Невозможное против возможного

0
187
Время на чтение 3 минуты
Православие - это Православие. Постмодернизм - это постмодернизм. И вместе им не сойтись. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, есть смысл провести небольшой смысловой анализ

Во-первых, Православие - это вера, которая не нуждается в знании, в ссылке на цепочку причин и следствий. Для веры нет причин. Если я знаю, то я не верю. Если я верю, то знание мне безразлично. Если вера в чём-то и нуждается, то в верности. Верен тот, кто верит. А тот, кто потерял веру, тот неверен. Если я говорю, что у меня неверный друг, то это не значит, что он мне изменил. Хотя он мне, может быть, и изменил. Это значит, что я потерял веру и я ему не верю.

Конечно, легче от фактического потребовать соответствия своему понятию, чем от себя потребовать соответствия символу. Ведь твой друг - это не тот, кто соответствует понятию друга, а тот, кому ты веришь, узнавая в нём друга. Вера и верность не из мира фактического, в котором всё случайно и преходяще. Они из мира символического, невозможного. А символы неизменны. Поэтому Православие заставляет искать человека среди невозможного, в отличие от постмодернизма, который ищет человека и находит его среди возможного.

Второй момент. На мой взгляд, Православие - это в очень значительной степени - исихазм. А суть исихазма состоит в молчании, которое не имеет внутри себя смены состояний. То есть, молчание относится к тому, что не раскладывается в серию или последовательность. Оно не зависит ни от времени, ни от прилагательных. Если бы оно зависело от них, то тогда мы обнаружили бы в нём нечто качественное, врeменное. И тем самым приписали бы ему смену состояний. Молчание было бы в этом случае редуцировано к паузе, к интервалу, промежутку. Иными словами - к тому, что неотделимо от временной последовательности. Молчание - враг времени. Хотя и оно может красноречиво говорить. Но молчание - это не язык. Это не знаки и не слово. Ведь если посудить, то слово - это всего лишь очередной знак, который ищет своё место среди других знаков. Молчание лишает слово знаковости, открывая в нём внутреннее слово.

Постмодернизм понимает весь мир как текст, как бесконечную цепочку означивания. В этом мире ссылок на другие ссылки нет места молчанию. В нём всё говорит. Для Православия же мир - это не текст, а встреча абсолютного и относительного. Сама эта встреча носит не знаковый характер, а мистериальный. Мистерия имеет отношению и к моменту "Здесь и Сейчас", и к моменту Вечности. Поэтому в мистерии растворяются любые знаковые системы.

И еще. В Православии важно то, что во всякий момент времени дано полностью, целиком. Его истина наглядна. Она показывается. И этот показ носит иконический характер, а не кинематографический, как в постмодерне. В постмодернизме глаз смотрящего подобен кинокамере. Он не видит целое. Он видит только часть. Одна часть сменяется другой частью, но эта смена не ведёт к целому. В лучшем случае она ведёт к смене планов наблюдения. Постмодернизм связан со словом. Он не показывает, а доказывает, заранее полагая, что все доказательства равноправны. Для него слово - это всего лишь слово.


Православие и постмодернизм могли бы встретиться в одном случае: если бы Православие согласилось на работу в модусе ускользающего "что". "Что" - это, например, кофеин, то есть в модусе ускользания мы получаем кофе без кофеина. Вот если бы Православие согласилось быть христианством без Христа, то тогда оно перестроило бы себя в духе постмодернизма. Но тогда бы оно перестало быть Православием.

Православие, несомненно, сделало бы шаг навстречу постмодернизму, если бы оно отказалось от своих представлений о власти. Постмодернизм рассеивает власть, редуцирует её к микроуровню, к языку. Он не мыслит власть без Другого. В Православии власть понимается как своя воля, как своеволие. Дело в том, что писаное слово и писаное право никогда не понимались Православием как нечто такое, что может быть над человеком, что может ограничивать его в проявлениях самости и самостояния.

Православные не признают слово как источник Духа. Дух может возлежать на слове, но исходит он только от Отца. Поэтому он не может исходить от законодателей. И поэтому у Православных нет никакого пиетета перед парламентом, перед писаным правом. Вспомним хорошо знакомую каждому русскую пословицу: "Закон что дышло - куда повернёшь, туда и вышло". Источником права, закона и государства может быть только Самодержец. А это значит, что Православным безразлична идея правового государства. Постмодернистский мир не мыслим без права. Поэтому Православие и постмодернизм несовместимы.

http://www.pravaya.ru/column/8284
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Федор Гиренок
И день, и ночь…
Николаю Бердяеву — 150 лет
21.03.2024
Все статьи Федор Гиренок
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06