itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Духа не угашайте! Поет матушка Людмила Кононова

0
581
Время на чтение 6 минут
Надо видеть глаза слушателей песен матушки Людмилы Кононовой, когда в них зажигается огонь, кажется, сошедший с небес и помогающий осмыслить немыслимую жизнь. "Я словно в раю побывал!" - это ли не лучшая оценка. Так сказал ученый, привыкший ценить лишь эстетическую, но не духовную сторону поэзии. В творчестве Людмилы Кононовой промыслительно соединились высокий профессионализм (она режиссер и профессиональный исполнитель) и православная духовность.

Жена священника Андрея Кононова из Вятки, мать троих детей (младшей дочери всего четыре года), она, как все, пьет горькую и сладостную чашу будничных забот, но Господь дает ей удивительное качество - ощущать за каждым проявлением жизни дыхание Божие. Где бы она ни пела - в воинских частях в Одинцове или Арсаках, в театре на Таганке или Международном славянском центре, в родной Вятке или в подмосковном Александрове, неизменно потрясение слушателей. Музыку она пишет сама - на свои стихи, на стихи своего мужа - о. Андрея Кононова, с которым они удивительно единомышленны. Именно он автор стихов к ставшей широко известной песне "Псалом боевой". Когда в январе 2002 года она прозвучала в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя (где на Рождественские чтения собрались архиереи и миряне всей страны) в исполнении народной артистки России Татьяны Петровой, Патриарх, а следом за ним весь зал - встали...

- Матушка Людмила, вы помните этот случай?

- Когда я рассказала о нем батюшке, он воскликнул: "Думали мы с тобой об этом в 91 году, когда даже мечты о Храме Христа Спасителя не было! Если бы кто-то тогда мне сказал, что песню, сочиненную во время разгрузки дров в Уржуме, будут исполнять в зале церковных соборов, в присутствии архиереев и Патриарха - это бы показалось чем-то совершенно нереальным!"

- Матушка, когда вы поете "Где мой дед неотпетый взывает ко мне" и другие песни о годах тяжких испытаний, возникает ощущение, что вы лично пережили все беды страны, прошли лагеря и ссылки...

- Это неудивительно. Я выросла в атмосфере рассказов моей матери о жизни на каторге, на строительстве Магнитки - с полным ощущением, что это происходило со мной. Там полегла почти вся огромная семья моего прадеда Якова Спиридоновича Бабаева, который до революции был купцом второй гильдии, был человеком высокой культуры и тонкой души, жил благочестиво, вырастил с женой Марией Тихоновной 17 детей. В селе Салмычи под Казанью на средства его семьи был построен храм, церковно-приходская школа, где он преподавал, а в храме пел на клиросе. Семья их была благочестивая, все большие трудолюбцы: работали наряду с прислугой. Все вспоминают его как необыкновенно справедливого человека. Когда он вернулся из ссылки, то закончил свою жизнь тем, что ходил и просил Христа ради - по селу, которое когда-то сам благоустраивал. Его там все любили и никогда ему не отказывали. Я видела его лицо на фотографии - красивое скорбной красотой - глаза настолько очищены страданием, как будто из иного мира смотрят, но понимая все в этом мире. А деда моего расстреляли за то, что отказался подписать донос на товарища, пожаловавшегося на невыносимые условия жизни в ссылке в уральских степях. В 1932 году моих родных привезли в скотском вагоне - с детьми, с женами и мужьями в голое поле. К счастъю, была весна, и они успели вырыть землянки. Это была страшная каторга. Детки умирали, едва народившись. Малыши не знали, что такое молоко - вообще такого продукта в их жизни не было! Однажды бабушка где-то достала сметаны. Это было совершенно фантастическое лакомство! Принеся ее домой, чтобы покормить детей, она убежала в садик за моей мамой, возвращается и видит: старший сынок стоит с ложечкой возле иконы "Знаменье" (она была сделана на заказ моим прадедом на венчание) и всю эту сметану вымазал на икону. "Юрочка, что ты делаешь?" - спросила бабушка. "Мама, ведь там и мама, и детка...", то есть малыш накормил сметаной младенца Христа на иконе - отдал Господу самое лучшее, что было в его жизни и чего он никогда не пробовал. Самое главное, что осталось у меня в памяти от этих рассказов о каторге, - не то, как было тяжко (для меня это было все равно, что царство Кащея), а то, что в этом царстве змиевом были такие проявления силы духа! Ведь они там не только выжили, но и принесли красоту в эту жизнь, они все умели - и шить, и вышивать. Они свой быт приводили в ту гармонию, к которой они привыкли. Будучи глубоко верующими людьми, уповали на помощь Божию - и луч с небес падал в эту беспросветную жизнь и все изменял. В семье была кормилица -швейная машинка. И бабушка этим зарабатывала. Когда у них обрушилась землянка и их семью поселили в барак с крымскими татарами, те их ограбили, хотя вроде бы и брать-то нечего было. Вынесли из дома все! Но... осталась одна швейная машинка, завернутая в перину, а сверху -икона Божией Матери "Знамение". Ее они не вынесли. Не смогли.

- Иногда среди новообращенных в Православие встречаешь крайние оценки вроде "творчество - это от беса". А каков Ваш взгляд на творчество?

- Человек просто не может не быть творцом, поскольку это заповедано ему Богом, он создан по образу и подобию Божьему. В "Символе веры", если дословно переводить с греческого, Господь называется - Поэт Неба и земли. Поэтому способности к творчеству напрямую связаны с Творцом мира, с тем, кто нас создал. Сейчас наша страна настолько невместима в обыденное сознание, что для того, чтобы в ней выжить, что-то понять и не сойти с ума, нужны действительно настоящие творческие силы. Это может быть и творческая сила молитвы у того, кому дан такой дар - молитвой все претворять. Это может быть и деятельная любовь в делах милосердия - это тоже творчество, если по-настоящему к нему относиться. Самое главное - выполнить повеление Господа: "Духа не угашайте!" Это и есть творчество. Горящий дух может быть в любом деле... У меня же просто такое устройство, что если мне не осмыслить внутренне то, что происходит - через слово и через песню - то дальше жить невозможно.

- Ваша такая домашняя песня "В комнате глаженым пахло бельем" не о быте, а смысле жизни. Как это удается?

- Когда дочка моя была еще совсем маленькой, было очень много забот и тягот, когда плоть, кажется, преобладает над душой. Но все матери знают, что бывают такие драгоценные минуты, когда при всей тяготе, физической усталости, случаются проблески присутствия Божия рядом с тобой и ребенком - приходят чувства, которые в обычной жизни нас не посещают или вспыхивают иногда на молитве. Невозможно даже назвать то, что мать иногда переживает в эти мгновения - высокие прикосновения к замыслу Божиему о человеке, о предназначении его. И был такой момент, когда я забежала в комнату - ребенок спал, луч из окна освещал темную до того комнату. И пахло засушенными травками и глаженым бельем. Чудесный запах чистоты, нежности - вроде бы и просто, но все это сложилось в удивительную гармонию.

- Ваш батюшка пишет дивные стихи. Их почти не отличишь от ваших. Вы очень сходны в творчестве...

- Так Господь устроил. Перед тем, как нам встретиться в 1989 году, я молилась, чтобы Господь определил мою судьбу. Вроде как в шутку говорила друзьям, что мечтаю выйти замуж за священника, не предполагая, что это может осуществиться. Меня пригласили попеть на вечере в филиал "Товарищества русских художников" в Перми (так называлось объединение творческих людей). Прихожу я и вижу: сидит, как мне тогда показалось, молодой священник: одет как-то строго, со значком к 1000-летию Крещения Руси. Потом оказалось, что он никакого отношения к Церкви не имеет. Хотя, возможно, у него на роду было написано - стать священником, потому что практически все, кто с ним знакомился, сразу спрашивали: а вы имеете отношение к Церкви? В то время он тоже писал стихи, но они были мне чужды: он был поэт-авангардист, выдумал течение, которое называл "фантастический реализм" или фреализм. И я мечтала, чтобы он вообще ничего не писал. Он действительно долго ничего не писал. Но жизнь под церковным покровом потихонечку излечивала душу и через год после нашего переезда он пожелал учиться в семинарии, потому что святоотеческое наследие наконец дало ему ту пищу, которой душа жаждала всю жизнь. И творчество возродилось на совершенно ином уровне.

- Бывает, что вы вместе пишете стихи?

- Конечно, мы обязательно советуемся друг с другом. Я его вкусу доверяю, а он - моему. Бывает, что и рифмы подсказываем друг другу.

- Православный человек должен все делать очень высокопрофессионально и даже лучше, чем мирские люди, потому что делает все ради Бога. Вы согласны с этим?

- Это я просто исповедую! И скорблю, когда встречаюсь с противоположным. Мне бы хотелось всем православным людям, который берутся за перо, которым хочется что-то выразить в творчестве, сказать: помните, что вы не на пустом месте будете трудиться, стихи не с вас начинаются, не вы первые их писать начинаете -и до вас была огромная русская литература, вся выросшая из Православия. И пренебрегать этим нельзя, надо хотя бы знакомиться с лучшими образцами. Это и язык обогатит, и будет с чем соотнести свое творчество хотя бы технически. Я встречалась с такими случаями творческого восторга: "Ой, вы знаете, матушка, ведь я пою!" Конечно, слава Богу, что тебя осенило - но ведь ты еще младенец и учиться-то все равно надо! А многие пытаются сейчас перескочить через школу, через опыт поколений и думают, что уже чего-то достигли. Но получается, как в Евангелии написано: "Мы играли вам на свирели, а вы не плакали"...

- Матушка Людмила, какое мироощущение вам ближе - трагическое или радостное?

- Скажем так: трагически-пасхальное...

http://www.russned.ru/stats.php?ID=437
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Кононова
Все статьи Людмила Кононова
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59