itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

На секонд-хенде далеко не улетишь

0
143
Время на чтение 4 минуты
Миллионы россиян ежегодно летают самолетами, а значит... подвергают свою жизнь опасности. Именно об этом думаешь, вспоминая о трагедии в Иркутске, унесшей жизни более 120 человек. Это "не нагнетание страстей" - ситуация в отечественной гражданской авиации требует принятия серьезных решений. И речь идет не только об обеспечении безопасности полетов и предупреждении авиационных происшествий.

Билет на тот свет


В трагической истории с лайнером А-310, принадлежащем авиакомпании "Сибирь", услугами которой и сам не раз пользовался, поражает вот какой факт. Оказывается, командир экипажа Сергей Шибанов, чтобы пересесть из российского в самолет западного производства, был вынужден взять немалый кредит в банке, чтобы оплатить курсы "повышения квалификации". Заметим, что средства за обучение перевела не авиакомпания, которая, казалось бы, должна быть заинтересована в летном мастерстве командиров воздушных судов. В данном случае сработал так называемый рыночный принцип: прежде чем получать большую зарплату, выложи деньги из своего кармана. Кстати, Сергей Шибанов так до конца и не погасил многотысячный банковский долг, повесив его на свою семью...
Коль скоро речь зашла о деньгах, нелишне вспомнить, что экономический ущерб России при закупках пассажирских самолетов иностранного производства превышает 60 млрд. рублей в год. Это официальные данные Федерального агентства по промышленности (Роспрома).
Политика приобретения зарубежной авиационной техники на льготных для импортеров условиях наносит ощутимый удар экономике страны. Только за счет потерь в пошлинах и налогах ущерб составляет более 30 миллиардов рублей. Столько же теряет отечественная авиационная промышленность, лишенная заказов. По данным Роспрома, с 2002 по 2004 год российскими авиакомпаниями закуплено всего лишь 10 новых магистральных пассажирских самолетов отечественного производства. В этот же период парк авиакомпаний пополнился 31 зарубежным самолетом фирм "Боинг" и "Эрбас".
Сейчас в составе парков российских авиакомпаний более полусотни гражданских пассажирских самолетов зарубежного производства. Эти воздушные суда приобретались либо с освобождением от уплаты импортных таможенных пошлин, предоставленным специальными решениями правительства ведущим авиакомпаниям, либо по демпинговым ценам, поскольку самолеты длительное время находились в эксплуатации за рубежом. Другими словами, нам, россиянам, зачастую предлагают летать на западном секонд-хенде, то есть "донашивать" самолеты за теми, кто давно отказался от них. И мы, послушные, садимся в чрево бэушных лайнеров, молясь в душе, чтобы все закончилось благополучно. Увы, так бывает не всегда. Выходит, что многие пассажиры злополучного иркутского рейса взяли билет на тот свет...

Российское - значит надежное


Вот и получается, что российским авиакомпаниям выгоднее приобретать зарубежные самолеты, а российские производители авиатехники остаются без заказов даже на внутреннем рынке. И это несмотря на то, что российские самолеты Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и ряд других по своим характеристикам не уступают зарубежным аналогам, а стоимость их существенно ниже стоимости новых зарубежных самолетов.
Что касается региональных самолетов, то здесь также имеют место попытки заменить российские самолеты зарубежными. В частности, на самолеты бразильской фирмы "Эмбрайер", подержанные самолеты "Дэш-8" канадской "Бомбардье", давно снятые с производства и эксплуатировавшиеся в Германии самолеты MD-83 и Fokker-100. И все это при наличии в стране региональных самолетов Ту-334, Ту-324, Ан-148, успешной разработке российского регионального самолета RRJ (материал о нем читайте ниже. - Прим. ред.).
Российские специалисты указывают еще на одну немаловажную деталь. Коэффициент прочности, который закладывается в самолеты, у российских составляет порядка 0,5 - 0,7, а у лайнеров западного производства всего лишь 0,3. Вот еще почему при посадке, когда самолет испытывает повышенные нагрузки, наша техника более предсказуема и надежна.

Что делать?


Трагедия в Иркутске всколыхнула все общество. Мы наконец-то осознали, что в отечественной гражданской авиации необходимо навести элементарный порядок. Мы не имеем права сидеть сложа руки, дожидаясь очередной крупной авиакатастрофы.
"Ряд трагических событий, произошедших в гражданской авиации в течение короткого промежутка времени, свидетельствует об острой необходимости наведения порядка в сфере налаживания действенного контроля за техническим состоянием воздушных судов, продлением ресурса эксплуатации авиатехники, а также ликвидации путей поставок контрафактных компонентов авиатехники", - заявил на заседании Совета Федерации спикер Сергей Миронов.
Он обратил внимание на кризисную ситуацию, которая сложилась в отечественной гражданской авиации. Эта ситуация, как подчеркнул спикер, вызвана систематической нехваткой конкурентоспособной авиационной техники.
"Действующие таможенные пошлины на ввоз воздушных судов иностранного производства делают их импорт экономически невыгодным, что усугубляет ситуацию старения парка воздушных судов, эксплуатируемого российскими авиаперевозчиками, с другой стороны, стимулирует приобретение авиационной техники, произведенной 15 - 25 лет назад", - подчеркнул Сергей Миронов.
По его словам, все это создает серьезные угрозы для авиаперевозок, перспектив развития авиационно-транспортной инфраструктуры, а также способствует потере рынков российскими авиакомпаниями и в то же время стимулирует экспансию со стороны иностранных авиакомпаний на внутренний российский рынок.
Очень многое в деле обеспечения безопасности авиаперевозок зависит и от региональных властей. Речь идет не только о контрольных функциях. Реконструкция аэропортов, взлетно-посадочных полос, обеспечение технических служб новым оборудованием, модернизация авиационной техники, достойные зарплаты авиадиспетчерам - на это и многое другое нельзя жалеть средств из региональных бюджетов.
Но есть вопросы, которые не в компетенции местных властей. Россия - единственная страна в мире, имеющая протяженность воздушных трасс более 500 тысяч километров. Если в советское время у нас было целое Министерство гражданской авиации, работающее как часы, то сегодня этой огромной отраслью ведает... небольшое подразделение в Министерстве транспорта. Не пора ли придать новый статус чиновникам от авиации, дав им больше полномочий?
Если до распада Союза у нас был могущественный "Аэрофлот", который обеспечивал должный контроль за безопасностью, подготовкой кадров и т.д., то сегодня имеем десятки частных компаний, на балансе которых зачастую лишь два-три самолета. Может, настало время вернуться к принципу "лучше меньше, да лучше" и не искушать судьбу-злодейку?
Не пора ли прекратить закупать за рубежом или брать в лизинг подержанные самолеты, а приобретать только новые? И именно их использовать на западных авиалиниях, коль скоро там жесткие экологические требования, а внутри страны дать зеленый свет лайнерам отечественного производства?
Ответы на эти далеко не риторические вопросы вправе дать только Правительство РФ. И они, эти ответы, должны прозвучать. "Второго Иркутска" не должно повториться.

http://www.redstar.ru/2006/07/19_07/2_01.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Антипов
Все статьи Анатолий Антипов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09