itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Федеральные силы получили передышку

Ожидается, что террористические акты возобновятся через 2-3 месяца

0
142
Время на чтение 4 минуты
Ликвидация (или самоликвидация) Шамиля Басаева, террориста номер один на российской территории, привнесла в ряды политиков и аналитиков РФ некую эйфорию. Многие из них посчитали, что в войне на Северном Кавказе если и не поставлена точка, то по крайней мере в ее ходе произошел существенный перелом. Во всяком случае ситуация в регионе после 10 июля близка к нормализации, как никогда ранее.

В этом хоре почти тонут голоса экспертов, которые не так радужно оценивают складывающуюся обстановку.

"Уничтожение одного из лидеров сепаратистов вряд ли способно повлиять на коренное изменение ситуации в целом на Северном Кавказе, - считает руководитель Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок. - Дело в том, что система терроризма - многоуровневая организация, выстроенная за десятилетие войны. С уничтожением Басаева выбит один из элементов в этой системе. Но принципиально ее целостность сохраняется. И она, как американские роботы-терминаторы, способна регенерировать. Поэтому сколько террористов ни уничтожай, система изыщет автоматические способы их замены. Заметьте, сколько лет подряд в Чечне убивают боевиков сотнями, однако представители федеральных властей из года в год называют почти одну и ту же численность бандформирований - где-то примерно около тысячи человек".

Первый уровень террористической системы в Чечне, - подчеркивает Анатолий Цыганок, - это рядовые боевики, непосредственные исполнители терактов. Они не знают ни заказчика, ни структуры организации, просто выполняют поставленную задачу или за деньги, или по идеологическим убеждениям.

Второй уровень - организационные структуры на местах, которые ищут и находят кандидатов в террористы, а затем занимаются их обучением. Там тоже не знают, кто в действительности организует, направляет и подпитывает терроризм, не разбираются в финансовых потоках.

Третий уровень - это главари банд, составляющих основу организации. Именно им поступают деньги на ведение террористической войны, именно они имеют контакты за рубежом и порой связаны напрямую с идейными организаторами террористических акций. К числу таких террористических "генералов" принадлежит, например, бен Ладен. К данной категории можно было отнести и Шамиля Басаев, и уничтоженных ранее Аслана Масхадова, Зелимхана Яндарбиева, некоторых других лидеров экстремистов. Ныне этот уровень в Чечне олицетворяет Доку Умаров и несколько менее известных его подельников.

Четвертый (высший) уровень - это спонсоры, сценаристы и постановщики терактов, которые выделяют на проведение кровавых "спектаклей" немалые суммы денег. Если террористов первых трех уровней спецслужбы могут хоть как-то прореживать время от времени, то четвертый уровень по сей день остается для них недоступным.

А поэтому, убежден Анатолий Цыганок, с ликвидацией Басаева террористическая система на Северном Кавказе сама по себе не развалится: "Федералы получили два-три месяца передышки. Затем на месте Басаева утвердится другой боевик-руководитель. Будут отлажены связи со спонсорами. Одновременно восстановится командная система управления низшими уровнями - террористическая война будет продолжена".

Тех же выводов придерживается военный эксперт генерал-майор Павел Золотарев. Он считает, что в активности террористов, вне всякого сомнения, будет наблюдаться некоторая пауза, поскольку уничтожение Басаева "внесло определенную дезорганизацию в ряды боевиков". "Но это не суть важно, - подчеркивает генерал Золотарев, - ведь социальная база террора остается неизменной и через некоторое время все может вернуться на круги своя".

Многое, правда, зависит от разворотливости российских спецслужб, от того, сумеют ли они в ближайшие два-три месяца закрепить свой успех. Однако, к сожалению, говорит эксперт, оснований рассчитывать на это практически нет. Серьезным препятствием для мобилизации сил против боевиков служит тривиальная коррупция. Подобное явление довольно распространено во всем мире, но в России, тем более на Северном Кавказе, - особенно. Оперативные данные, если они доводятся до местной милиции, становятся сразу же известны тем, за кем охотятся спецслужбы. А сил у спецслужб не столь много, чтобы действовать в одиночку. Да и условия региона не всегда позволяют проводить операции автономно.

Кроме того, констатирует Павел Золотарев, существуют и весьма влиятельные силы, которым совсем не выгодно свертывание террористической войны в одночасье. К ним генерал относит в том числе "людей, заинтересованных в сохранении напряженной ситуации на Северном Кавказе. Поскольку только при таких условиях они смогут процветать".

Анатолий Цыганок с этой оценкой согласен. Со своей стороны он обращает внимание на тот факт, что главари боевиков избегают суда. Они просто уничтожаются. Их показания не нужны тем, кто заинтересован в сохранении статус-кво военного конфликта. Некое исключение - один из лидеров террористов Салман Радуев, скончавшийся при странных обстоятельствах в строго охраняемой тюрьме ФСБ. Впрочем, это исключение лишь подтверждает общее правило. Весьма вероятные откровения бандитских вожаков в следственных кабинетах и судебных залах, очевидно, кого-то очень тревожат, прежде всего внутри России. А это, в свою очередь, свидетельствует о высокой степени коррупционности в рядах антитеррористических сил.

С другой стороны, без показаний террористических руководителей третьего уровня невозможно выйти на их спонсоров и идеологических вдохновителей. Круг замкнулся.

С учетом всех этих факторов вице-президент Академии безопасности обороны и охраны правопорядка бывший сотрудник госбезопасности Станислав Лекарев делает вывод: на место Басаева встанет новый "молодой и отмороженный боевик, но скорее всего менее опытный". "Первым делом он проведет ответную акцию, как это было после уничтожения Масхадова и Яндарбиева", - прогнозирует эксперт. Он полагает, что ситуация в Чечне никак не изменится: арабы как руководили действиями чеченских боевиков так и будут продолжать контролировать их во всем.

Со Станиславом Лекаревым фактически солидарен генерал Золотарев: в Чечне по-прежнему сохраняется социальная база для "подпитки бандитизма и терроризма на Северном Кавказе". "Следует ожидать, что в конечном итоге появятся какие-то новые лидеры иного ранга, не прошедшие подготовку в соответствующих структурах, как Басаев. Это будут скорее всего люди помоложе".

Отсюда следует: уничтожать лидеров террористов надо, однако подобного рода операции спецслужб лишь частично решают проблему борьбы с терроризмом. Окончательно покончить с ним можно лишь с помощью целого комплекса мер - силовых, политических, экономических, дипломатических. И дадут они реальный результат отнюдь не сразу. Что, кстати, давным-давно известно. Вот только на практике пока все же отдается предпочтение мерам силовым. Это понять можно: нетерпение - вековой отечественный недуг...

http://nvo.ng.ru/spforces/2006-07-14/1_peredyshka.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Иванов
Пентагон выходит в околоземное пространство
Космические силы США опубликовали свою первую доктрину
29.08.2020
Молитва в лаборатории
Американские ученые пытаются примирить науку и религию
19.10.2007
Все статьи Владимир Иванов
Последние комментарии