Дух "Радонежа" над Западной Европой: кошмар протодьякона Питера

Новости Москвы 
0
171
Время на чтение 7 минут
Кто такой протодьякон Питер? Наверное, он вам неизвестен, как неизвестен был и мне вплоть до недавнего времени. Но, по меткому наблюдению участника одного православного интернет-форума, указанный протодьякон совершенно случайно возникает из мглы, стоит только кому-нибудь упомянуть его имя. Так что, возможно, вам вскорости доведется узнать его поближе. Или, как говаривал некогда подпоручик Дуб, если вы раньше знали его с хорошей стороны, то теперь узнаете с плохой.

И то сказать - протодьякон Питер Скорер представляется своим интернет-корреспондентам с немалой внушительностью: "...А для читателей этого форума немного о себе. Я внук проф. Симеона Людвиговича Франка. Родился В Англии. С семилетнего возраста знаю Вл. Антония [Блума - покойного митрополита Сурожского]. Ходил в воскресную школу, пел, прислуживал рукоположен им во диакона 30 лет назад. Окончил Св.-Владимирскую Семинарию, где мой учитель был О. Александр Шмеманн" (http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=58412). Хочется снять шапку, у кого она есть. Но невольно всплывает в сознании грустный интеллигентский афоризм: "Не всякий Иванов - разумник"...

К лаконичной автобиографии протодьякона присовокупим, что служит он близ Экзетера, графство Девоншир, Англия, и, будучи вплоть до последнего времени клириком Сурожской епархии Русской Православной Церкви - о чем лишний раз напоминает имя рукоположившего его знаменитого архиерея, - ныне числит своим предстоятелем патриарха Константинопольского. Следует добавить еще, что оснований у него на это, кроме собственного волеизъявления, не имеется, и можно предполагать, что вскорости своего сана он будет лишен. Однако же, дабы не опережать события, мы будем называть его протодьяконом.

А прославился протодьякон Питер от конец вселенныя и даже до конец ея. Совсем недавно, к примеру, 16 июня с.г., вместе с епископом Василием (см. выше замечание о священном сане), он проследовал в гор. Париж и воссел в епархиальном совете архиепископа Гавриила Команского (Константинопольский патриархат) в качестве "консультанта" упомянутого владыки. И недаром, конечно. Ведь и в Москве, где формируют общественное мнение, и в Вашингтоне, откуда финансируют "Радио Свобода", протодьякона возводят в ранг верховного арбитра по православной тематике:

"Сурож на пороге если не превращения в руины, то раскола, в результате которого погибнет наследие митрополита Антония... Гибель грозит духу епархии... Ближе всех к истине, похоже, протодиакон Питер Скорер, внук великого русского философа Семена Франка. Вот что он сказал в интервью радио "Свобода": "Сурож был уникальной епархией во всей Московской патриархии благодаря работе митрополита Антония. Она терпела владыку Антония, потому что он привел не только огромное количество людей к православию, в церковь в Британии, но в самой России. Теперь свободная, соборная, ни на что не похожая епархия в русском контексте стала для России неудобной" (Сурож разрушен. "Новые Известия", 19 июня 2006 г.)

Впрочем, протодьяконское участие в СМИ имеет давнюю историю и не ограничивается низкопробными листками и радиостанциями. Еще десять лет назад он вразумлял публику со страниц газеты "Гардиан" в следующих глубокомысленных словах и выражениях:

"Иерархия Русской Церкви, организация, которую более 70 лет направлял и вскармливал Комитет Госбезопасности, упорнее прочих держится советского образа мысли... Видимо, Церковь испытывает тоску по недавнему прошлому" (Face to faith: Holinesses in an unholy row. The Guardian, March 16, 1996).

Правда, судя по подписи, в то время автор был всего только дьяконом (Русской Православной Церкви, заметьте!) Прошедшие годы, протодьяконский сан, опыт идейно-политической борьбы в Сурожской епархии и звание "консультанта" при владыке Василии (Осборне) значительно расширили и углубили его суждения. И вот теперь он делится с читателями своим откровением пан-европейского ужаса:

"...Владыка Антоний не только не нужен России, с точки зрения властей, но он опасен. Скоро его книги исчезнут из магазинов, его устав будет забыт, и в Англии, в Лондоне будет царствовать дух "Радонежа"" (http://www.kuraev.ru/forum/view.php ?subj=58412)

* * *

Каждому здравомыслящему человеку - я уж не говорю православному верующему - ясно, что это вздор. Властям России (к лучшему это или к худшему) нет дела ни до покойного владыки Антония, ни до подавляющего большинства других православных реалий. Что же до его книг, то исчезновение им грозит не в большей мере, чем Псалтири и помянникам, и как постоянный участник московских православных выставок - именно на стенде "Радонежа" - я могу засвидетельствовать: ни одного автора я не рекомендовал посетителям так часто, как владыку Антония (Блума), и никакого иного автора я не видел на окружающих прилавках в таком изобилии.

Чего же так боится протодьякон Питер? Что конкретно вызывает в протодьяконских членах липкую дрожь кошмара? Чем опасен "дух Радонежа", да и что это такое за дух, в самом деле? - Ведь сколь бы ни был славен протодьякон своими радио-газетными вещаниями и даже своим родством, свойством и знакомством с великими мира сего, наш интерес к его личности поневоле ограничен. Мало ли беглых протодьяконов, да и деятелей рангом повыше, носятся по лицу земли, обвиняя всех подряд - особенно же священноначалие - в своих скорбях и неурядицах,

...визгом жалобным и воем
надрывая сердце мне...

Если Западно-Европейская епархия ("экзархат"), к которой "присоединился" наш протодьякон, за тридцать лет пять раз произвольно меняла свой "церковно-канонический [??] статус", если в одной Астории (район Нью-Йорка) есть семь взаимно-проклявших друг друга "православных юрисдикций", если даже в соседнем с нами Суздале есть ряженый "митрополит", который "рукополагает" - а при случае и "низлагает" - "священников" и "дьяконов", если досужие интернетчики читают и обсуждают потоки их еретического бреда, - то стоит ли уделять место на полосе данному отдельно взятому протодьякону? И если мы даем на этот вопрос положительный ответ, то лишь по одной причине: внемля протодьяконскому воплю, глядя в его округлившиеся от ужаса перед "духом Радонежа" глаза, мы можем узнать нечто важное и неотложное о сегодняшнем мире.

* * *

Прежде всего, не желая "умножать сущности без нужды", обратимся к самому простому объяснению. Можно допустить, что "дух Радонежа" в устах трепещущего протодьякона - это всего лишь метонимия, формальный ярлычок, означающий "враг: уничтожить", наподобие всех тех ярлычков "фашиста", "националиста", "антисемита", "монархиста", "КГБшника" и т.п., которые "Радио Свобода", "Новые Известия" и прочие протодьяконские собратия развешивают по заказу своих хозяев. Тогда выходит, что протодьякону в той же мере начхать на "Радонеж", как начхать ему на владыку Антония (что он неопровержимо доказал своей "сменой юрисдикции"), а речь идет попросту о драке за наследство покойного митрополита.

Ситуация, конечно, неприятная, но весьма характерная: на гроб выдающейся личности слетается воронье. Только в современной православной среде можно привести такие разнообразные примеры, как митрополит Иоанн (Снычев), протоиерей Александр Мень, иеромонах Серафим (Роуз) и протоиерей Николай (Гурьянов): после смерти каждого из них возникают те или иные "движения за сохранение бесценного наследия", агрессивные по настроению, раскольнические по природе, губительные по результатам. И владыка Антоний (Блум) далеко не исключение из этого ряда, тем более, что последние его годы его были отмечены ослаблением архиерейской власти и неприкрытой активизацией антицерковных сил в Сурожской епархии.

Если так, то протодьякон и его команда со своим ужасом ломают комедию. Им прекрасно известны те добрые плоды, которые всходят сегодня из семян, засеянных владыкой Антонием. Ужасаются же они в точности противоположному: что его наследие - то есть, дело православной проповеди, внутренней и внешней, в России, в Западной Европе и по всей земле, дело раскрытия Святого Православия навстречу нашим современникам в их повседневной жизни, личной, общественной, государственной, - с Божией помощью и трудами Русской Церкви, от Патриарха и Синода до простых верующих, монахов и мирян, - за последнее время резко шагнуло вперед, и перспективы дальнейших успехов очень обнадеживают.

Ужасаются они неминуемому вскрытию своего блефа, краху своего дутого авторитета, краху монополии на "православную духовность". "Дух Радонежа" в Англии и в Лондоне - это не что иное, как Русская Православная Церковь, и ему противостоит не "наследие владыки Антония", которое неотторжимо и неотличимо от нее, а совсем иное наследие: злое, безбожное наследие духовного вождя и предтечи всей их новой "юрисдикции", Мелетия Метаксакиса, патриарха Константинопольского (1922-1923 г.г.), "...человека, который за свою относительно короткую, но очень бурную жизнь, успел побывать предстоятелем трех автокефальных Поместных Церквей, и добиться принятия большого количества решений, которые до него были несовместимы с Православием, человека попытавшегося изменить сами основы православной экклезиологии" (Мелетий Метаксакис: митрополит, архиепископ, папа и патриарх. Православие.Ru).

* * *

Таков наиболее простой и широкий смысл протодьяконского кошмара. Однако если повнимательней вглядеться в текущие события, то раскроется следующий, более глубокий его уровень. Большинство обозревателей отмечает синхронизацию сурожского раскола с решающей фазой воссоединения Русской Церкви, с восстановлением общения между ее российской и зарубежной половинами. Возможно, у лондонских скандалистов был шанс пустить под откос это важнейшее, до сих пор еще не завершенное церковное дело; возможно, они лезли из кожи вон, чтобы не упустить этот шанс; возможно, напротив, они торопились, беспокоясь только о себе, понимая, что после восстановления единства Русской Церкви откалывать подобные номера станет гораздо труднее...

Но чем страшен для них в этой связи "дух Радонежа"? - Понять нетрудно. Наверное, ни одна тема, за всю историю существования "Радонежа" - и радио, и газеты, и интернет-страницы, - более десяти лет! - не занимала здесь столь серьезного места, не разрабатывалась здесь столь последовательно и неотступно, не привлекала к себе столь многих авторов и участников, и не проводилась со столь тщательно взвешенной редакционной политикой, как восстановление церковного единства, воссоединение Москвы и Зарубежной Церкви. Если вся Русская Церковь видит в этом свою духовную, молитвенную задачу, то мы в "Радонеже", наверное, в десятикратном размере. Чтобы в этом убедиться, достаточно просмотреть наши архивы за прошедшие годы. При этом "Радонеж" на коротких волнах и в интернетовской версии в самом деле распространяет свой голос во все концы вселенной. И "консультанты" в Лондоне, в Париже и в Вашингтоне этого не могут не знать.

Так что навряд ли "дух Радонежа" у протодьякона Питера - простой ярлык, мишень для обстрела. Нет, это вполне конкретная сила, видимая и вместе невидимая, действие которой он наблюдает и испытывает здесь и сейчас, на арене всемирных общецерковных событий. Сила, с которой метаксакисы, нынешние и будущие, мириться не хотят и не будут. Борьба продолжается.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1809
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06