itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Стражи древнего распева

0
113
Время на чтение 7 минут
На берегу Невы, - да Невы не городской, а далеко от Петербурга, в Кировском районе, в поселке Павлово... И даже не в поселке, а за ним, в поле, на просторе, на колокольне недостроенного деревянного храма во имя прп. Сергия Радонежского глава местной единоверческой общины Сергей Чиж звонил в колокола. Не с размаху звонил, не набатно, а негромко, мелодично, и разлеталась нежная колокольная музыка над полем, над кладбищем вдали и над Невою...

- Тут у нас целый городок будет, - говорил Сергей, - вот храм достроим этим летом... Мы его по старым образцам делали, проект специальный заказывали, чтобы строго смотрелся, без ажурности, чтобы в пейзаж вписывался... Рядом поставим отдельную колокольню - не знаю, какой высоты. Будем стараться повыше: чем выше, тем лучше. Здесь покойницкую построим. Да, чтобы отпевать... По старым правилам ведь как: нельзя, чтобы и крещение, и отпевание в одном месте. А мы там ледник устроим: зачем с моргом связываться? Пусть усопший лежит спокойно, рядом родные Псалтирь по нему читать станут... И школу сделаем обязательно. Не воскресную, нет - общеобразовательную. То есть часть предметов будет преподаваться в Павловских поселковых школах, а часть у нас: Закон Божий, история, пение крюковое, ремесла всякие - для мальчиков, для девочек... А вот там, видите? - это и есть наша часовня...

Вижу часовню. Совсем маленькая, деревянная, очень красивая, и такой стариной от нее веет, такой Древней Русью, - даром, что построена лет десять назад, - что начисто снимается ощущение современности. Часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери Павловского единоверческого прихода...

Кто такие единоверцы? Не будем вникать в подробности, скажем только, что единоверцы - это православные люди, держащиеся старого обряда, но, в отличие от староверов, признающие церковную иерархию и живущие с нами, новообрядцами, под единой властью Патриарха Московского и всея Руси. Они признают всех православных святых, прославленных после раскола, никто не запретит им молиться в новообрядовых храмах, но все же молиться они предпочитают по старому чину.

- А чем ваши службы отличаются от наших?

- Да не так чтобы слишком большие отличия, - объясняет Сергей. - Литургия - совсем такая же, даже покороче немного. Вот утреня - это да... Особенно Шестопсалмие. Кафизма, конечно, целиком вычитывается. После кафизмы - седален, после каждого седалена - поучение где-то на полчаса, толкование Иоанна Златоуста на прочитанную кафизму. Канон полностью вычитывается - катавасия, схождение... Все неспешно, все вдумчиво: для тех, кто любит молиться с рассуждением. Я не воспринимаю этих скороговорок - сто слов в минуту: на мое ухо это частушка какая-то получается.

Единоверческий приход в Павлове-на-Неве образовался недавно: в 1991 году. Прежде такого не было. Первую Тихвинскую церковь здесь поставил в 1803 году обер-прокурор Сената Николай Петрович Резанов - лицо, между прочим, современной публике небезызвестное: ученый, путешественник и - главный герой мюзикла "Юнона и Авось", тот самый, что путешествовал в Калифорнию и кого до старости ждала американская невеста. Вот там стояла построенная им церковь - чуть ближе к Неве. После революции в ней устроили питейное заведение, а во время войны оскверненный храм смела с лица земли артиллерия: по этими краям проходила условная граница Невского Пятачка.

Сейчас Тихвинской церкви нет, но есть Тихвинская часовня. Сергей Чиж и его жена Татьяна рассказывают мне, как она создавалась.

- Создавалась тяжело, - говорит Татьяна, - ни материалов, ни финансов... Дети у нас в ту пору начали рождаться один за другим. Мы тогда просто голодали, только козы нас и спасали.

- Мы коз завели, питались козьим молоком, - поясняет Сергей.

- Когда крышу строили, я беременная была, уже с немаленьким сроком. И работала все равно, доски таскала. Помню, целый день трудилась, а на следующее утро приходим - крыши нет! Украли крышу!

- Да, украли. С мясом вырвали доски. А потом один из воришек, молодой паренек, сознался. Он разбирал детонатор, у него оторвало два пальца. Тут-то совесть и заговорила, и сознался он: это я, мол, крышу у вас украл...

- Когда же дела повернули к лучшему?

- А когда я совсем свалился в болезнях, - поясняет Сергей, - тогда все само собой и завертелось. Ноги у меня отказали, - лежу в больнице, думаю: все, конец. И вдруг - то один доброхот позвонит, то другой: деньги предлагают, материалы, помощь; я едва успевал мобильник включать. Все стало делаться помимо моей воли: я только лежу на больничной койке да на звонки отвечаю. Стали нас уговаривать большую церковь строить, а я отказываюсь: у меня и в задумках ничего подобного не было. Но теперь храм почти готов!

- Первый, кто дал на церковь, был Леонид Поздняков из ЗАО "Техностром", - говорит Татьяна, - он тут рядом жил, крестился в нашей часовне и деньги пожертвовал на лес для храма. "Хочу, - говорит, - чтобы какая-то память обо мне осталась!" Словно чувствовал, что смерть близко... Мы на эти деньги купили лес, построили церковь, и когда последнюю доску забили, день в день - он погиб в дорожной аварии.

- Царство Небесное! - крестится Сергей, - А посмотрите, какая у нас часовня: посредине - видите? - вырыт погреб. В него мы ставим высокую купель для крещения полным погружением: открываешь люк на полу и сразу ныряешь в купель.

- Меня в этой купели крестили, - улыбается Татьяна, - Вернее, не крестили - я уже крещеная была, - а "докрещивали", "допогружали". У нас так заведено: над теми, кто крещен обливанием, тех мы проводим обряд "допогружения", чтобы все было по старым правилам. Удивительная вещь: когда меня так "докрестили", я явственно почувствовала перемену в себе: дышать легче стало, жить стало легче... То есть, конечно, душевно легче, а физически - тут я бы не сказала: очень много забот, едва справляюсь.

Сергей продолжает знакомить меня с часовней: показывает паникадило - обычное тележное колесо, подвешенное под потолком.

- Нет, не обычное, а неезженное! Паникадило всегда делали из неезженного колеса. Это нам из Архангельска привезли. А этот ларь сам о. Зенон-иконописец сделал и подарил часовне. Он нам и книг подарил много, да все украли: как показали нас однажды по районному ТВ, так вскоре и случилась кража... Вот и икона у нас "Тихвинская" - простая, не старого письма... А прежде другая была икона, старая. Как-то раз мы на "Тихвинскую" служили всенощную по-настоящему... Мы раз пять в году устраиваем такие службы - на сутки почти, на 20 часов. Дети нам помогают: молятся, читают... У нас четверо детей, старшая - Ульяна, она в музыке хорошо разбирается. Так вот, служим мы, и вдруг среди ночи птицы запели. Что такое? Они же обычно на рассвете начинают пение. Вылезаю из этого подвальчика нашего, посмотрел на икону, вижу - у Божией Матери по руке миро течет. Думал сперва, дети маслом забрызгали, но нет: льется да льется потихоньку. Только к Рождеству засохло. Теперь я эту икону дома храню, в часовне боюсь оставлять.

- Но меня поразило не только это чудо, но и продолжительность ваших служб. Подумать только: двадцать часов!..

- Да нет, это у нас редко, - говорит Татьяна, - обычно мы прочитаем пять-шесть кафизм - и по домам. И поем не всегда. Крюковое пение очень сложное: если человек с детства учился петь по нотам, то на крюки переучиваться тяжело.

- Лучше грамотно прочитать, чем плохо спеть - вот мой принцип. И на клирос кого попало, естественно, не пускаем.

- А чем все-таки отличаются крюки от нот?

Сергей раскрыл передо мной старинную богослужебную книгу, где над каждым словом виднелся некий значок, похожий на титло.

- Вот они, крюки. Вот этот, например, называется Параклит. Если такой крюк стоит, значит, слово, что под ним, следует петь торжественно, приподнято. А вот этот крюк поется отрешенно. Этот - очень нежно. Нота говорит только о высоте звука, крюк - о его духе; он и смысловое обозначение, и тембр, и динамика... Это совсем другой мир.

Сергей и Татьяна поют. Как выразить их пение на бумаге? - глубокое, неспешное, подчиненное некому строгому мелодическому узору... Лучше и не пытаться.

- Вы, наверное, с детства крюкам обучены? Вы из единоверческой семьи?

- Нет, семья у меня самая обычная, новообрядческая. Бабушка моя до 111 лет дожила, всегда меня молитвам учила... А крюковым пением я заболел, уже учась в Ленинградской консерватории: сначала только музыкальной его стороной, а потом уже и духовной... В армию пошел крепко верующим человеком. Служил в ансамбле песни и пляски; там и понял, как нельзя петь, там острее почувствовал тягу к настоящему духовному пению. После армии служил регентом в Псковском кафедральном соборе. Это еще советское время было. Духовник мой, старец - о. Борис (Николаев) из Толбиц, большой знаток крюкового пения, был духовником епархии, у него и сам о. Иоанн (Крестьянкин) исповедовался. И начал я там вводить знаменный распев. Набрал хор из мальчишек и девчонок...

- Я тоже ученица Сергея: в Псковском в хоре пела, - добавляет Татьяна.

- Но время-то было самое советское, и не всем мои эксперименты нравились, в том числе и в церкви... Но о. Иоанн (Крестьянкин) меня поддерживал и о. Николай Гурьянов за меня горой стоял. О. Борис мне однажды сказал: "Что ты, Сережа, все каких-то старцев ищешь, когда с нами рядом ангел живет?" Это он о. Николая имел в виду. Я тогда решил на остров к о. Николаю съездить, но только он меня опередил: сам меня посетил в моей колокольне. Пел со мной, на фисгармонии играл...

-...И благословил тебя перебираться в Ленинград...

- Они все меня в один голос благословляли на это: и о. Борис, и о. Иоанн (Крестьянкин)... Вот так, проработав шесть с половиной лет в Пскове, вернулся я в Питер, вернее, сюда, в Павлово... А ведь куда только не звали: даже в Германию и в Австралию - в тамошние православные приходы.

- Вы сейчас, наверное, один из крупнейших в России специалистов по крюкам?

- Кто? Я? Да знаменное пение - это такая необъятная область... Это как Евангелие, а разве можно его целиком понять? Крюки - это музыкальное Евангелие. Нет, знатоков этого распева в России много. Я едва услышу, что кто-то где-то хорошо по крюкам поет, сразу туда еду. В основном, это староверы, конечно. Они люди хорошие, если к ним правильно подойти, не заноситься, не обвинять их ни в чем... В одном крошечном городке в глубинке живет старушка, дочь священника; ноги у нее очень слабые, она ходит на руках, а поет - как ангел. Я ее с утра до вечера слушал: невероятное пение! Есть такой городок Клинцы, - там тоже пение изумительное! Кострому очень хвалят, но до Костромы я еще не добрался. Вот как в Питере поют - мне что-то разонравилось. В Консерватории иногда устраивают концерты, но разве можно знаменный распев слушать в концертном зале? Все теряется, весь дух уходит. Знаменное пение - это молитва, а молитву не будешь читать, как стихи со сцены.

- Как по-вашему, не стоит ли все церковные хоры перевести с нот на крюки?

- Не стоит. Вот и духовник мой, о. Борис говорит: "Во время поста все это надо делать". Во время поста такая музыка органично звучит, а искусственно насаждать ее не нужно. Конечно, крюковое пение - это идеал, и монастырская служба к нему близка, но каждый священник имеет право служить, как ему хочется. Хотя, по-моему, православного человека всегда будет тянуть к подлинному, к русскому... Если он начал молиться, то рано или поздно ему захочется творить молитву, как наши деды, как сказано в Кормчей книге: "Со умилением и со вниманием многим подобает пение приносити тайных видцу Богу, а не кликати безчинным воплем и естество понуждати на вопль". Может быть, для того и существуем мы, единоверцы, чтобы хранить память о древнем русском благочестии, и всякому, кто возжаждет, давать напиться из этого источника. Такова наша задача здесь на земле, дай Бог нам сил всегда исправно служить этому делу.

Алексей БАКУЛИН


http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n174/ta011.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09