. Многим желающим приходится отказать. Элементарно не хватает на всех лопат и молотков (инструмент байкеры берут свой) - зачем брать с собой много людей, если им будет нечего делать. Приветствуются люди, умеющие пользоваться сварочным аппаратом и знающие, за какой конец держать молоток. Де вушки надевают платки и юбки и моют в храме полы и окна, прибирают строительный мусор. А еще Сергей не берет с собой людей, в поведении которых не уверен: едут только те, за кого не придется краснеть. До сих пор к байкерам предъявляли только одну претензию: громкая музыка из динамиков мотоциклов. После работы в храме ребята едут на лесную поляну, жарят шашлыки, пьют пиво и катаются на своих байках.

Когда поездки в детский дом и к заключенным только задумывались, отношение большинства "медведей" было безыскусным: "А че там делать-то?" Один байкер считал, что достаточно только денег дать, а его присутствие не обязательно. Потом все-таки поехал, купил шоколадок, но сдал их в общий котел, сам раздавать не захотел... Теперь же не на шутку обижается, когда его не успевают позвать с собой.

"В детский дом мы ездим каждый год, как правило, летом. К нам уже привыкли, ждут. А в 2005-м не получилось. И вот 30 декабря мне звонит вице-президент и говорит: "В детский дом-то мы не съездили! Нужно собираться!" Я ему: "Ты бы еще 31-го к вечеру вспомнил". Тем не менее собрались мы быстро. Дед Мороз получился красивый. Есть у нас такой колоритный, крупный дяденька. Нарядили его в синий тулуп, синюю шапку. Только поверх тулупа клубная байкерская жилетка. Приехали вдвоем на мотоциклах с колясками. В люльке - красный мешок с подарками. Встретили нас радостно, но не удивились: "Это байкеры, что ль?" - спросили дети. Мы для них зрелище уже привычное", - рассказывает Сергей Потапов.

Чтобы стать полноправным членом "Черных медведей", необязательно придерживаться какого-то конкретного вероисповедания. Однако так уж получилось, что все "Медведи" - люди православные. Кто-то ходил в храм еще до того, как стал байкером, кто-то пришел в Церковь, уже став членом клуба "Черные медведи". Однако одно дело вера, и совсем другое - мотоцикл, считает Сергей. Православным клуб "Черный медведь" не называют. Однако личная вера не может не отразиться на образе жизни байкера. Например, распространенные среди байкеров суеверные приметы "медведи" воспринимают с иронией: "Если в вас врезалась муха и при этом попала в глаз... значит, вы ехали без очков - остановитесь, протрите глаз и наденьте очки".

А Босс про приметы вообще говорит: "Не согласен я с этой ерундой. В приметы не верю, и мои друзья тоже".

Протоиерей Георгий Лапшин из Яковлевско-Благовещенского храма Ярославля, руководитель молодежного отдела Ярославской епархии, пришел к байкерам с проповедью и... стал их другом. Батюшка окропляет святой водой байки на церемонии открытия сезона, по церковным праздникам (например, на Троицу) иногда и сам принимает участие в поездках. Пока - сидя за спиной байкера. Есть у отца Георгия и мотоцикл - старенький "Иж", на котором он учится кататься. До приезда в Ярославль катался только в детстве на велосипеде.

"А что думаете, не сможет батюшка байкером стать? Тут, правда, все больше не от меня зависит", - улыбается отец Георгий. Когда задумывалась идея крестного хода на мотоциклах, владыка Кирилл дал свое благословение: "Я знаком с байкерами. И они хорошие люди. А слова "толстый, бородатый и всегда пьяный" я слышал и в адрес священнослужителей. Когда в лоно Церкви приходят, нельзя смотреть, как кто выглядит, какие у кого недостатки. Недостатки уврачуются, все наносное уйдет, и останется только хороший христианин".

"Черные медведи" доверием владыки Кирилла гордятся. Кожаные одежды объясняют тем, что кожа удобнее, практичнее и долговечнее. Но в крестный ход или к заключенным отправляются не напоказ, а просто потому, что им самим это нравится.

В первый крестный ход байкеров не хотел пропускать сторож Толгского монастыря - испугался их кожаной одежды и татуировок. Сторожа удалось убедить, что байкеры - люди мирные. На заднее сиденье сели девушки в длинных юбках и в платочках. Девушки держали высоко над головой иконы.

А люди на улице останавливались и крестились.

Может ли православный человек входить в какое-либо течение молодежной (и необязательно молодежной) субкультуры? Быть байкером, готом, скинхедом? Прокомментировать этот вопрос мы попросили архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского ВИКЕНТИЯ , благословлявшего байкеров на паломничество по святым местам и иерея Андрея БЛИЗНЮКА, клирика московского храма свт. Николая в Кузнецах , участника 11 миссионерских походов, преподавателя ПСТГУ

Владыка Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский
Владыка Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский
- Владыка, многих смущает внешний вид байкеров: кожа, рога на шлемах, изображение нечисти на одежде, татуировки, длинные волосы. Может быть, это детская болезнь, которой не стоит придавать значения - лишь бы человек был хороший?

- Православный человек следит за своим поведением, поступками. Он не станет делать татуировок или носить куртку с вампирами. Но мы должны думать о том, как привлечь байкеров в храм, рассказать им о нашей культуре. На первых порах главная наша задача - приютить человека, не задумываясь о том, "достоин" ли он стать православным.

Чтобы по-настоящему воцерковиться, байкеру от многого придется отказаться. Допускаю, что первое время байкера придется даже не допускать до причастия. Потом, по мере воцерковления, человек станет следить за собой. И все второстепенное, наносное отойдет на задний план, исчезнет.

- Первые американские байкеры называли себя "Ангелы ада". И до сих пор байкерская атрибутика ассоциируется с этим названием. Байкеры культивируют черное, рогатое, какую-то клановую гордыню, тщеславятся своими навороченными мотоциклами. Можно ли их привлекать к делам Церкви? Может ли священник давать благословение на их мероприятия - открытие сезона? Окроплять святой водой мотоциклы, украшенные сомнительной атрибутикой?

- Уверен, что многие байкеры не вкладывают в символику того смысла, который подразумевался изначально. Они пользуются ей по привычке, во многом следуя установившейся традиции. Но тут мы и должны идти к ним и рассказывать об истории, культуре, духе православия. Не отталкивать от себя, а разъяснять сомнительные моменты.

А гордыня и тщеславие есть в каждом из нас. И все мы должны с ней бороться.

Иерей Андрей Близнюк
Иерей Андрей Близнюк
- Если человек просто любит мотоцикл, ремонтирует старые модели, это одно. Но ведь есть байкеры, которые рисуют свастику на шлемах и разъезжают ночью, мешая людям спать, нарушают правила дорожного движения. Я крестил младенца, девочку, родители которой были байкерами. Лето, жара. Байкеры в наколках. У восприемницы плечи открыты и все руки синие от татуировок. Нашли для нее в храме халатик. И она оказалось вполне симпатичной девушкой. Понимаете, эта атрибутика отталкивает. Любая личина, даже если не придавать ей большого значения, притягивает к первообразу. А какая у байкеров личина - рога, скелеты... Я бы с этим заигрывать не стал. Равно как и окроплять святой водой мотоциклы, украшенные сомнительной атрибутикой. Хотя, конечно же, я никого не осуждаю.

Я думаю, что наша задача - не воцерковление страсти, а создание молодежных клубов, где было бы интересно всем. И с байкерами тоже так: их, скорее, нужно приглашать к себе, чем отправляться туда, где они горды и самодовольны.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=20§ion=10009&article=460



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме