Некоторые толкования происходящего вообще вызывают оторопь. Например, православный гражданин разъяснил, что за "оранжевой революцией в Бутово" стоят, с одной стороны, разработчики проекта "русский ислам" (видимо, именно поэтому выселяют на ул. Кадырова), а с другой - пропагандисты Ющенко в России. А журналистка из "Известий" (N от 22.06.06, материал "Жители сносимого поселка расстаются врагами") объяснила злоключения жителей Бутова с простодушием милицейского протокола: да просто выселяемые "пытались сыграть в азартную игру с государством и проиграли". Вообще-то, государство, играющее с подданными в азартные игры, - это государство наперсточников. Не хотелось бы в таком государстве жить. Хотя мы именно в нем прожили все 90-е. Под регулярно повторяемый (с небольшими вариациями) рефрен: мол, надо делиться. Понимать его надо было именно в "наперсточном" смысле - это вам надо делиться с нами. А теперь наблюдаем повторение, естественно, в виде фарса. Особенно впечатляет обещание не допускать "жлобства" - со стороны выгоняемых из домов...
Что наводит на особо грустные размышления, так это то, что в последнее время по такой же модели развиваются и другие дискуссии. Например, привезли в Россию архив Ильина. И "иже во власти суть" взялись изучать наследие философа. Но тут же споткнулись о слово "русский", которое у Ивана Александровича встречается с большой частотой, - для него оно много значило. А для нас? Вот, к примеру, американец Хантингтон книжку недавно выпустил, под названием "Кто мы?". В смысле - американцы. А мы, русские, - кто? Какова "русская национальная идентичность"?
Неугомонный муфтий Гайнутдин (в интервью Kreml.org) объясняет, что это вообще все устарело: "Термин "Русская земля" принадлежит далекой истории. После разрушения Киева в 12 веке другими русскими князьями во главе с Андреем Боголюбским, единая русская государственность, имевшая конфедеративный характер, де-факто и вовсе прекратилась. Последние остатки этнически "русской государственности" на севере Руси были уничтожены царем Иваном Грозным в его походе на Великий Новгород". Даже больше того - не просто устарело, а никогда и не было: "Концепция "русской нации" является искусственным, надуманным образованием, не имеющим опоры в реальности и в реальной истории", "для обозначения государствообразующей нации с 15 века и вошел в оборот другой, казалось бы, синонимический термин "российский"", "от термина "русская нация" лучше либо совсем отказаться, либо понимать под ним всех россиян. В основу общероссийской идентичности должна быть положена гражданская идентичность". И вообще: "Понятие российской культуры должно расширить свои границы, Например, творческое наследие таких великих татарских поэтов, как Габдулла Тукай и Муса Джалиль, во всех учебниках России должны стать неотъемлемой компонентой российской культуры". Это, значит, чтоб про всякую там русскую культуру, или, хуже того, "православную" даже не заикались.
Ну, скажут, это ж Гайнутдин, от него еще и не такое услышишь - лицо неофициальное. Хотя, как сказал бы булгаковский Коровьев, сегодня оно неофициальное, а завтра, глядишь - и еще какое официальное. Не очень и давно организатор всей "управляемой демократии", т. Сурков так и указал: "Наша история показывает, что русские цели всегда выходят далеко за пределы национального быта... Всякое большое русское дело - будь то Третий Рим или Третий интернационал - всегда бывало делом сверхэтническим, общим для многих народов". Конец цитаты. И слава Богу - а то еще немного, и в "большие русские дела" записались бы и мафия с Брайтон Бич, и лондонские "челсивладельцы" тоже...
Не остались в стороне и записные "патриоты" с записными же "государственниками". Проханов разразился многосерийной "пятой империей", понять из которой можно только, что "русское" для него - "советское". А философ Дугин противопоставил плохому и подлежащему искоренению "национализму ненависти" долженствующий быть высочайше дозволенным и всячески поощряемым властью "национализм любви". Ни про тот, ни про другой, впрочем, понять ничего нельзя (чувствуется постмодернистская постфилософская выучка). С одной стороны, люди, исповедующие нехороший "национализм ненависти" или "основывающие на нем свои действия, не провозглашают ни расового превосходства, ни приоритета какой-то одной религии, ни принципа "вождизма", ни какой-то конкретной политической системы фашистского или нацистского толка". В общем, милейшие люди - а их искоренять предлагается. С другой стороны, достойный всяческого одобрения "национализм любви" оказывается основанным на принципах, среди которых "усиление роли религиозного фактора в воспитании и образовании, в формировании морального облика народа" (здесь же рядом у философа заклинания о "многонациональной и многоконфессиональной"), "повышенное внимание к истории своего народа" (ну да, это про третий интернационал и другие "большие русские дела"), "заботливое отношение образовательных структур к языку, информационной политике, передаче новым поколениям традиционных ценностей" (в смысле - "Габдулла и Муса во всех учебниках России"). С националистами же неправильными, адептами "национализма ненависти", по мысли постфилософа, специально и бороться не надо будет - они сами тихо вымрут в атмосфере победившего "национализма любви". Надо понимать, по причине большой удушливости оной атмосферы...
Русского националиста Ильина "иже во власти", видимо, решили прочитать так: себе оставляются "вершки" - рассуждения о "национальной идее" и о некоем "просвещенном", "высочайше утвержденном", "правильном" национализме, причем изредка употребляется и подозрительное слово "русский" - ну, там, если какой интернационал подвернется или Брайтон Бич. А гражданам - "корешки", то бишь, высочайше, опять же, подтвержденное право "не жлобствовать". Ну, и на том спасибо - могло быть хуже.
Потому как, ежели кто вздумает жлобствовать - поправки в законопроект о противодействии экстремизму, уже внесенные в нижнюю палату парламента "единороссами", предусматривают значительное расширение перечня признаков экстремистской деятельности. Так, к экстремизму предлагается причислить "воспрепятствование законной деятельности органов госвласти" в сочетании с "насилием или угрозой его применения" и "публичную клевету в отношении лиц, замещающих государственную должность РФ или субъекта РФ, соединенную с обвинением указанного лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления". Более того, в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что экстремизмом следует признать "не только прямой призыв к осуществлению экстремистской деятельности", но и "публичные выступления, которые побуждают к осуществлению или допускают возможность осуществления экстремистской деятельности". Например, ежели ты отказался выметаться с участка, который себе мэрия приглядела, да еще плакат вывесил, мол, Путин, помоги, - получаешься ты экстремист, воспрепятствующий законной деятельности. Или в телевизионном ток-шоу сказал (как член Общественной палаты), что представители столичной власти не встречаются с жителями мятежного микрорайона, - то же самое (спикер т. Платонов тут же квалифицировал высказывание, как "наглую клевету" в адрес представителя власти, то есть, жутчайший экстремизм). А ежели ты в газетной статье выразишь пожелание, чтоб в школьной программе по литературе оставался Достоевский, да еще призовешь к тому, чтобы школьникам о православной культуре рассказывали, тогда как во всех учебниках, ясное дело, должны быть Габдулла и Муса - ну, тогда ты вообще жлоб редкий и махровый "националист ненависти". И разговор с тобой будет короткий: "таким "деятелям" необходимо закрыть доступ в общественную жизнь" (цитата из обращения 13 губернаторов). Пока только общественную...
http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1783&forprint