Конечно, дело не только в цифрах. Просто эти цифры заставляют серьезно задуматься: может, мы что-то упустили, что не видим в современной России? Почему вдруг люди сегодня идут к мощам? Почему их так много? В наших СМИ эти вопросы не ставятся, но без них не понять смысл происходящего. Это ведь не экзотика, это огромный пласт нашей современной жизни.
Действительно, что мы видим: религиозный фундаментализм, мракобесие, невежество или искреннюю веру? Я далек от мысли, что все можно легко разделить на черное и белое. Среди сотен тысяч пришедших к мощам, наверное, были те, кто, отчаявшись, искал исцеления "любой ценой". Наверное, были и те, кто шел из любопытства. Каждого не спросишь... Но если просто задуматься, что меня, что каждого из нас может заставить провести в очереди 6 или 10 долгих часов или даже поехать в другой город, ответ не может быть легкомысленным. Думаю, чувства большинства можно выразить в нескольких словах - благоговение перед великой святыней. Ведь если задуматься, это удивительно и страшно - мы поклоняемся святому, который вот этой самой рукой крестил в Иордане Самого Спасителя.
С точки зрения современной культуры, благоговение - это почти невозможное переживание. Как человек может испытывать благоговение, как в нем может сохраниться чувство священного, если современная массовая культура - вся цинизм, насмешка, суррогат? Кажется, что сложные чувства давно вытесняются примитивными, вместо духовности у нас душевность, эмоции, невроз. Но нет, в Москве в очереди к мощам можно было встретить и студентов престижных вузов, и молодых менеджеров, и старших школьников. Такие из любопытства точно не пойдут - не в их жизненном ритме стоять в очереди из любопытства по 6 часов. Не смутное "религиозное чувство", а вера дает этим людям силы. В этом тайна "другой России". Судя по всему, не такие уж могущественные современные коммуникационные системы, если из информационного поля выпадают миллионы людей и вот так негромко, молчаливо свидетельствуют о своих ценностях. Конечно, это далеко не единственная форма свидетельства о своей вере, но именно она оказалась на виду. Есть робкая надежда, что и иные грани жизни "другой России" со временем увидят наши зоркие СМИ.
Второй вопрос - почему так много людей, - не имеет особого значения. Он, по сути дела, технический. Могло бы быть и значительно больше. По подсчетам начальника УВД Челябинска Игоря Иванова, к мощам прикладывались от 1000 до 1200 человек в час. Это значит, что человек проводил у мощей 2-3 секунды, не больше. Но, зная это, люди шли и были рады этому краткому прикосновению к святыне. Задержись мощи хотя бы на 2-3 дня в каждом городе, общий счет шел бы на миллионы.
Справка
Мощи св. Иоанна Крестителя прибыли в Россию из Черногории 7 июня и пробудут у нас 40 дней. Перенесение мощей организовано Фондом Андрея Первозванного по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Патриарха Сербского Павла и митрополита Черногорского Амфилохия.
Десница Иоанна Крестителя, чудотворная Филермская икона Божией Матери и частица Креста Господня являются главными святынями рыцарей Ордена святого Иоанна Иерусалимского (более известного как Мальтийский орден). Эти великие святыни хранились на острове Родос. Когда в начале XVII века остров был захвачен турками, рыцари переселились на Мальту и перенесли с собою Филермскую икону. Во времена французской революции Мальта перешла к Франции. Рыцарям Мальтийского ордена пришлось искать защиты у русского императора Павла I, который был избран великим магистром ордена. 12 октября 1799 года в Гатчину была перевезена и чудотворная Филермская икона вместе с частью древа Креста Господня и десною рукою пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Позднее святыня была перенесена из Гатчинской придворной церкви в Санкт-Петербург, в церковь Зимнего дворца.
С 1852 года, после освящения собора апостола Павла, Гатчина стала местом торжественного празднования мальтийским святыням, совершавшегося 12 (25) октября. Накануне, 11 октября, святыни доставляли из столицы в Гатчинскую дворцовую церковь, где совершалось всенощное бдение, а в самый день праздника - ранняя Литургия. Затем их переносили крестным ходом в Павловский собор для поклонения верующих.
Почитание мальтийских святынь в России приобрело народный характер. В начале ХХ столетия для поклонения им в Гатчину приходили многолюдные крестные ходы со всех окрестных сельских приходов.
В 1917 году святыни, по обычаю доставленные в Гатчину накануне 12 октября (ст. ст.), остались после Октябрьской революции в Павловском соборе на постоянное хранение. Но в ноябре 1919 года, при отходе войск генерала Юденича из-под Петрограда, они были вывезены в Таллин, откуда позднее попали в Западную Европу.
http://www.polit.ru/author/2006/07/04/mosch_print.html