itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

На грани раскола

(о новейших притязаниях "фанариотов")

0
221
Время на чтение 5 минут
Мысленно оглядываясь назад, поражаешься, с каким неумолимым упорством "второй Рим" тщится наступить на те же роковые грабли, которые некогда убили Рим первый. Нынешние события, сотрясающие Церковь, со всей парадоксальностью демонстрируют, что Константинопольский Патриарх выказывает типично папские амбиции, распространяя их на Поместные Церкви

Константинопольский Патриархат появился в четвертом веке в связи с переносом столицы Империи из Рима в Византи, и в 381 году на Втором Вселенском Соборе (3-е правило) получил первенство чести перед остальными кафедрами, как это и подобало престолу царствующего града. Это первенство чести было подтверждено в 451 году на Четвертом Вселенском Соборе. Нужно сказать, что хотя за римскими первосвятителями и была сохранена прежняя честь, поскольку Церковь Константинополя становилась первой после Рима, такая перемена вызывала у экс-столичной иерархии серьезное негодование. Только и исключительно положение кафедры царствующего града дало Константинополю (Царьграду) равные с Римом преимущества. Канон IV Вселенского Собора гласит: "Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читанное ныне правило ста пятидесяти боголюбезных епископов, бывших в соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тожде самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшия Церкви тогожде Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества, поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезнейшие епископы, предоставили равныя преимущества Святейшему престолу новаго Рима, праведно разсудив, да град, получивший честь быти градом Царя и Синклита, и имеющий равныя преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем".

Первенство чести никогда не понималось как прямое иерархическое главенство над всеми Поместными Церквами. Вселенский Патриарх почитался первым среди равных, председательствовал на Соборах, провозглашал заключительное слово, но не имел непосредственной власти вне своей юрисдикции, что и закреплено каноническим правом. Перед отпадением Римской Церкви в ересь и раскол, ее иерархи пытались утвердить чуждое Вселенской Церкви учение о безусловном главенстве юрисдикции папы Римского над всей Церковью, что всеми Поместными Церквами было признано несоответствующим Православному Вероучению.

Нынешние события, сотрясающие Церковь, со всей парадоксальностью демонстрируют, что, не смотря на полную утрату подлинного содержания титула "Вселенский", Константинопольский Патриарх выказывает типично папские амбиции, распространяя их на Поместные Церкви Православной Традиции. Собственно, и такого города как Константинополь сегодня официально не существует, и "Стамбул" не является не только столицей Империи, но и столицей отнюдь не православной Турции, да и по сути, уже с XVI века - к тому времени, как "два Рима падоша", и их служение унаследовало возрастающее Московское Царство, функции Вселенских Патриархов де-факто исполняли Московские первосвятители.

В чем же отличие нынешних притязаний Константинопольского Патриарха Варфоломея Архондониса от притязаний римских понтификов? Отличие в том, что, не имея никаких даже теоретических оснований для достижения желаемого могущества, Патриарх Варфоломей в перспективе рассчитывает на своеобразную унию с Римом, вследствие которой Фанар и Ватикан могли бы поделить мировое пространство на "канонические" территории западной и восточной церкви. Иначе с чем, как не с этими чаяниями, можно увязать недавний всплеск эмоций Фанара в связи с отказом папы Бенедикта XVI от титула "Патриарх всего Запада". 8 июня Священный Синод Константинопольского Патриархата выступил с заявлением, в котором выражал недоумение в связи с отказом понтифика от этого титула, что, по мнению Фанара, является претензией Ватикана на вселенскую юрисдикцию, "с чем православные христиане никогда не были согласны".

Обхитрить Ватикан не легко. Единственный способ выиграть у профессионального шулера - не садиться за карточный стол. Однако сам факт, что подразумеваемая Патриархом Варфоломеем уния, являющаяся очевидным отступлением от Православного Вероучения, не вызвала никакой значительной реакции со стороны не только так называемых греческих патриархатов, но и остальных Поместных Церквей, наводит на печальные размышления.

Впрочем, что греха таить - Патриарх Варфоломей Архондонис уже давным-давно вышел за пределы канонического поля, а в последние месяцы усугубил это тем, что нанес сразу несколько до неприличия некрасивых ударов по Русской Православной Церкви. Исполняя, как полагают аналитики, заказ Британских спецслужб, в июне Архондонис совершил раскол в Сурожской Епархии Русской Православной Церкви, приняв в свою юрисдикцию заштатного епископа Московского Патриархата Василия Осборна и часть приходов Сурожской Епархии Русской Церкви. Интересна "каноническая" мотивировка Фанара, со ссылками на 9, 17 и 28 правила IV Вселенского собора. О чем же говорят эти правила? 28-е правило мы уже рассматривали, а 9-е и 17 правила в совокупности говорят о том, что если клирик имеет спорное дело о подчинении прихода тому или иному епископу, или епископ к митрополиту, то он должен обратиться к екзарху великой области или к престолу царствующего Константинополя, причем 17 правило четко указывает минимально допустимый срок, могущий свидетельствовать о неопределенности положения - 30 лет. При этом авторитетный византийский канонист Иоанн Зонара в толковании к 17 правилу говорит: "Но не над всеми без исключения митрополитами Константинопольский патриарх поставляется судьею, а только над подчиненными ему. Ибо он не может привлечь к своему суду митрополитов Сирии, или Палестины и Финикии, или Египта против их воли; но митрополиты Сирии подлежат суду Антиохийского патриарха, а палестинские - суду патриарха иерусалимского, а египетские должны судиться у патриарха Александрийского, от которых они принимают рукоположение и которым именно подчинены". Таким образом, очевидно, что действия Патриарха Варфоломея в отношении Сурожской епархии беззаконны и подпадают под многочисленные канонические прещения, запрещающие епископу вмешиваться в дела не подвластной ему епархии.

Параллельно патриарх Варфоломей Архондонис продолжает интриговать на Украине. 4 июня его клирики, не поставив в известность (что требуется каноническими правилами) ни Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира, ни Львовского архиепископа Августина, приезжают во Львов для рассмотрения вопроса по предоставлению ставропигии общине Свято-Успенского Собора, числящейся в составе раскольнической "Украинской автокефальной православной церкви". В ходе этого визита клирик УПЦ США (Константинопольский Патриархат) Всеволод Майданский совершает моления с "епископом" раскольнической УАПЦ Макарием Малетичем, который, как оказывается впоследствии, своей УАПЦ не подчиняется, а ждет новых инструкций Фанара, поминая на службах Константинопольского Патриарха.

Украинская специфика очень сложна - это не Англия и не Эстония. Глава УАПЦ "митрополит" Мефодий, не понимая, почему его обошли в этом вопросе, тут же обращается к Патриарху Варфоломею с "обеспокоенностью тем фактом, что решение о возобновлении ставропигии было принято без консультации с предстоятелем и собором архиереев нашей Церкви со стороны архиепископа Скопельского Всеволода (США), которому Святейший Патриарх Варфоломей благословил заботиться о разрешении этого вопроса".

Тем временем руководитель "киевского патриархата" Михаил Денисенко, а вслед за ним отлученный откуда только можно В. Лурье, с трудом скрывая радость в связи с трагическими событиями происходящими в православном мире, строят прогнозы касательно возможного размежевания юрисдикций в случае отказа Русской Церкви (а такой отказ предусматривается правилами) от канонического общения с Патриархом Варфоломеем, при этом Денисенко рассчитывает, что единственным, во всяком случае долговременным, союзником Русской Церкви станет Церковь Сербская.

Светский аспект современной церковной проблемы наводит на печальные размышления. Религиозный фактор явно недооценивается правительством России - единственным правительством, заинтересованным в укреплении православных позиций (особенно сегодня - в дни оранжевых революций). Если Британская разведка давно и вплотную занимается православным фактором, уделяя ему весьма пристальное внимание, то наши государственные мужи, увы, все еще довольно смутно представляют себе даже элементарные звенья церковной политики.

Обращаясь к духовному аспекту сложившейся на сегодняшний день ситуации, можно с уверенностью констатировать одно: при любом юрисдикционно-политическом раскладе, даже в том случае, если Русская Церковь останется в одиночестве, верность церковной канонической онтологии, богооткровенным догматам, сохранение полноты святоотеческого предания гарантируют бытие Русской Православной Церкви в качестве Единой Святой Соборной и Апостольской.

http://www.pravaya.ru/look/8046
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Димитрий Познанский
Все статьи Священник Димитрий Познанский
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09