Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Сибирь - благодатный край

Митрополит Новосибирский и Бердский  Тихон  (Емельянов), Седмицa.Ru

17.07.2006


Интервью архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона …

Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон
Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон
- Владыка, Вы в общей сложности уже около десяти лет находитесь на Новосибирской кафедре. Каким было Ваше самое яркое первое впечатление от Сибири и что изменилось за эти годы?

- Более всего запомнилось то, что когда я прибыл здесь было мало храмов и мало священников. Шел девяностый год, царил самый разгар перестройки, а здесь в Новосибирске церковная жизнь концентрировалась в одном Вознесенском кафедральном соборе. Хотя по области уже было открыто несколько приходов, священников приходилось туда посылать из Вознесенского собора. В результате в воскресный день я нередко оставался всего с тремя клириками.

В это время шло массовое Крещение. Шли креститься, в основном, взрослые люди. Долгое время город, как и вся Новосибирская область принадлежал к "красному поясу" и здесь атеисты очень строго следили за тем, чтобы не было ни венчаний, ни крещений. Когда препоны были сняты, ежедневно - и в воскресенья, и в будни происходило до шестисот крещений. За пять лет первого моего пребывания мы окрестили двести тысяч новосибирцев. Это - самое яркое впечатление того времени.

Сам я раньше никогда не бывал в Сибири. Мой отец отбывал ссылку в Иркутской области, но он не любит рассказывать об этом. Я убедился, что Сибирь - не только место ссылок, но благодатный край. Здесь удивительная первозданная природа, но главное - это святое место, русская Голгофа, где в XX столетии окончили свой земной путь сотни тысяч новых исповедников и мучеников за Веру Христову. В их честь, конечно, надо строить храмы и монастыри, об их подвиге благовествовать новому поколению, чтобы молодежь подражала делу своих отцов и дедов, хранила Православную Веру и спасала свои души.

-В Новосибирской епархии активно ведется в храмоздательство. За десять лет сложилась уникальная традиция - ежегодно в День города освящать новый церковный престол. Сколько сейчас храмов в епархии и как организуется приходская жизнь?

Сейчас у нас около ста тридцати приходов. Храмов меньше, поскольку не каждый приход имеет храм. Около сорока приходов строят храмы. На территории области 91 часовня. Это не только отдельно стоящие здания, но и домовые часовни- в учебных заведениях, в больницах, в местах заключения.

Жизнь православного человека протекает в храме и около храма. Если в городе или селе открыт храм или молитвенный дом, то его приход занимается не только молитвой а по мере сил помогает окружающим людям. Думаю, мы в епархии нашли удачный вариант: каждый приход у нас имеет специализацию, ведет какую-то конкретную практическую деятельность. Например, если приходской батюшка занимается местами заключения, то и его приход ориентирован на это служение. Этот приход становится центром реабилитации осужденных, организовывает богослужебную деятельность в колониях, тюрьмах, изоляторах и т.д. Поскольку такая работа в епархии ведется уже пятнадцать лет, нуждающиеся в помощи люди уже знают куда обращаться при необходимости. Дело не только в том, чтобы священник по желанию заключенных посетил колонию, совершил богослужение, исповедовал, причастил. Когда у осужденного кончается срок заключения, он идет в свой храм и там просит о помощи: о содействии в трудоустройстве, о помощи в приобретении билетов на дорогу домой, или об устройстве в специнтернат, где доживают свой век бывшие заключенные-инвалиды.

Аналогично действуют приходы, занимающиеся работой с наркоманами, с больными, детьми и престарелыми, антисектантской деятельностью. Все эти направления распределены по конкретным приходам. На мой взгляд эта форма работы очень удачна и успешна.

- В начале 90-х годов Сибирь стала объектом пристального внимания сект, как отечественного, так и зарубежного происхождения. Как обстоит дело сейчас?

