О справедливости

0
111
Время на чтение 5 минут
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы все любим справедливость и с великим рвением стараемся о восстановлении ее там, где как нам кажется она попирается. Мы требуем, чтобы зло было наказываемо, а добро вознаграждаемо. "Ну, где же правосудие"?! - возмущаемся мы, видя как зло осталось ненаказанным. Ощущая собственное бессилие для свершения справедливости, мы ищем ее от сильных мира сего, а когда замечаем и их бессилие, то обращаем свой взор к небу в надежде оттуда получить удовлетворение чувству справедливости.Если Бог - судия праведный и строго взыскивающий (Пс. 7;12), говорим мы, если суды Господни истина и все праведны (Пс. 18;10), если Он может сотворить суд угнетенным и справедливость бедным (Пс. 139;13), то почему Он не наказывает нечестивых и мирится с несправедливостью? Невольно можно подумать, что Он или поступает несправедливо (Иов. 36;23), или настолько бессилен, что не может всем воздать должного. А может Его и вовсе нет? Если же Он есть и обладает достаточным могуществом (Пс. 65;7), то пусть докажет Свое бытие воздаянием каждому по заслугам!

Какие неразумные и дерзкие слова! Чего мы хотим? Хотим Бога уподобить себе и сделать Его подобно нам страстным, прося правосудного отмщения? Но Бог не подобен нам и не только правосуден (Пс. 118;137), но и милосерд (Пс. 114;5). И даже более милосерд, чем правосуден! Только милосердие Божие могло принять распутно расточившего свое богатство при одном его раскаянии и дать ему прежнее положение и богатство, и только человеческая справедливость могла возмутиться при виде такой Божественной "несправедливости" (Лук. 15; 29-30). Как назвать правосудным одинаковое отпущение неодинакового долга (Лук. 7; 41-42)? А где справедливость в решении вечной участи разбойника справедливо осужденного на ужасную казнь соразмерную его делам (Лук. 23;43)? Впрочем, не только разбойник, но и все мы настолько уклонились от исполнения закона Божия, что нет ни одного делающего правду (Пс. 13;3). Но разве мы ощущаем на себе незамедлительное и точное действие высшего правосудия? Если же суд начнется незамедлительно, то нет возможности оправдаться пред высшей Правдой ни одному из живущих (Пс. 142;2). Так что "не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах". [1]

Да и потом, желающий строгой справедливости, сам того не ведая, желает зла, ибо исключает милосердие. Ведь "правосудие есть уравнение точной меры, потому что каждому дает, чего он достоин и при воздаянии не допускает склонения на одну сторону или лицеприятия. А милосердие есть печаль возбуждаемая благодатью и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздает злом, а кто достоин добра, того преисполняет с избытком. И если в одном есть часть справедливости, то в другом есть часть злобы". [2] Одна справедливость без примеси милосердия содержит в себе часть злобы, потому что допускает немилосердие и слепую жестокость, тогда как милосердие содержит в себе часть справедливости, воздавая добром за добро, хотя и не в равной мере.

При воздаянии за труды делателям виноградника наряду с несправедливостью имела все же место и справедливость. Первым делателям было дано справедливое вознаграждение, однако это не удержало их от возмущения по поводу показавшейся им несправедливости. В ответ на поднявшийся ропот хозяин справедливо заметил одному из них: "Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр" (Мф. 20; 13-15)? Обладаемый подобной лукавой ревностью о справедливости не ведает того, что страдает тяжким недугом души. Обращаясь к таковому, прилично сказать следующее: "По-видимому ты, человек, обнаруживаешь ревность свою против чужих недугов, а в действительности свою душу лишил здравия. Поэтому потрудись лучше над оздоровлением своей души". [3] Как? Во-первых, не ревнуй злодеям и не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Во-вторых, уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. В-третьих, перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю (Пс. 36; 1-9). "Если же желаешь врачевать немощных, то знай, что больные более нужды имеют в попечении о них, нежели в порицании".[4] Вспомним Симона фарисея возмутившегося неправильным на его взгляд поведением Господа по отношению к блуднице. На что Господь ему заметил: "Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (Лук. 7; 44-47).

Таким образом, не правды следует искать в стране падшего естества, а любви. Ей одной и без дел правды дается оправдывающая благодать. И кто считает, что человеколюбие прилично Богу, от того справедливость требует подтвердить подобное суждение делами любви к грешнику, а не требованиями от него праведных дел. Иначе подобная "справедливость" может погубить, как погубила она того немилосердного раба, который требовал от своего должника справедливой выплаты долга, получив несправедливое прощение собственного неоплатного долга от царя (Мф 18; 27-30).[5] В результате он добился того, что, услышав в свой адрес справедливое обличение, получил не менее справедливый приговор (Мф. 18; 32-35) и тем, доказал, что "наши кары причиной имеют не Бога. Ибо не судья - причина кары злодея, даже если судит сам по своей воле, но сам преступник причина собственной кары, а судья - причина справедливости".[6] Божественная справедливость требует от человека не только следовать законам человеческой справедливости, не делая и не желая того, что нарушает жизнь и права ближнего, но и по возможности становится выше ее, достигая меры Божественной любви, которая считает несправедливым то, что приносит зло, как бы справедливым это не выглядело.[7] Это и есть та самая правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки (Рим. 3;21). Когда же ищется одна справедливость без человеколюбия, тогда, как считают святые Отцы, "не действует уже благодать, оправдывающая нечестивого и без дел правды".[8]

Поймите все правдолюбцы и поборники справедливости, что весь закон справедливости заключается в одной лишь любви, ищущей пользы того самого преступника закона, которого осуждает справедливая несправедливость! Аминь.




[1] Св. Исаак Сирин. Сл. 90. С. 430.

[2] Там же. Сл. 89. С. 419-420.

[3] Там же. Сл. 89. С. 418.

[4] Там же. Сл. 89. С. 418.

[5] Долг его царю равнялся 120000000 динарий, так как один талант составляли 12000 динариев, а он был должен 10000 талантов. Будучи рабом, он мог зарабатывать не более 1 динария в день (Мф. 20;2). Следовательно, для отдачи вышеозначенного долга ему потребовалось бы работать более 300000 лет, т.е. никогда не расплатиться.

[6] Преп. Иоанн Дамаскин. Творения. Христологические и полемические трактаты. Против Манихеев. "Мартис". 1997. С. 71.

[7] Там же. С. 70.

[8] Преп. Петр Дамаскин. Творения. Кн. 1. С. 209.

http://www.russned.ru/stats.php?ID=407
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Вадим Коржевский
Все статьи Священник Вадим Коржевский
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07