Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Мозг армии" - век XXI

Николай  Ефимов, Красная звезда

13.07.2006

"Генеральный штаб Российской армии: история и современность" - так называется фундаментальный военно-исторический труд, вышедший недавно в издательстве "Академический Проект" под общей редакцией начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерала армии Ю.Н. Балуевского. Авторский коллектив этой книги проделал огромную научную работу, что позволило в обобщенном и систематизированном виде раскрыть процесс развития службы Генерального штаба в России со времен ее зарождения в древнерусском войске до сегодняшних дней.
ЧИТАТЕЛИ имеют возможность подробно узнать об изменениях, происходивших в предназначении Генерального штаба, его функциях и организационной структуре, роли и месте в общей системе органов военного управления. Большое место в книге уделено раскрытию основных направлений деятельности Генштаба по обеспечению военной безопасности Отечества на различных этапах его истории, в том числе и сегодня, когда речь идет о сохранении реального суверенитета Российской Федерации в условиях глобализации и нового соотношения сил на мировой арене после распада СССР.
Авторы труда справедливо отмечают в предисловии, что о том, каково в действительности предназначение Генерального штаба, его место в иерархической структуре органов военного управления государства и системе обеспечения национальной безопасности России, большинство наших граждан имеет довольно общее - смутное, если сказать откровенно, представление. В лучшем случае оно основано на знакомстве с военными мемуарами советских военачальников периода Великой Отечественной войны. Некоторая часть российского общества вообще считает Генштаб неким выразителем милитаристских тенденций во внешней и внутренней политике, инициатором всех тех войн, которые в силу разных причин приходилось вести России в далеком и близком прошлом. Разумеется, это очень серьезное заблуждение.
Новый фундаментальный труд призван в доступной для широкой читательской аудитории форме рассказать о процессе зарождения, становления и развития Генерального штаба Русской (Советской, Российской) армии, осветить его роль в области военного строительства государства, и прежде всего строительства Вооруженных Сил. Уместно будет напомнить, что со дня официального образования Генерального штаба минуло уже 243 года (с января 1763 г.), и все эти годы он является, по хорошо известному среди военных образному выражению, "мозгом армии". При этом надо признать бесспорную правоту специалистов, пишущих, что фактически история Генштаба значительно продолжительнее, чем принято считать. Его прообразом явилась квартирмейстерская часть, созданная в начале XVIII века царем Петром I, а первые элементы службы управления войсками существовали еще во времена русского княжеского войска.
Стратегическое планирование применения "военной машины" государства Российского всегда являлось основным направлением деятельности Генштаба как центрального органа управления Вооруженными Силами. Именно его сотрудники разрабатывали общие планы военных кампаний и конкретных операций против противников и недоброжелателей России, которых у нашей страны, увы, всегда было немало, занимались подготовкой войск и штабов к ведению боевых действий.
Не менее важная задача Генерального штаба - обеспечение военной безопасности государства в мирное время посредством поддержания постоянной готовности Вооруженных Сил к войне. Недаром же Генштаб еще в начале прошлого века называли "воином мирного времени".
КРАСНОЙ нитью через всю книгу проходит мысль о преемственности в развитии органов военного управления в России - ее не смогли прервать ни приход к власти в России в октябре 1917 года партии большевиков, ни драматические события августа - декабря 1991 года, завершившиеся крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века. Эту преемственность во многом обеспечили тысячи офицеров Генерального штаба, оставшиеся верными Отечеству. Благодаря им и проявился феномен, который ученые называют "институционной памятью". Именно офицеры, имевшие опыт работы в центральных органах военного управления дореволюционной России и перешедшие на службу новой власти, помогли сохранить национальные традиции построения системы органов военного управления.
После Октябрьской революции, повествуют авторы книги, большевики, руководствовавшиеся постулатом классиков о необходимости слома прежней государственной машины, попытались отказаться от испытанной временем системы управления войсками. Не получилось. Жизнь довольно быстро все поставила на свои места. Лев Троцкий, ставший наркомом по военным и морским делам, с одобрения других лидеров большевиков был вынужден сделать ставку на профессиональные военные кадры.
Пересмотру позиции новых властей способствовало осознание ими реалий военного дела, как, возможно, и то, что в марте 1918 года военным руководителем Высшего военного совета стал брат близкого к Ленину управляющего делами Совнаркома РСФСР - генерал-лейтенант Михаил Бонч-Бруевич, который привлек к работе в этом органе военного управления большую группу бывших кадровых генералов и офицеров. Созданный осенью 1918 года Полевой штаб Реввоенсовета Республики, обеспечивший успешное управление войсками РККА в годы Гражданской войны, возглавляли опытные генералы старой армии - Федор Костяев, Павел Лебедев. Оперативное управление Полевого штаба в 1919 году возглавил полковник Борис Шапошников, будущий Маршал Советского Союза.
В книге приводится и такой интересный факт: в 1918 - 1919 годах в Красной Армии служили 639 человек с высшим военным образованием, в том числе 252 генерала, не говоря уже о многих десятках тысяч простых войсковых офицеров. Именно они в крайней сложной обстановке, несмотря на первоначальное недоверие властей, не позволили исчезнуть традициям службы Генерального штаба. Само же название "Генеральный штаб" вернулось в армию в сентябре 1935 года.
В книге приводится много интересных исторических фактов, дающих повод для глубоких размышлений. В области организации управления войсками в самые разные времена возникало немало проблем, которые в той или иной степени злободневны и сегодня. Наверное, правильно будет сказать, что некоторые методологические подходы к их разрешению заслуживают внимания и ныне, в иной исторической обстановке. Ведь новое, как порой говорят, это хорошо забытое старое...
АВТОРЫ книги откровенно пишут об уроках, которые позволяет сделать анализ деятельности Генштаба, об ошибках, которые в прошлом затрудняли решение стоящих перед ним задач. Так, они принципиально высказывают мнение, с которым нельзя не согласиться, что недостатки в подготовке СССР к отражению агрессии нацистской Германии и ее союзников отчасти явились следствием недооценки высшим руководством роли Генерального штаба в предвоенный период, частых изменений в его организации и кадровом составе. "В отличие от практики генеральных штабов или подобных им структур зарубежных государств, где пребывание на таком ответственном посту до десяти лет считалось вполне нормальным, целесообразным и даже необходимым явлением, военно-политическое руководство Союза ССР этот вопрос проблемным не считало, - указывается в книге. - Он в рассматриваемый период решался с удивительной легкостью, а иногда и с необъяснимой поспешностью".
Судите сами: в мае 1937-го начальником Генштаба назначили Бориса Шапошникова, в августе 1940-го его сменил Кирилл Мерецков, но уже в феврале 1941-го Генштаб по предложению наркома обороны С.К. Тимошенко неожиданно возглавил Георгий Жуков, который, по мнению многих историков, был прирожденным полководцем, а не руководителем большого штаба. В июле 1941-го, после первых же военных неудач, Сталин вернул в Генштаб Бориса Шапошникова.
Кстати, такая же кадровая чехарда имела место в России и перед Первой мировой войной - и тогда частая смена начальников Генштаба оказала негативное влияние на его работу. С 1908 по 1914 г. во главе его побывали пять (!) военачальников. В частности, генерала от инфантерии Николая Янушкевича назначили начальником Генштаба перед самой войной, в марте 1914-го, а уже в августе его сменил генерал от инфантерии Михаил Беляев.
Авторы труда так же объективно освещают ряд других острых вопросов, которые ранее принято было обходить. Например, в книге идет речь о некоторой недооценке Генеральным штабом во второй половине 1930-х годов важности вопросов боевого обеспечения, что негативно сказалось на развитии войск связи. Вследствие того к июню 1941-го технические средства связи оставались устаревшими. Обеспеченность радиостанциями в звене "военный округ - Генштаб" составляла не более 35 процентов. К роковому июню 1941-го у Генерального штаба и штабов видов Вооруженных Сил не оказалось подготовленных командных пунктов. Во фронтовом и армейском звеньях также не была создана надежная система управления войсками. Поэтому неудивительно, что, как следует из оперативной сводки Генштаба от 27 июня 1941 г., войскам Западного фронта в течение 6 дней пришлось вести боевые действия без какого-либо вмешательства со стороны центральных органов управления. Хотя, как пишется в книге, еще летом 1939 года нарком обороны К.Е. Ворошилов обращал внимание своих подчиненных на то, что "даже в мирных условиях - на маневрах, полевых поездках и учениях - штабы не могут обеспечить непрерывного руководства войсками".

"Генеральный штаб является органом военного управления Министерства обороны, осуществляющим планирование применения Вооруженных Сил, организацию управления войсками (силами), мобилизационной подготовки и мобилизации Вооруженных Сил, планирование строительства Вооруженных Сил".
Из Положения о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации.


Думается, откровенный рассказ о недостатках, которые встречались в работе русского и советского Генштаба, оправдан в труде такого военно-исторического формата. Нынешнее поколение офицеров должно учиться, в том числе и на ошибках своих предшественников, чтобы у новой России не было ни своей Крымской войны, ни Мукдена, ни лета 1941-го.
В этой книге вдумчивый читатель найдет для себя очень много интересного и поучительного - в частности, при знакомстве с периодом Великой Отечественной войны, когда Генеральный штаб подчинялся Верховному Главнокомандующему и стал рабочим органом Ставки ВГК. Внимание привлекают также и главы, посвященные послевоенным десятилетиям, которые принято называть годами "холодной войны". Еще недавно, в силу понятных причин, это были довольно закрытые страницы истории. Авторы книги, опирающиеся на большой фактический материал, подробно рассказывают о самоотверженной деятельности генералов и офицеров Генштаба, во многом благодаря которым Советское государство выстояло перед политико-военным давлением ядерных "крестоносцев" и превратилось в мощную сверхдержаву, способную своим национальным ракетно-ядерным потенциалом поддерживать стратегический паритет вопреки расхожим утверждениям последних лет. При этом надо подчеркнуть, что военная безопасность СССР надежно обеспечивалась вплоть до самого его распада - и в этом большая заслуга принадлежит именно Генштабу Советских Вооруженных Сил. Крах Советского государства стал следствием отнюдь не неких милитаристских амбиций Генштаба и перенапряжения экономики оборонными программами, а результатом ошибок бездарного политического руководства, не сумевшего своевременно провести давно назревшую модернизацию страны, сохранив при этом устойчивость государственного руководства социальными процессами. Весьма дискуссионен и тезис о подрыве экономической устойчивости СССР в результате его участия в навязанной нам гонке вооружений. Появившиеся не так давно признания американской стороны свидетельствуют о том, что сами США в первой половине 1980-х годов оказались перед угрозой финансового краха, и еще неизвестно, кто бы не выдержал дальнейшего военно-экономического противоборства, не втащи Горбачев "весла в лодку"...
Характеризуя изданный "Академическим Проектом" фундаментальный труд, хочется, кроме того, отметить, что он прекрасно иллюстрирован, в нем помещено много редких фотографий, отображающих различные периоды функционирования Генерального штаба. Основной текст органически дополняют приложения, содержащие важную и интересную историческую информацию.
БОЛЬШИМ успехом авторов книги можно, как представляется, признать заключительную, 12-ю главу, посвященную особенностям деятельности Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в 1992 - 2004 годах. Как известно, распад СССР обусловил необходимость строительства государственных институтов собственно Российской Федерации. Генштабу пришлось тогда функционировать в неимоверно сложных условиях кардинальных внутриполитических и экономических перемен. Остро встал вопрос об организации быстрого вывода войск из Восточной Европы и республик бывшего Советского Союза, их обустройстве на российской территории с созданием группировок войск на стратегических направлениях, о восстановлении нарушенной системы управления Вооруженными Силами. Ведь от советской державы новая Россия унаследовала около 85% Вооруженных Сил. Однако глубоких исторических исследований на эту тему пока еще очень немного. Даже по одной этой причине 12-я глава будет читаться с особым интересом, и прежде всего теми, кому довелось в эти годы нести офицерскую службу.
