Верните церковную собственность!

0
215
Время на чтение 4 минуты
В последнее время в СМИ всё чаще звучит слово "реституция". Говорят о возвращении Германии трофейных ценностей, Испании - золотого запаса, переданного республиканцами СССР в качестве оплаты за оружие, потомкам русских аристократов и капиталистов - их дворцов и заводов. Ну, а как же быть с конфискованным большевиками имуществом Русской Православной Церкви?

В истории нашего государства Русская Православная Церковь всегда являлась не только духовным центром нации, основой культуры и образования, но и представляла собой достойную подражания хозяйственную структуру.

Будучи частью государственного механизма и обладая правами юридического лица, она активно участвовала в гражданско-правовых отношениях: приобретала, дарила, отчуждала имущество.

На длительном историческом пути русского государства шло накопление богатств Церкви. Особую роль в XV-XVII вв. в хозяйственной жизни Церкви на Руси сыграли монастыри, они не только явились центрами культуры и образования, но и хранилищами рукописных книг, своеобразными аккумуляторами денежных средств, банками, выдававшими ссуды знатным боярам и даже удельным князьям. Церковные организации являлись активным участником гражданско-правовых отношений в обществе, принимали участие в управленческой деятельности российского государства. В начале ХХ века на территории России было более 1200 монастырей.

Но целью данной статьи является рассмотрение именно той стороны, которая связана с церковно-хозяйственной деятельностью, имуществом и правовым статусом Русской Православной Церкви. Речь пойдёт о восстановлении правового и имущественного статуса Церкви.

Вследствие провозглашённой Декретом СНК от 23 января 1918 года правовой дискриминации Церковь и её организации в течение последующих 72 лет не имели прав юридического лица, а следовательно - не являлись субъектами гражданско-правовых отношений.

В советском законодательстве было чётко прописано: "Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью". Всё имущество существующих в России церквей и религиозных обществ было объявлено народным достоянием. Декрет также запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе.

С принятием Закона "О свободе совести и религиозных организациях" от 1 октября 1990 года Русской Православной Церкви были возвращены права юридического лица.

Вместе с тем, возвращение попранных прав церковных организаций произошло не в полном объёме. Это, естественно, связано с нынешними политическими реалиями. Согласно действующей Конституции РФ 1993 года, Россия является светским государством, и Церковь отделена от государства, хотя, безусловно, она принимает самое активное участие в общественной жизни страны.

И вот здесь возникает вопрос: а как же быть с имуществом, на законных основаниях принадлежавшим Церкви до революции? Речь, прежде всего, идёт о землях, прилегающих к храмам. Приходится констатировать, что наше законодательство о религиозных организациях несовершенно.

На наш взгляд, эти организации обладают особой юрисдикцией. В силу специфики преследуемых ими целей они не могут быть отнесены ни к предпринимательским корпорациям, ни к общественным организациям.

Федеральный закон N 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" с многочисленными изменениями и дополнениями, принятыми в последние годы, подчёркивает, что "религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретённое или созданное ими за счёт собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное в собственность религиозным организациям государством, либо приобретённое иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации".

Передача в собственность религиозным организациям для использования в богослужебных целях культовых зданий и сооружений с прилегающими земельными участками и иным имуществом религиозного назначения, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Ныне мы имеем только декларативность положений, но совершенно отсутствует механизм практической реализации передачи имущества, земель религиозным организациям.

Единственный документ, определяющий механизм передачи имущества Церкви, - это Распоряжение Президента РФ 1993 года, носит не нормативный, а рекомендательный характер. Оно предписывает "осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий и иного, находящегося в федеральной собственности, имущества религиозного назначения". Данное предписание заложило основы процесса передачи в собственность Церкви незаконно отнятых у неё храмовых зданий, а также всех прочих культовых объектов и прилегающих церковных земель.

Однако порядок такой передачи в действующих нормативных актах не разработан до сих пор.

А теперь один конкретный пример. Женский Ново-Тихвинский монастырь Екатеринбургской и Верхотурской епархии находится в центре г. Екатеринбурга, на территории зоны отдыха горожан, именуемой "Зелёная Роща".

В ноябре 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился к полномочному представителю Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе П.М. Латышеву с просьбой о передаче ранее принадлежащих Ново-Тихвинскому женскому монастырю земель, расположенных на территории городского парка. Восстановленная обитель существует 12 лет, здесь подвизаются 135 сестёр. Монастырь занимается делами милосердия: при нём существует бесплатная столовая для бедных и приют для девочек; в обители возобновляются традиции древнерусского богослужебного пения, возрождаются церковные ремесла. Но ей до сих пор не возвращена историческая территория. Сестры живут в крайне тяжёлых условиях. Вынуждены ютиться по 7-8 человек в крохотных кельях, вне территории монастыря, нет места для временного размещения многочисленных паломников.

С целью определения историко-культурной и правовой принадлежности парка "Зеленая Роща" в г. Екатеринбурге была создана авторитетная комиссия из членов правительства Свердловской области, священнослужителей, известных учёных, историков и юристов. Она документально подтвердила право обители на земли городского парка.

Но в ряде екатеринбургских газет и на местном телевидении началась кампания против возвращения Церкви законно принадлежащих ей земель. Появились статьи под броскими заголовками: "Православная Церковь хочет лишить горожан любимого парка", "Свежий воздух только для монахинь?", "Женщин - на кухню, кино - на помойку". В этих публикациях прямо заявлялось о том, что "горожане" против передачи парка "Зелёная Роща" Ново-Тихвинскому женскому монастырю. Хотя, на наш взгляд, за "горожанами" скрываются заинтересованные коммерческие структуры.

Нам следует обратить внимание законодательных органов страны на пробел в законодательстве и отсутствие механизма реализации Распоряжения Президента РФ от 23 апреля 1993 года N 281. Прецедент столкновения различных интересов в церковно-государственных отношениях наверняка будет иметь место и в будущем, он не ограничится только парком "Зелёная Роща" в г. Екатеринбурге.

http://www.russdom.ru/2006/200607i/20060733.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Смыкалин
Все статьи Александр Смыкалин
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28