Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мы строим новую армию

Виталий  Денисов, Красная звезда

21.06.2006


На вопросы "Красной звезды" отвечает министр обороны Киргизии генерал-лейтенант Исмаил Исаков …

Визитная карточка


Исаков Исмаил Исакович родился 10 июня 1950 года в с. Сопу-Коргон Алайского района Киргизской ССР. Окончил Ташкентское ВОКУ, Военную академию имени М.В. Фрунзе, Академию Генерального штаба ВС РФ. Прошел должности от командира взвода до начальника штаба дивизии. В 1993 - 1994 гг. проходил службу в должности начальника управления боевой подготовки Государственного комитета по делам обороны Республики Кыргызстан. С 1994 по 1995 г. - начальник Главного штаба Вооруженных Сил - первый заместитель министра обороны Кыргызской Республики. С 1996 по 1999 г. - первый заместитель министра обороны Кыргызской Республики. С 2000 по 2005 г. - депутат Законодательного собрания, председатель Комитета по государственной безопасности и обороне.
В марте 2005 года назначен исполняющим обязанности министра обороны, а в сентябре 2005-го - министром обороны Кыргызской Республики.


- Исмаил Исакович, мы беседуем с вами накануне саммита Организации Договора о коллективной безопасности, который состоится через несколько дней в Минске. Как вы относитесь к тому, что эта организация будет преобразована в международную многофункциональную универсальную структуру, о чем, в частности, пойдет речь в белорусской столице?

- Думаю, универсальный характер ОДКБ позволит коллективными усилиями реагировать на все современные вызовы, с которыми сталкиваются члены организации, успешно развивать сотрудничество не только в военной, но и в политической сфере.
Знаю, что разработанным проектом декларации предполагается создание коллективных сил чрезвычайного реагирования, которые будут задействованы в том числе при возможных природных и техногенных катастрофах. Эти силы планируется применять как в непосредственной зоне действия Договора о коллективной безопасности, так и вне этой зоны - по мандату ООН. Уверен, что этот подход в будущем оправдает себя.

- Как известно, Узбекистан недавно вышел из ГУАМ и, по сути, находится перед выбором новых союзников. Ваше мнение по поводу возможного увеличения членов ОДКБ?

- Мы будем всячески поддерживать стремление наших соседей стать нашими союзниками в Центрально-Азиатском регионе. Насколько мне известно, этот возможный шаг Ташкента будет только приветствоваться таджикским и казахстанским военно-политическим руководством.

- Какие военно-политические угрозы, на ваш взгляд, существуют сегодня в регионе?

- Военно-политическая обстановка в Центрально-Азиатском регионе в целом стабильная. Однако существует ряд вызовов и угроз национальной безопасности Кыргызской Республики, уровень которых пока не снижается. Эти угрозы в основном связаны с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также деятельностью групп экстремистского толка.
Главный вывод из оценки современной обстановки заключается в том, что поступательное и динамичное развитие осуществляемых в нашем обществе реформ, стабильность и безопасность страны в полной мере будут достигнуты при совместных действиях общества в целом и всех силовых структур по защите суверенитета и территориальной целостности Кыргызстана.
Напомню, что в период баткенских событий 1999-2000 гг. кыргызская армия впервые столкнулась с реальным противником. В силу объективных причин тот вооруженный конфликт обернулся неоправданными человеческими жертвами и большими затратами материальных ресурсов. Учитывая уроки тех дней, все наши учения последних лет имеют антитеррористическую направленность. Пример тому - совместные антитеррористические учения государств-членов ОДКБ "Рубеж".
Сегодня с учетом помощи, оказываемой со стороны государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности, а также в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества, Кыргызстан надежно защищен. Его армия, повторюсь, готова к отражению нападения извне. Президент страны Курманбек Бакиев по этому поводу недавно заявил: "Кто придет к нам с оружием - от оружия и погибнет. К таким мы будем беспощадны, уничтожая их, используя весь арсенал имеющихся средств".

- Исмаил Исакович, Кыргызстан - страна, на территории которой расположены сразу две иностранные военные базы - российская и американская. Какие проблемы, связанные с их функционированием, возникают?

- Существуют принципиальные отличия в целях и условиях размещения на территории Кыргызской Республики российской и американской авиационных баз.Российская база создана в рамках Договора о коллективной безопасности и на основе двустороннего соглашения между Кыргызстаном и Россией. Она является важным и долгосрочным элементом системы обеспечения региональной безопасности. Наряду с этим база предназначена и для совместного решения повседневных задач боевой подготовки. К примеру, здесь будут совершенствовать свое летное мастерство летчики двух наших стран.
Да и у граждан республики есть ясное понимание, с какой целью российские летчики, инженеры и техники несут свою нелегкую службу на нашей земле. То есть в этой части у нас нет никаких проблем. Что же касается проблем обеспечения деятельности и условий пребывания этой авиабазы - мы с российскими коллегами обсуждаем эти вопросы и при необходимости принимаем соответствующие меры.
Американская авиабаза имени Ганси в аэропорту Манас, как известно, была создана для базирования военной авиации стран - участниц международной антитеррористической коалиции в рамках проводимой в Афганистане операции "Несокрушимая свобода". Ее основными задачами являются борьба с терроризмом и обеспечение стабильности в Афганистане. Понятно, что срок пребывания этой авиабазы связан со временем завершения этой операции. С точки зрения обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе она сыграла и продолжает играть важную роль.
Да, сегодня военно-политическое руководство Кыргызстана ставит перед США вопрос об увеличении арендной платы за пользование базой. Пока проблема не решена, переговоры продолжаются. Но, как отметил президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, их итог тесно увязан с обязательным учетом экономических интересов нашей страны, а также экологических факторов.