Не пересказывая содержание главы, следует уточнить, что авторы обоснованно выделяют три этапа в деятельности Генштаба по реформированию Вооруженных Сил в постсоветский период: первый - с момента образования Вооруженных Сил России в мае 1992 г. (указ Президента РФ от 7 мая 1992 г.) до 1997 г., второй - 1997 - 2002 гг., третий - с 2001 г.
2004 год - особый в новейшей истории Генерального штаба. Этот год отмечен мероприятиями, проводимыми в рамках административной реформы, обусловившей необходимость осуществления мероприятий по реорганизации Министерства обороны РФ. Произошло уточнение полномочий Генштаба. С него, как с органа, отвечающего за стратегическое планирование, были сняты избыточные административные и управленческие функции по некоторым вопросам текущего руководства деятельностью Вооруженных Сил и переданы заместителям министра обороны РФ и начальникам служб Минобороны. Последующие 2005 - 2006 годы показывают оправданность такого решения государственного руководства, позволившего разгрузить важнейший орган центрального военного управления от второстепенных для него текущих вопросов, что на различных этапах его существования часто мешало работе по прямому функциональному предназначению - об этом, кстати, откровенно рассказывают сами авторы труда.
КНИГА "Генеральный штаб Российской армии: история и современность" стала логическим и удачным продолжением военно-исторических трудов, посвященных истории центральных органов военного управления в нашей стране ("Военные министры России", "Двухсотлетие Военного министерства. 1802 - 2002"). Она убедительно показывает, что у современного Генерального штаба существуют вековые традиции верного служения Отечеству. Его история как органа управления неразрывно связана с историей формирования и развития военной организации государства.
Непредвзятый исторический анализ показывает, что развитие центральных органов военного управления наиболее успешно шло тогда, когда государственные мужи исходили из национальных военных традиций, а если и перенимали иностранный опыт, как и при Петре I, - то творчески. Опыт реорганизации Вооруженных Сил и системы управления ими в начале прошлого века показал пагубность слепого копирования иностранных образцов. В книге удачно приводится высказывание военного историка генерал-лейтенанта В. Новицкого (1916 г.), который указывал, что опыт военных реформ 1905 -1912 гг. "лишний раз доказывает справедливость того положения, что подражание иностранным образцам лишь по внешности, без умения проникнуться идеями, одухотворяющими их, не приводит ни к какому положительному результату".
Звучит весьма актуально, так как и в постсоветские годы у нас время от времени появляются личности, считающие, что нет пророка в своем Отечестве. Еще свежи в памяти дилетантские размышления на тему военной реформы, охотно популяризируемые отечественными СМИ в начале 1990-х. И надо прямо сказать еще раз: заслуга в том, что военная организация государства тогда не погибла, став жертвой псевдореформ, во многом принадлежит сотрудникам Генштаба, людям скромным, но волевым и принципиальным, умеющим твердо и с высокопрофессиональным знанием дела отстаивать государственные интересы. Это они сохранили армию для Отечества на очередном крутом переломе истории и сегодня незаметно для непосвященных напряженно трудятся в интересах модернизации Вооруженных Сил, поддержания их в готовности к применению и отстаиванию национальных интересов России.
Недавно появившийся труд "Генеральный штаб Российской армии: история и современность", несомненно, позволит сохранить память о многих поколениях патриотов - офицеров Генштаба, который, повторюсь, справедливо именуют "мозгом армии" и который применительно к нашему Отечеству можно назвать и его совестью.

http://www.redstar.ru/2006/07/13_07/1_04.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме