itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Тест на независимость

Генассамблея ООН по Украине  Новости Южной Осетии 
0
144
Время на чтение 6 минут
На днях произошло событие, которое многие расценили как дипломатическую сенсацию. Из уст официального представителя МИД РФ Михаила Камынина впервые прозвучало, что право Южной Осетии на самоопределение является не менее уважаемым, чем принцип территориальной целостности Грузии, в состав которой эта непризнанная республика в советское время входила на правах автономной области. Что стоит за этим заявлением и почему оно последовало? Об этом мы беседуем с заместителем директора Института стран СНГ Владимиром ЖАРИХИНЫМ.

- Владимир Леонидович, это в самом деле сенсация?

- Не думаю. Просто наше внешнеполитическое ведомство напомнило, что в принципах ООН два этих положения - о территориальной целостности государств и праве наций на самоопределение - являются равноправными. В этом, конечно, есть некое противоречие, которое существует уже много лет. Но, как говорится, факт остается фактом.
При этом надо учесть мировой опыт. Может быть, кого-то в нынешней ситуации он и не устраивает, но давайте будем реалистами. За последние десятилетия такого рода конфликты ( между Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией, Молдавией и Приднестровьем) разрешались только на основе самоопределения наций. Достаточно назвать Бангладеш, Эритрею. Достаточно вспомнить Югославию. Если взять Кипр и его северную часть, то там пытались разрешить конфликт на принципе территориальной целостности, но это не удалось, в итоге он, похоже, разрешается на принципе самоопределения. Увы, ни одного случая, когда бы конфликт был разрешен на основе восстановления целостности страны, мы не увидели. В этот же ряд, кстати, можно поставить мирно разошедшиеся Чехию и Словакию. А можно - весь бывший Советский Союз, который был международно признанным единым государством, но в итоге распался. То есть принцип самоопределения в данном случае был первичен по отношению к принципу нерушимости государственных границ.

- Не повлияла ли на все это нынешняя политика Грузии и Молдавии?

- Разумеется, повлияла. Долгое время Россия поддерживала принцип нерушимости их границ именно на том основании, что эти страны, быть может, и непоследовательно, но вели со своими мятежными территориями диалог по поводу форм создания единого государства на основе широкой федерации. Мы и сегодня его поддерживаем, но называем вещи своими именами - реально Грузия и Молдавия не контролируют отколовшиеся территории. К тому же в последнее время эти страны, упражняясь в прежней риторике, своими реальными действиями ведут дело к тому, чтобы прибрать к рукам неподконтрольные территории исключительно на своих условиях. То есть хотят создать унитарные государства, в которых растворятся и Южная Осетия, и Абхазия, и Приднестровская Молдавская республика. Но так как это совершенно неприемлемо для новых и пока не признанных мировым сообществом государственных образований, Россия, кроме принципа нерушимости границ, напомнила-таки и о праве наций на самоопределение.
Безусловно, на позицию нашего МИДа повлияло и то, что в схожей ситуации на Балканах Запад однозначно выступает на стороне Косово, взявшего путь на отделение от Сербии. И крики представителей руководства ОБСЕ по поводу того, что "Косово - не прецедент, а исключение", иначе как двойными стандартами не назовешь. Недавно я был в Европе на одной международной конференции, где многие западные представители только и твердили: мы должны сделать так, чтобы Косово не стало прецедентом. Свою позицию они основывают на том, что там, дескать, сложилась "исключительная ситуация", которая не похожа ни на одну другую, поэтому она разрешается именно таким путем, ибо иначе ее решить невозможно. А где-то еще, то бишь на постсоветском пространстве - вроде бы возможно! Я им на это сказал: вы можете сколько угодно убеждать себя в обратном, но если Косово обретет независимость, это все равно станет прецедентом.

- По сути, сегодня подвергается сомнению сама основа европейского прецедентного права?

- Совершенно верно. А европейское право все-таки выросло именно на формировании прецедентов. Сегодня же хотят его порушить. Но если рушится это право, остается только... право сильного. Поэтому надо определяться: или мы остаемся в рамках прецедентного права, и тогда Косово - прецедент; или правом этим пренебрегают, и тогда Косово - не прецедент, но почему тогда невозможны прецеденты с той же Абхазией или Южной Осетией? Раз они, на Западе, имеют право создавать прецеденты, называя их "исключениями", почему таким же правом не могут воспользоваться другие? Не стоит забывать, что на территориях непризнанных республик проживает очень много граждан Российской Федерации. И мы не можем безучастно наблюдать за тем, что будет с ними происходить.
Кстати, в данном случае мы оказываемся даже большими европейцами, чем Западная Европа. Если мы делаем такие заявления в отношении Южной Осетии, то, оставаясь в рамках прецедентного права, можно совершенно определенно распространять их и на ситуацию в Абхазии и Приднестровье. Это поняли как в Тбилиси, так и в Кишиневе.

- Но при этом там стали проводить совершенно неуместные параллели с Чечней...

- Собственно говоря, в Чечне мы в свое время передали власть тем, кто воевал против нас. Подписав приснопамятные хасавюртовские соглашения, требования сепаратистов мы в сущности удовлетворили. Фактически предоставив им полную независимость. Об этом не раз говорил и Президент России Владимир Путин. Но он неизменно подчеркивал и то, как в Ичкерии этой независимостью распорядились. Если бы они ни на кого не нападали, не воровали людей, не внедряли законы шариата, может быть, сейчас там уже было бы отдельное государство. Потому как вопрос окончательного определения политического статуса этой республики был отложен до 2005 года. Нас все время укоряют "чеченским вопросом", но не хотят даже замечать, что мы пытались дать чеченцам независимость. Однако она у них "не прошла", и на последующем референдуме народ Чеченской Республики однозначно высказался за то, чтобы оставаться в составе России. А вы, господа, пытались дать нечто подобное своим мятежным автономиям? И потом, разве ведут себя эти автономии так же хамски, как вела себя масхадовско-басаевская "бандота"? Разве с их стороны были какие-то территориальные претензии, вооруженные вылазки в сопредельные регионы? Не было. Значит, де-факто это состоявшиеся государства, прошедшие экзамен на независимость.
Если бы Тбилиси официально признал Багапша абхазским президентом, перестав называть его "так называемым", если бы в Грузии столь демонстративно не именовали Южную Осетию "цхинвальским регионом", еще можно было бы о чем-то говорить. Грузия по своей конституции до сих пор является унитарным государством. И конституцию эту менять, кажется, не собирается. Там в принципе нет не только духа и буквы федерализма, там нет намека даже на автономию. Между тем у нас в России Чечня является самостоятельной республикой - со своим президентом, парламентом и т.д. А в Грузии пока только порушили автономию Аджарии. Вот реальные действия команды Саакашвили...

- Ваш непосредственный начальник директор Института стран СНГ и депутат Государственной Думы Константин Затулин как-то высказал такую мысль. Он сказал, что на постсоветском пространстве существуют два типа государств. Это те, кто способен сплачивать нации на пути к преуспевающей, цивилизованной жизни, кто способен сохранять свою территориальную целостность. И те, у кого потенции на все это, мягко говоря, не хватает...

- Здесь я с ним полностью согласен. В конце концов если нам напоминают про Чечню, то мы можем напомнить про Северную Ирландию, Страну Басков и многие другие образования, которые в итоге остаются в рамках единых государств. Ведь очень многое зависит здесь от потенциала этих государств - политического, экономического, военного. Как, кстати, и от того, какие права внутри страны (если она многонациональная) предоставляются нацменьшинствам.
Скажем, сейчас президент Украины Виктор Ющенко поручил генеральной прокуратуре через суды отменить решения местных властей о региональном статусе русского языка, которые были приняты Харьковским, Севастопольским, Донецким, Луганским, Днепропетровским, Николаевским горсоветами, а также Донецким, Николаевским и Луганским областными советами. Но у нас-то судопроизводство даже в самой маленькой автономной области (я уж не говорю про национальные республики!) осуществляется либо на русском, либо на языке так называемой титульной нации. А в Дании, представьте себе, в двух деревнях, компактно заселенных немцами, немецкий является вторым языком официального общения. Сделано это для нескольких сотен человек! А сколько человек считают русский своим родным языком в Украине, Грузии, Молдавии? Получается, вся эта публика из блока ГУАМ идет "в Европу", не отдавая отчета в том, что там так вести себя не принято...
Если цепная реакция самоопределения в нашем ближнем зарубежье все-таки начнется, это может привести к самым серьезным последствиям. В том числе и в таком пестром по национальному составу регионе, как Крым. Многое зависит здесь опять-таки от того, насколько грамотно будет проводиться там национальная политика. Если она проводится с уважением к интересам народов, населяющих страну (как, например, в России, Бельгии, многих других европейских государствах), то ни к каким политическим катаклизмам это не приведет. Если же продолжатся попытки сломать через колено, восстановить свое пошатнувшееся влияние с помощью силы, ничего хорошего не получится.



Между тем...


Собравшись в Сухуми, президенты Абхазии, Южной Осетии и ПМР в минувшую среду подписали декларацию, предусматривающую скоординированные действия трех республик в сфере безопасности. Кроме того, они заявили о создании совместных миротворческих сил, которые заменят российские "голубые каски" в случае их вывода из зон грузино-абхазского, грузино-осетинского и молдавско-приднестровского конфликтов. При этом Сергей Багапш, Эдуард Кокойты и Игорь Смирнов высоко оценили миротворческую миссию России и подчеркнули, что реальной альтернативы ей сегодня нет. По мнению лидеров непризнанных республик, россияне не должны покидать зоны конфликтов до их полного урегулирования. Они также призвали руководство РФ в последующем рассмотреть возможность трансформации миротворческих операций на постсоветском пространстве в "мирогарантийное обеспечение итогов политического урегулирования отношений с Грузией и Республикой Молдова".
Провозгласив создание Сообщества "За демократию и права народов", тройка обратила внимание международного сообщества на "недопустимость применения двойных стандартов в отношении государств и народов, стремящихся к самоопределению и независимости".


http://www.redstar.ru/2006/06/16_06/3_04.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Мохов
Все статьи Владимир Мохов
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Новости Южной Осетии
Все статьи темы
Последние комментарии