- В Новосибирске сект еще очень много, самого различного направления. Когда они только появились, мы даже не знали, что за это напасть и как с ней бороться. Я помню, как некоторые московские священники говорили о том, что надо налаживать с сектами хорошие отношения. Уже вскоре все увидели, что диалог исключен - пришли разрушители, намеренные разделить нас по вероисповедному признаку, похищать людей из нашего общества, а не только из Церкви. Для Церкви-то секты не так страшны потому, что верующие просвещены, они знают, что такое истинная Вера и держатся ее. А вот люди, боявшиеся ходить в храмы при советском режиме, избавившись от прежней идеологической зашоренности, стали искать "духовности" и, как раз, попадали в лапы сектантов. Сектанты обеспечивались финансовой поддержкой западных государств и, конечно, действовали очень активно и напористо. В первую очередь их интересовали военные объекты и образовательные учреждения. Именно туда они пытались внедряться. У себя в Новосибирске мы создали Центр по изучению этих сект и по сбору правдивой информации о их деятельности. Этот Центр успешно работает при соборе святого благоверного князя Александра Невского. Недавно было образована Российская ассоциация центров изучения религий и сект, и одним из ее вице-президентов стал руководитель нашего новосибирского Центра.

В Центре наработан очень большой практический опыт. Ежегодно к нам обращаются до четырехсот человек, ставших жертвами сект. Одни, оставив секты, принимают Православие, другие заблудшие возвращаются в лоно Православной Церкви. Мы оказываем им различную посильную помощь, поскольку в такой ситуации человек не должен быть предоставлен сам себе.

Слава Богу, удалось победить и выжить из Новосибирска секту "Семья", представлявшую собой очень опасное деструктивное сообщество. Безопасных сект, разумеется, не существует, но эта помимо пропаганды своего учения занималась растлением детей. Многие секты уже знают о том, что в Новосибирске им будет дан весомый отпор, и не позволяют себе здесь активизироваться, как в других городах и епархиях. Мы внимательно смотрим за ними, отслеживаем ситуацию, ведем разъяснительную работу.

Кроме того, в Новосибирской области очень активную позицию занимает православная общественность: она проводит пикеты в тех местах, где появляются заезжие проповедники, разъясняет своим землякам что это за люди, какова цель их деятельности. Учитывая этот фактор, секты стараются обходить Новосибирск стороной, а те, что здесь присутствуют, стараются свою деятельность не афишировать и вести себя тихо, чтобы мы их не заметили.

- Бывают ли в Вашей епархии паломники из других регионов России и что именно они посещают?

- Паломники приезжают, во-первых, к чудотворной явленной "Иверской" иконе Божией Матери, которая находится в храме в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" на станции "Мочище". От этого образа происходит очень много исцелений. К нему съезжаются люди со всей России, перед иконой постоянно служатся молебны и читаются акафисты. Икона хранилась у одной пожилой женщины, внучка которой по молитве перед этой иконой исцелилась от травмы, полученной в детстве: мальчик камнем повредил девочке спину и у нее болели плечи, а Матерь Божия исцелила ее. Понимая, что чудотворную икону нельзя хранить дома, родные девочки передали образ в наш приход.

Есть другое место паломничества - станция Ложок близ города Искитим. Там некогда находился лагерь НКВД. На территории Новосибирской области очень много мест массовых захоронений - берега реки Иня, это сплошь тайные кладбища. До коллективизации в Новосибирской области было расстреляно несколько тысяч человек. А сколько еще было уничтожено в коллективизацию! Сколько репресированных крестьян лежит в сибирской земле! Ложок - наиболее известное сегодня место массовых репрессий, в том числе православных священнослужителей. После закрытия лагеря на месте массовых расстрелов, забил ключ, вода которого имеет благодатную силу. Святой источник в Ложке постоянно посещают многочисленные паломники. Над источником устроена водосвятная часовня, оборудованы купальни. Рядом предполагается возвести храм в имя Новомучеников и исповедников Российских. Эта стройка объявлена общеепархиальной. Власти выделили нам прилегающую территорию в несколько гектаров, часть которой занимает березовая роща. Мы собираемся огородить это место и создать там особую памятную зону.

- В Новосибирской епархии после долгих десятилетий богоборчества возрождаются монастыри. Какие из них могут посетить паломники?

- До революции здесь монастырей не было. В настоящее время монашеских обителей на территории епархии насчитывается шесть. Среди них есть довольно крепкие монастыри, которые существуют уже много лет. Например, в Ордынском районе в селе Козиха расположен мужской монастырь в честь Михаила Архангела. При нем есть дом для паломников, их там могут принять, разместить, покормить. Каждый, посетивший обитель, сможет помолиться на богослужениях вместе с братией, посильно участвовать в несении послушаний в обширном монастырском хозяйстве. Неподалеку в селе Малоирменка - на родине старца Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Наума - есть женский монастырь в честь Архистратига Михаила. Там тоже будут рады паломникам.

В тридцати километрах от Новосибирска в поселке Колывань, куда от областного центра ведет живописная дорога через Кудряшовский бор, находится женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского. Эта обитель открыта пятнадцать лет назад, здесь большое количество насельниц, крепкое хозяйство, есть хороший сестринский корпус, где также могут принять паломников. Другие монастыри не такие большие, они удалены от Новосибирска. Некоторые находятся в стадии становления и им трудно принимать большие группы. Есть монастыри и в самом городе.

- Несмотря на то, что новосибирские обители только встают на ноги, многие из них уже посильно участвуют в решении социальных задач. Например, упоминавшийся Вами Михаило-Архангельский женский монастырь в Малоирменке открывает детский приют...

- До революции было нормой, когда монастыри занимались воспитанием сирот. И сегодня, когда укрепились некоторые монастыри и приходы нашей епархии, они тоже начинают брать сирот на воспитание.

Многие социальные проблемы возникают от того, что раньше в советское время государство брало их решение на себя, а нынешняя власть пытается от этого освободиться. При этом некоторые смотрят на Русскую Православную Церковь как на единственное учреждение, которое должно помогать государству в их решении, забывая, что она сама была почти полностью разрушена в годы атеизма. Церковь сегодня только возрождается из пепла и тоже нуждается в поддержке. Она была лишена принадлежащих ей помещений, земель, и сейчас не имеет достаточной базы для социальной работы. Остается проблема подготовки кадров. Мы в Новосибирске решаем ее на мой взгляд успешно. Десять лет действует наш Свято-Макарьевский Православный Богословский институт - единственное за Уралом высшее духовное учебное заведение Русской Православной Церкви. Он предназначен для подготовки будущих священнослужителей, регентов, иконописцев и всех, желающих получить богословское образование и потрудиться для Церкви. Уже первые выпуски показали, что потребность Новосибирска и области в выпускниках нашего ВУЗа очень высока, а значит институту обеспечено дальнейшее динамичное развитие. В ближайшее время мы планируем открыть в Новосибирске Духовную семинарию. Нам передали под нее здание бывшего Дома офицеров, которое сейчас обустраивается.

- Как складываются Ваши отношения с властями?

- Я очень благодарен администрации города и области, которые с нами сотрудничают и всемерно поддерживают. Например, совместно с Мэрией Новосибирска мы возводим Центр реабилитации наркозависимых. В этом сотрудничестве залог доброго будущего. В древности государственные мужи вместе с Церковью, преодолевая все тяготы из века в век, созидали великую и сильную Российскую державу. Сейчас Церковь своим социальным служением не в состоянии решить все проблемы, но мы открыты к диалогу и сотрудничеству с властью.

Хочу подчеркнуть, что соучастие и помощь ближним требуется от каждого христианина. Господь призывает нас всех к добрым делам, но не все откликаются на этот зов. Многие в ответ говорят: а почему я? Мне бы очень хотелось, чтобы наши современники на зов Божий отвечали: а почему не я? Почему надо прятаться за спины других, а не идти самому к окружающим с добрым делом и со словом утешения? Я призываю всех задуматься над своим будущим, будущим своих близких и своей Родины и помнить, что оно в значительной степени зависит от наших сегодняшних дел.

Беседовала Ольга Кирьянова

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=35049&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме