Без срока давности

0
246
Время на чтение 7 минут
СЕГОДНЯ мало кого удивишь воспоминаниями бывших сотрудников спецслужб, на страницах своих книг рассказывающих о событиях неожиданно быстро завершившейся эпохи - за постсоветские годы изданы сотни томов об истории органов государственной безопасности, стоявших на страже державы. Тем не менее иногда появляются работы, заслуживающие особого внимания. Среди них, несомненно, новая книга генерал-майора в отставке Вячеслава Кеворкова, выпускника Военного института иностранных языков, много лет проработавшего в КГБ - "Исповедь перед казнью" (Совершенно секретно. М.: 2005).
Эта документально-художественная повесть основана на воспоминаниях сотрудника Следственной части по особо важным делам Министерства госбезопасности СССР капитана Ивана Елисеева о событиях начала 1950-х годов, когда в бескомпромиссной схватке за право выдвинуть из своих рядов преемника Сталина сошлись советские номенклатурные кланы. Основное действие происходит в центральном аппарате МГБ, которое в 1946 году возглавил Абакумов, руководивший в период Великой Отечественной войны советской военной контрразведкой.
Ныне эта фамилия мало что говорит большинству из наших сограждан, а между тем Виктор Семенович - личность незаурядная. Под его руководством Смерш НКО СССР сумел фактически нейтрализовать военную разведку нацистской Германии - абвер, нанес ощутимые удары другим гитлеровским спецслужбам, благодаря чему Абакумов заслуженно пользовался авторитетом среди профессионалов - даже после его преждевременной смерти.
ВИКТОР Абакумов, напомню, оказался в самом центре внутрипартийных интриг, начавшихся после того, как 31 августа 1948 года неожиданно умер от инфаркта член Политбюро, секретарь ЦК ВКП(б) А. Жданов, считавшийся второй фигурой в советском руководстве. Вскоре последовало дело "ленинградской группы" (главные фигуранты - член Политбюро ЦК, первый заместитель председателя Совмина СССР Н. Вознесенский, секретарь ЦК А. Кузнецов, председатель Совета Министров РСФСР М. Родионов и первый секретарь Ленинградского обкома и горкома П. Попков), завершившееся расстрелом обвиняемых 1 октября 1950 года. В то же время со сцены публичной политики неожиданно исчезает сам Сталин - вторую половину 1950-го года характеризует длительное и странное "затворничество" вождя (с 2 августа до 22 декабря) - возможно, из-за нового инсульта.
16 февраля 1951 года появляется постановление Политбюро ЦК ВКП(б), в соответствии с которым председательство на заседаниях Президиума Совета Министров СССР и его бюро было возложено поочередно на заместителей председателя Совмина Н. Булганина, Л. Берия и Г. Маленкова. Более того, им было разрешено издавать постановления и распоряжения Совмина "за подписью председателя Совета Министров СССР Сталина И.В." - словно бы Сталин был недееспособен. Трех "кремлевских аксакалов" - Молотова, Микояна и Кагановича - вывели из бюро Президиума Совмина, где в соответствии со сталинской моделью управления решались важнейшие вопросы внешней и внутренней политики, тем самым лишив их возможности влиять на формирование политики государства.
В этой очень сложной и запутанной ситуации и приходилось трудиться Абакумову и его подчиненным. Одним из наиболее "взрывоопасных" направлений работы чекистов было выполнение указаний ЦК о борьбе с различными "националистическими уклонами". Все началось уже вскоре после войны. В 1948 году появилась записка в ЦК партии М. Шкирятова, возглавлявшего Комитет партийного контроля (КПК) при ЦК, и министра госбезопасности Абакумова о проверке КПК сведений о связи жены В. Молотова Полины Жемчужиной с "еврейскими националистами", что привело к ее исключению из членов партии и аресту.
Тем временем МГБ укрепляют партийным выдвиженцем - заведующим отделом административных органов В. Макаровым, назначенным в 1950 году заместителем Абакумова по кадрам. Тогда же в Центральный Комитет на должность завотделом партийных, профсоюзных и комсомольских органов переводят С. Игнатьева, уполномоченного ЦК по Узбекистану, вскоре он сыграет роковую роль в судьбе министра госбезопасности.
11 июля 1951 года было принято постановление ЦК "О неблагополучном положении дел в МГБ". Абакумова, в частности, обвиняют в смерти до завершения следствия Я. Этингера - сотрудника лечебно-санаторного управления Кремля и личного врача Берии. Должности министра Виктор Семенович лишился еще 4 июля, а 12-го, после принятия постановления, - свободы.
9 августа Игнатьев, осуществлявший срочную проверку МГБ, становится министром госбезопасности СССР и тут же дает санкцию на применение мер физического воздействия к Абакумову и другим арестованным сотрудникам МГБ.
Смерть вождя победитель абвера пережил в тюремной камере, подвергаясь жестоким избиениям, но освобожден новой властью он не был. Абакумова, слишком много знавшего о "темных пятнах" в биографиях членов Политбюро и их причастности к репрессиям, расстреляли в декабре 1954 года, во времена правления Хрущева - Маленкова. Многие обстоятельства его ареста до сих пор не ясны, равно как и мотивы Сталина, поддавшегося на уговоры своих соратников, ненавидевших министра госбезопасности за его осведомленность и независимое поведение. В деле Абакумова, как говорится в книге Кеворкова, около ста томов, и оно остается засекреченным по сей день.


- Товарищ Первый секретарь ЦК КПСС, докладывает прокурор Руденко. Ваше указание выполнено.
- Какое указание? - раздраженно спросил Хрущев.
- В 12 часов 15 минут, то есть шесть минут назад, приговор по делу бывшего министра госбезопасности Абакумова приведен в исполнение.
Хрущев поплотнее прижал трубку к уху и привстал в кресле.
- Очень хорошо, поздравляю, подробности доложишь позже.

Из повести Вячеслава Кеворкова
"Исповедь перед смертью".



НА ЭТОМ историческом фоне борьбы за власть и интриг автор повести рассказывает о событиях в центральном аппарате МГБ в начале 1950-х годов. Главный антигерой повествования - "злой карлик" Михаил Рюмин, старший следователь Следчасти по особо важным делам МГБ, отличавшийся склонностью к зверским избиениям заключенных. Кеворков утверждает, что, когда Рюмин, работая в Архангельске, выбил из невинного человека признания о "сотрудничестве с английской разведкой", эта фальсификация стала известной Абакумову.
Правда, несколько нелогичным выглядит утверждение автора, что за эту фальсификацию Абакумов - сам, как известно, не отличавшийся либерализмом, - устроил Рюмину жесткий разнос, заявив следователю, что с его методами работы ему не место в органах госбезопасности. Но как тогда такой субъект вскоре мог быть назначен в центральный аппарат МГБ тем же Абакумовым?
Кеворков приводит неизвестные подробности биографии Рюмина, ставшего при поддержке члена Политбюро и секретаря ЦК партии Георгия Маленкова заместителем министра и начальником Следственной части МГБ. Рюмин имел образование всего восемь классов, его отец торговал скотом и держал харчевню, отец жены воевал в Гражданскую у Колчака, а его сестра и ее муж, связанные с криминальным миром, часть жизни провели за решеткой...
К ДОСТОИНСТВАМ книги Вячеслава Кеворкова можно отнести объективное изображение двух знаковых фигур того исторического периода - Абакумова и Берии. Надо отметить, что даже сегодня, когда почти 15 лет не существует Советского государства, это требует немалого гражданского мужества. Ведь в общественном сознании и в исторической науке по-прежнему доминируют негативные оценки этих руководителей службы советской госбезопасности. Однако представлять их однозначными злодеями - большое упрощение, что не позволяет правильно понимать их сложное и противоречивое время.
Кеворков, еще раз подчеркнем, постарался непредвзято подойти к оценке Абакумова, немало сделавшего для нашей Победы в Великой Отечественной войне и обеспечения безопасности СССР в первые годы "холодной войны". Автор не идеализирует, но и не демонизирует его. Удачно используя не так часто встречающийся прием исповеди героя, автор рисует Абакумова как мужественного и трезво мыслящего человека того жестокого времени. Представляется, что главная цель автора - попытаться поднять в общественном сознании вопрос о необходимости нового прочтения событий начала 1950-х годов и беспристрастной оценки их непосредственных участников. Личная трагедия многих из них состояла в том, что они, достигнув номенклатурных высот, оказались вольно или невольно вовлеченными в тот смертельный водоворот борьбы за высшую власть, где проигравших или ставших ненужными игроков с беспощадной неизбежностью ожидает небытие.
В повести Абакумов предстает убежденным сторонником Сталина, даже пройдя все круги тюремного ада. На допросе он говорит следователю Елисееву: "Его величие в том, что он никогда не делил ответственность с кем-либо. Он все брал на себя. Это, понимаете ли, гранитная глыба. Еще одну такую Россия сможет родить не раньше чем через сто, а может быть, и двести лет".
Возможно, именно преданность вождю и сгубила Виктора Семеновича. Членам Политбюро, готовящимся к "новому политическому сезону" после неумолимо приближающейся смерти правителя, не нужен был волевой и жесткий шеф госбезопасности - высшей партийной номенклатуре требовался во главе органов "свой" человек. Им и стал Игнатьев, при котором в МГБ сразу пришло немало выходцев из партийного аппарата. Не без участия Игнатьева поменяли даже начальника охраны Сталина генерала Власика, а также коменданта Кремля и руководителя личного секретариата правителя Поскребышева.
Михаил Рюмин представлен в повести главным инициатором "дела врачей-вредителей", хотя это и не совсем верно. Этого тщеславного, но недалекого подполковника просто умело использовали "в темную". Главными инициаторами организации репрессий на фронте борьбы с "еврейским национализмом" надо все же считать Маленкова и Игнатьева. Предполагается, что именно в кабинете Игнатьева под диктовку "старших товарищей" Рюмин и написал донос Сталину на министра госбезопасности. Кстати, провокационному "делу врачей" предшествовало другое расследование, касающееся Еврейского антифашистского комитета, руководители которого после войны уже стали не нужны для поддержания контактов с мировыми финансовыми кругами.
Роковую роль в судьбе Абакумова сыграл и Хрущев, стремившийся быть в "передовиках" среди партруководителей 1930-1940-х годов по числу выявленных "врагов народа", а после смерти Сталина сделавший все, чтобы замести следы своей причастности к репрессиям. Кстати, во времена его правления из архивов ГБ исчезли многие документы, которые сегодня помогли бы пролить свет на запутанные события последних лет жизни Сталина.
В КНИГЕ, к сожалению, есть неточности и оговорки, вызванные, очевидно, спешкой при ее подготовке. Так, Маленков стал главой правительства только после смерти Сталина, а при жизни вождя был заместителем предсовмина и секретарем ЦК. Берия в 1954 году не мог досиживать "последние дни в ожидании расстрела", т.к. был расстрелян в декабре 1953-го. Игнатьев пришел на должность министра с поста завотделом, а не секретаря ЦК.
Думается, что вряд ли у Рюмина была возможность "день и ночь" беспрепятственно копаться "в архивах госбезопасности, обращая особое внимание на дела и бумаги, под которыми стояла подпись Абакумова", и тем более снимать фотокопии. У профессионалов, знающих жесткий порядок работы с архивными документами в спецслужбах, это утверждение не может не вызвать ничего, кроме улыбки. То же касается и эпизода, когда Елисеев заявляет замминистра госбезопасности Рюмину, что не согласен с решением об аресте патологоанатома Федорова. Сколько бы оставался на свободе честный капитан, заяви он в те времена подобное, пояснять, наверное, нет необходимости.
Но, думается, что эти огрехи в целом не снижают исторической ценности книги, которая способствует восстановлению исторической Истины.

http://www.redstar.ru/2006/06/08_06/4_05.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Донцов
Преступники найдены
Триумфальную арку в Благовещенске осквернили лидер местных коммунистов в компании нацболов
31.08.2006
Все статьи Дмитрий Донцов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 12:00
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36