Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чин встречи епископа при посещении им церквей (при объезде епархии)

Гермоген  Шиманский, Православие.Ru

08.06.2006

Благочинный данного округа заблаговременно сообщает настоятелю прихода и старосте о времени прибытия епископа в приход.

За час до прибытия преосвященного начинается благовест, извещающий прихожан, а при приближении к храму торжественный трезвон, который прекращается при входе архиерея в храм.

Пред прибытием архиерея священник облачается в поручи, в епитрахиль и фелонь, диакон (если есть) - в стихарь, орарь и поручи, псаломщик - в стихарь. Священник, взяв напрестольный крест на блюде, покрытом воздухом, диакон, держа кадило в правой руке, а в левой руке зажженную свечу, предварительно открыв царские врата, выходят на встречу архиерея к западным дверям храма, где около постланного ковра становятся следующим образом:

священник на правой стороне (южной) с крестом на блюде, обращенном рукоятием к своей левой руке, или держит крест в руках, придерживая верх креста правой рукой, а низ левой;

с левой стороны - пономарь с чашей святой воды и кропилом, обращенным рукоятием в правую сторону;

диакон же - против западных дверей.

Когда архиерей вступит в храм и на него наложат мантию, он совершает молитвенное поклонение, после чего священник подносит (с правой стороны) крест, а пономарь (или псаломщик) святую воду для окропления при осенении крестом предстоящего народа.

После того как архиерей приложится ко кресту и положит его на блюдо, все, поклонившись архиерею, при пении "Достойно есть"[1] или тропаря храма идут, предваряя архиерея, в храм: певцы на клирос, священник и диакон на амвон; при этом священник с крестом на блюде встает на амвоне у местной иконы Спасителя лицом к северу, а диакон у местной иконы Божией Матери лицом к алтарю. Святая вода, кадило и свеча уносятся в алтарь.

Примечание.

Если на встречу выходило несколько священников и диаконов, то они становятся пред амвоном лицом к алтарю в порядке, какой соблюдается на молебнах, т. е. старшие ближе к амвону, а младшие за ними; диаконы же за последней парой священников лицом к алтарю.

Когда архиерей поклонится местным иконам и войдет в алтарь или станет перед царскими вратами, диакон, стоя пред местной иконой Божией Матери, а если его нет, то священник произносит краткую сугубую ектению: "Помилуй нас, Боже...", произносимую на утрене перед шестопсалмием. Возгласы после этой ектении и после "Премудрость", а также и отпуст (поминая святого храма), произносит священник.

По исполнении отпуста священник (настоятель) подает преосвященному святой крест (поцеловав его руку), а диакон, стоя пред амвоном, возглашает многолетие Святейшему Патриарху, преосвященному архиерею, с богохранимой их паствой, и всем православным христианам. При возглашении архиерей осеняет крестом по сторонам, а по осенении священник принимает на блюде крест. (Если нет диакона, то священник становится у диаконского амвона и здесь произносит ектению и многолетие.) Когда после этого владыка троекратно благословит народ архиерейским благословением, певчие поют: "Ис полла эти, деспота".

Священник (настоятель) с крестом и диакон (а если есть, то и другие священники и диаконы) входят за преосвященным в алтарь чрез царские врата. Крест священник полагает на престоле. Настоятель и остальное духовенство прикладываются к престолу и подходят к архиерею от правой стороны престола по старшинству для принятия святительского благословения. Духовенство все разоблачается, кроме диакона (для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма) и настоятеля: настоятель в епитрахили сопровождает архиерея при осмотре им храма, алтаря и его священных принадлежностей.

Пред встречей своего епархиального архиерея священник должен освободить святой антиминс, сняв с него лежащее на нем Евангелие и поставив его, как обыкновенно, между антиминсом и дарохранительницей. Но самого антиминса не следует раскрывать; раскрывает его по входе в алтарь сам архиерей или по его указанию священник. Если преосвященный пожелает осмотреть запасные Святые Дары, то священник вынимает их с подобающим поклонением и благоговением, но не иначе, как предварительно надев поручи.

Когда архиерей будет благословлять собравшихся прихожан, певчие поют догматики или праздничные стихиры и ирмосы. При выходе преосвященного из храма опять бывает звон во все колокола.[2]



[1] В двунадесятый праздник поется ирмос 9-й песни канона

[2] См. "Церковные ведомости", 1890, N 25.

Гермоген Шиманский
Литургика: Таинства и обряды

http://www.pravoslavie.ru/put/060608103435



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме