itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Служение на войне"

0
180
Время на чтение 4 минуты
В своей дореволюционной брошюре "Служение священника на войне" последний главный армейский священник о. Георгий Щавельский отмечает: "Священник обязан поддерживать и воспитывать в воинах веру, правду и праведность, долг и честь. Его средства: богослужение, книга и проповедь, беседа и личный пример". Уже в течение 9 лет в Екатеринбургской епархии военнослужащих, направляемых в Чеченскую Республику для выполнения боевых и специальных задач, сопровождает миссионерский храм-палатка, освященный в честь святого Александра Невского.
Разрешите вам помочь...

Когда настоятель воинского храма-палатки отец Владимир Зайцев отправлялся с отрядом спецназа в свою первую командировку, командир спросил его: "Ради чего вы едете с нами?" На что батюшка просто ответил: "Чтобы вам помогать". Услышав такой ответ священника, офицеры, улыбаясь, попросили провожать их на боевые выходы. Так, в отряде появилась новая традиция: последним, кого видят выезжающие на очередное боевое задание солдаты, стал благословляющий их священник. Главную свою задачу каждый уезжающий с отрядом священник видит в том, чтобы донести до людей мысль - этот воинский храм стоит здесь для них, и настоящие хозяева здесь именно они, а он - лишь служитель. Поэтому с каждой командировкой храм в воинской части становится все роднее. Теперь, когда за несколько дней до отъезда храм собирают, то многие военнослужащие говорят священнику: "Зачем вы его убираете, пока стоял было спокойно, а так как-то пусто, одиноко".

В этом году о. Владимир находился вместе с отрядом на территории Чеченской Республики с января по апрель. "Жили мы с моим помощником, Максимом Крыловым, в палаточном городке, - рассказывает о. Владимир - по режиму отряда. Вместе со всеми поднимались, со всеми укладывались спать. Оказалось, что это максимально удобный режим для нашей деятельности. Во время предыдущей поездки мы, бывало, ложились за полночь, поэтому и вставали тоже последними. В результате усталость большая, а сделано обидно мало".

На вопрос, как относятся к православному храму военнослужащие других вероисповеданий, о. Владимир ответил, что проблем на этой почве у них не возникало. И причина положительной реакции иноверцев на православие не в том, что большинство из них не знает и не соблюдают требований своей веры. "Те, кто знаком с верой своих предков, относятся к нам с интересом, - говорит о. Владимир. - Например, из нескольких военнослужащих-мусульман был только один, действительно знающий Коран и старающийся жить по его законам, у него дед - мулла. Именно этот солдат стал одним из самых частых гостей в нашем православном храме".

"Служили мы каждый день утром и вечером, - продолжает он, - ежедневно приходило до 30 человек. За прошедшие три месяца крестились 11 человек, но это не потому, что солдаты не шли на контакт, а просто большая часть людей была уже крещеной. Исповедовались многие, а вот причащалось мало. Это опять-таки не потому, что они не желали причастия, а наоборот, оттого, что люди с большой ответственностью подходили ко всем церковным таинствам и считали, что прежде чем причаститься, им необходимо искоренить в себе вредные привычки".

Внутри храма была оборудована кофейня, которая работала, когда не было богослужения, а солдаты отдыхали. Поэтому в храм мог прийти каждый.

Что мы оставим живущим...


Рассказывая о своем знакомстве с военными железнодорожниками, о. Владимир отметил один запомнившийся ему случай, характеризующий их будни. Однажды, когда отряд спецназа направлялся в очередную командировку, боевики подорвали железнодорожные пути, и состав сошел с рельсов. Солдаты Железнодорожных войск показали себя хорошими профессионалами: они действовали уверенно, слаженно, без суеты. Пока одна группа приводила в порядок пути, другая, заняв круговую оборону, готовилась отбить возможную атаку врага. Вскоре пути починили, и состав тронулся дальше.

Вообще, - вспоминает о. Владимир, - что бы кто ни говорил, а российские солдаты воевать умеют. Это ярко подтверждает и такой факт, что за 2001 год на счету только нашего отряда сотня уничтоженных боевиков, мы же за это время потеряли двоих. Конечно, потерю родного человека цифрами не измерить, но, в конце концов, всем умирать. И здесь разница лишь в том, какие дела мы оставляем живущим после себя. Наши солдаты оставили мирный Грозный с работающими детскими садами и школами, кафе и магазинами, нефтеперерабатывающими заводами".

По словам о. Владимира, отношения с местным населением у них сложились очень хорошие. Появилось много знакомых. Когда православный священник первый раз пришел на рынок, вся торговля остановилась. Со всех сторон кричали: "Русский мулла пришел!". Батюшку окружили, фотографировали, просили помолиться за родных, детей. "То, что у русских появился свой храм, воспринималось местными жителями как фактор стабильности, - говорит о. Владимир. - Уж если здесь появился православный священник - значит, войне конец".

Начиная с 2002 года, это была самая тяжелая командировка. Отряд уничтожил четыре базы боевиков, но в один из весенних дней на фугасе подорвался прапорщик Ковшов, у которого остались жена и 4-летняя дочка. После этого в отряде приняли решение поставить крест на возвышающейся в отдалении горке. Гибель товарища посеяла в лагере уныние, а после установки креста люди как будто снова воспряли духом. Узнав о таком общем желании, командир части майор В. Макеев предложил провести разведдозор, минную разведку. Особой надобности в этом не было, поэтому на удивленный взгляд священника командир ответил: "Как вы не понимаете, ведь тогда в этом действе сможет участвовать больше людей". Когда мы вернулись в лагерь, ко мне приходили солдаты и офицеры, благодарили за столь памятный для каждого из нас день.

Всю дорогу, около километра, огромный трехметровый крест, так никому и не отдав, пронес на своих плечах солдат Иван Кирясов. И когда в День Внутренних войск всем содействовавшим храму вручали подписанные архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием грамоты, то Ивану Кирясову в благодарность вручили ценный подарок.

"За время совместной работы мы очень близко подружились с солдатами и офицерами, - говорит о. Владимир. - Многие записали номер моего телефона, кто-то просил окрестить их детишек, кто-то обвенчать. По высказываниям многих, они возвращались домой не с надломленной психикой, а с оптимизмом, желанием жить. И с благодарностью и уважением к Русской православной церкви. Ведь знакомство с православием позволило им лучше понимать свое прошлое, а значит и будущее".

На снимках: эпизоды командировки о. Владимира; внутри храма-палатки; установка креста в память о погибших товарищах.
Фото из архива о. Владимира

http://www.pobeda.ru/content/view/2412/3/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09