- Периодически муссируются слухи о возможном размещении еще одной российской военной базы на юге республике в городе Ош. Имеют ли они под собой основу?

- Слухи слухами и остаются. Во всяком случае министрами обороны России и Кыргызстана этот вопрос не ставился и не обсуждался. Со своей стороны я думаю, что необходимости в нахождении на территории нашей страны еще одной российской военной базы нет.

- Как можно охарактеризовать нынешний уровень военного и военно-технического сотрудничества России и Кыргызстана, каковы их перспективы?

- Военное и военно-техническое сотрудничество между оборонными ведомствами Кыргызстана и России, основные направления которого определены в Договоре о сотрудничестве в военной области от 5 июля 1993 года, успешно реализуется независимо от политических событий и имеет реальные тенденции к углублению и расширению. Иначе и быть не может, поскольку Россия была и остается нашим стратегическим партнером.
В сентябре прошлого года состоялся рабочий визит министра обороны Российской Федерации в Кыргызстан, в ходе которого были обсуждены вопросы военного и военно-технического сотрудничества на двусторонней основе, а также подписан контракт на поставку продукции военного назначения для нужд минобороны республики. Объем российской помощи на сегодняшний день измеряется суммой более чем в 100 миллионов сомов.
А в ноябре 2005 года в Москве мы договорились о проведении ставших уже традиционными совместных антитеррористических учений на территории Кыргызстана и подписали план двустороннего военного сотрудничества на 2006 год, предусматривающий взаимный обмен визитами министров обороны. Отдельно решен вопрос о подготовке военных летчиков для ВВС Кыргызстана. Хочу отметить особо и помощь российских военных в строительстве системы ПВО нашей страны.
Наряду с этим хотелось бы отметить, что в этом году заметно активизировалась работа по установлению сотрудничества между предприятиями оборонно-промышленного комплекса двух стран.

- Какие наиболее значимые события произошли в ВС Кыргызстана в последнее время и какие задачи предстоит решить в ближайшей перспективе?

- В армии основной задачей всегда является поддержание уровня боевой и мобилизационной готовности войск, обеспечивающих обороноспособность и безопасность государства.
В минувшем году с целью совершенствования системы боевой подготовки войск реформирована действовавшая организационно-штатная структура вооруженных сил. В будущем это позволит создать сравнительно небольшую мобильную армию, способную в короткие сроки выполнять задачи обеспечения национальной безопасности.
Кроме того, вооруженные силы республики перешли на годичный срок военной службы. Это наш первый шаг на пути к созданию полупрофессиональной армии. Для этого разработаны и приняты соответствующие нормативно-правовые акты, пересмотрена программа обучения, внесены изменения в нормы снабжения и довольствия военнослужащих, в бюджете заложены необходимые финансовые средства.
С переходом на годичный срок службы уделено большое внимание институту сержантов, комплектуемого из военнослужащих, желающих продолжить службу по контракту. Для этой цели создан Объединенный учебный центр подготовки младших командиров и специалистов, определяющих боевую готовность войск. Пройдя курс обучения, они приходят в войска и становятся надежной опорой командиров. В 2005 году у нас появился также Центр повышения квалификации офицеров и прапорщиков минобороны Кыргызской Республики. В настоящее время решаются задачи развития его учебно-материальной базы.

- Какие страны оказывают помощь Кыргызстану в подготовке офицерских кадров?

- Прежде всего нам оказывает помощь Российская Федерация. В ее военных академиях ныне учатся 45 наших офицеров по разным специальностям. Двое являются слушателями Академии Генерального штаба ВС РФ. А в военных вузах разного профиля вашей страны учатся более 200 курсантов - граждан Кыргызской Республики. Кроме того, мы готовим будущих офицеров в Казахстане.
Но мы не ограничиваемся старой проверенной советской, а ныне российской военной школой. Часть наших военнослужащих проходит обучение в Азербайджане, Индии, Китае, США, Турции, Канаде.

- А сколько государство тратит на армию? Достаточен ли военный бюджет для решения всех стоящих перед вооруженными силами проблем?

- Финансирование армии производится с учетом экономических возможностей государства на уровне, необходимом для содержания и поддержания боевой готовности соединений, частей и учреждений. Конечно же, есть масса нерешенных вопросов, требующих крупных финансовых затрат. Надеемся постепенно решить их при поддержке государства и используя свои внутренние резервы.

http://www.redstar.ru/2006/06/21_06/3_01.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме