О методах ведения церковных споров или... и снова дьякон Александр Мусин...

0
599
Время на чтение 5 минут
1.

Имя дьякона Александра Мусина впервые получило широкий резонанс в 2000 году, в связи со скандалом в СПб духовной Академии, когда ряд учащихся духовной школы во время хиротонии одного из своих сокурсников закричали "анаксиос" (недостоин!).

Факт этот, вне зависимости от причин, его вызвавших (семинаристы обвиняли своего сокурсника в вымогательстве и стукачестве) был воспринят руководством Академии как недопустимый.

А после того, как дьякон Александр, воспользовавшись отсутствием ректора и митрополита, пригласив прессу, устроил собрание, на котором в присутствии семинаристов принялся обсуждать канонические действия епископа, он был уволен из Академии.

Можно понять чувства семинаристов, и даже порыв уважаемого отца дьякона, но Церковь - отнюдь не только "благой порыв", она и не "развоплощенный дух", но, кроме всего, строго канонический и иерархический институт.

Замечательный русский богослов прот. Александр Шмеман (которого любят наши либералы, но который сам весьма скептически относился как к левым, так и к правым уклонам в Церкви) писал, защищая "форму": "Благодать противопоставляется закону не потому, что они о разном... Без закона невозможна благодать... Благодать - это тот же "закон", но преложенный в свободу"(Дневники, с. 112). Бунт же, каким бы благим пафосом он себя не оправдывал, столь же мало имеет отношение к благодати, как и закону. И тот же Александр Шмеман не зря называл наше время "эпохой бунтующих рабов, сменившей эпоху высокого "послушания" свободных людей": "Сейчас человек думает, что исполняет и выражает себя "гневным воплем", тогда как этот последний, будучи в сущности сродни злу, как раз ничего и не побеждает. Свободен только тот, кто "послушлив": этого совсем не знает и не понимает наше время, несмотря на весь свой пафос свободы" (Дневники, с. 180).

Но вернемся к "нашим баранам" и заметим очевидное: Суд над действиями епископа имеет право устроить только собор епископов по назначению Патриарха, но отнюдь не отец диакон с семинаристами. Потому, поступок дьякона Александра при всем его внешнем блеске был антицерковен по сути, а его увольнение и канонически оправданным и справедливым.

Армия, в которой лейтенанты получат право плюралистического обсуждения приказов генералов, вряд ли будет боеспособна. Конечно, Церковь гораздо более тонкий организм, нежели армия, здесь голос мирянина исполненный духа может перевесить и голоса иерархов. Но именно потому человек любящий Церковь будет крайне осторожен в своих суждениях и с большой ответственностью подходить к каждому своему слову и дейсвтию...

2.

После увольнения из Академии уважаемый отец дьякон продолжил свою пастырскую (он был принят в Новгородской епархии) и научную деятельность (как доктор исторических наук и сотрудник института истории материальной культуры РАН (СПб)).

Но вот, наконец, и обличительный пафос отца дьякона вновь дал о себе знать. 1 июня 2006 года на портале "Кредо ру", специализирующимся на раздорах, сплетнях и церковных интригах, появился "репортаж" диакона Александра Мусина "Особый путь Новгородской епархии или обыкновенное самодурство?", в котором сообщалось, что "Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) запретил клирикам РПЦ МП и мирянам своей епархии участвовать в научном семинаре "Спор о Софии в христианской иконографии", а также воспрепятствовал участникам семинара посетить Софийский собор и осмотреть созданный при храме церковно-археологический кабинет".

И снова, удивляет прежде всего не сам предмет спора (споры и конфликты возможны, а иногда и неизбежны в Церкви), сколько прямолинейно-враждебная позиция, занятая дьяконом и направленная против правящего архиерея, а также безаппеляционность его выводов.

В своем "репортаже" дьякон Александр связывает решение архиерея с "личной неприязнью к некоторым организаторам и участникам семинара", среди которых называет и себя, не забывая присовокупить в качестве дополнительного мотива черную зависть архиепископа: "Решение также было вызвано ревностью архиерея, поскольку инициатором подобного семинара выступил университет, а не епархия".

Далее обвинения начинают сыпаться градом, без удержу, без меры и без оглядки. Намерение архиепископа "помешать нормальной работе семинара" дьякон Александр называет "очевидным". (действительно, может ли быть что-нибудь более очевидным, чем естественная потребность архиерея везде и всюду мешать нормальной работе?). А отказ в посещении музея связывает с тем, что некоторые археологические находки "до сих пор не переданы на хранение в государственный музей".

После этого, тон обвинений дьякона в адрес правящего архиерея становится и вовсе хамским: "В этих условиях местный архиерей просто не заинтересован в том, чтобы информация об плененных им памятниках стала широко доступной. Архиепископ оправдывает ситуацию тем, что он вложил в реставрацию предметов свои средства. Отметим, что мэру Юрию Лужкову нельзя восстанавливать федеральные памятники, а епископу Льву (Церпицкому) можно".

Далее отец дьякон переходит к обобщениям: "История с семинаром вписывается в контекст той культурной политики, которую проводит новгородский архиерей. Разрушение "дома Передольского", снос древнего деревянного строения в Иверском монастыре, незаконные раскопки в Клопском монастыре - это звенья одной цепи".

В конце концов, от отца дьякона достается всем, кого достигает его обличительный запал:

"Небезынтересно, что в этих условиях епархия ведет переговоры с Новгородским университетом об открытии здесь специальности "теология". Переговоры начаты по инициативе архиепископа, а гарантом выступает ректор московского Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, согласившийся лоббировать этот проект на уровне министерства. В случае его реализации университет получит неуправляемого партнера, способного использовать науку и культуру для сведения личных счетов. (выд. нами - ред.)".

Наконец, безудержный тон статьи заставляет отца дьякона договориться до такого пассажа: "Не лучше обстоят дела и с Софийским собором. Состояние икон в нем пока не катастрофическоое, но ежедневная богослужебная эксплуатация храма (выд. нами - ред.) создает угрожающую динамику"...

Да уж, услышать из уст дьякона русской Церкви слова ежедневная богослужебная эксплуатация храма - о службах в главном соборе одного из сакральных центров Руси - есть воистину динамика угрожающая...

Эх, остановится бы отцу дьякону хотя бы абзацем раньше, но - Остапа понесло - и вот уже неизбежный финиш: "Трудно понять, чем продиктовано такое видение ситуации. Совершенно очевидно, что древнейшую епархию на территории России не обошла стороной общая болезнь Русской Православной Церкви Московского патриархата - самодурство ее епископов (выд. нами - ред.) и неспособность преодолеть собственные симпатии и антипатии во имя интересов общества, науки и образования".

Действительно, чем продиктовано такое видение ситуации? Попробуй, пойми... Нам вот кажется, что в данном случае - незабытыми обидами, сведением личных счетов, самодурством отдельных дьяконов РПЦ МП, их неспособностью преодолеть собственные симпатии и антипатии, а также хлещущими через край эмоциями...

Всё это "человеческое, лишком человеческое" (как сказал бы небезызвестный немецкий философ) хотя и грустно, но, в общем, понятно. А все же жалко Церковь... Жалко, как разрываемого на куски младенца... Ну а прав здесь кажется (вспомним суд Соломона) окажется тот, кому жальчее...

Смотрите также "ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО представителей научной интеллигенции по поводу репортажа диакона Александра Мусина "Особый путь Новгородской епархии или обыкновенное самодурство?""

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1758&forprint
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Можегов
Эпоха Возрождения как политический проект
Смена христианской парадигмы мира парадигмой иной, нехристианской
18.04.2024
Ещё раз о теракте в Крокусе и его акторах
У нашей дипломатии нет внятного языка для осмысливания реальности
09.04.2024
«Мы говорим Украина - подразумеваем неоконы…»
Об основных причинах и целях теракта в «Крокусе»
27.03.2024
«Это просто жирный троллинг»
О деятельности Дмитрия Медведева в Интернете
15.03.2024
Россия – воинская империя, и ей нужна воинская элита
Сегодняшний мир, оставленный как он есть, ждёт только окончательное разложение и гибель
05.03.2024
Все статьи Владимир Можегов
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35