Польша встретила Папу запретом на продажу алкоголя, внеочередными выходными в госучреждениях, отменой занятий в школах и университетах, многотысячными толпами верующих, приветствующих Бенедикта XVI, выступлениями ансамблей самодеятельности. Такой ажиотаж не должен вызывать удивление. Речь идет о своеобразной модели встречи "любимого Папы", выработанной в Польше в годы понтификата Иоанна Павла II и не претерпевшей трансформации к приезду его преемника.
Сам Бенедикт XVI сказал, что прибыл "укрепиться в вере" в страну, которая "не испытывает недостатка в священниках", где "церкви по воскресеньям всегда полны верующих". В то же время визит Понтифика пришелся на проблемный, если не сказать кризисный, период в жизни Католической Церкви в Польше.
Одна из основных проблем - прямая поддержка правящей партии "Закон и справедливость" (ЗиС) и президента Леха Качиньского со стороны ультраконсервативного "Радио Мария" и телеканала "Trwam", руководимых священником Тадеушем Рыдзыком. Эффект этой поддержки таков, что около 80% поляков, согласно данным Центра исследования общественного мнения, считают Католическую Церковь в стране чрезмерно политизированной. И это при том, что католический епископат Польши неоднократно пытался дистанцироваться от деятельности "Радио Мария" и обращался к Ватикану с просьбой призвать Рыдзыка к порядку.
Ни официальные письма из Рима, предписывающие согласовывать информационную политику "Радио Мария" и "Trwam" с Конференцией католических епископов Польши (ККЕП), ни ее попытки создать орган, контролирующий деятельность Рыдзыка, не дали результата. Польские СМИ, учитывая влияние "Радио Мария" в обществе, напрямую говорят о церковном расколе. В таком положении застал Католическую Церковь в Польше новый Понтифик.
Выступая перед католическим духовенством в кафедральном соборе Святого Иоанна Крестителя в Варшаве, Понтифик подчеркнул, что "священник должен быть экспертом не в области политики, строительства и экономики, а в области духовной жизни". Впрочем, как выяснилось, на пресловутом "Радио Мария" эти слова Папы не восприняли как инвективу. В эфире радиостанции по завершении визита Бенедикта XVI можно было услышать приблизительно следующее: конечно, священник не эксперт-политолог, но "направить" политика на путь истинный он все-таки может.
Строптивость Рыдзыка - не единственная головная боль Католической Церкви в Польше. Папа Римский прибыл в страну в разгар общественной дискуссии о так называемой люстрации (оглашении черных списков) священников, сотрудничавших со спецслужбами коммунистического режима. Под подозрением после публикаций в польских газетах оказались, в частности, сопредседатель Польского совета христиан и евреев священник Михал Чайковский и известный католический публицист, друг Иоанна Павла II, священник Мечислав Малиньский. При том, что архиепископ Кракова кардинал Станислав Дзивиш прямо запретил оглашать какие-либо черные списки, бывший капеллан профсоюза металлургов "Солидарность" Тадеуш Исакович-Залеский готов в любой момент назвать имена более чем 20 священников-агентов. Примечательно, что эту очевидную критику люстрации Исакович-Залеский воспринял как одобрение идеи "рассчитаться с прошлым". Об этом священник заявил в интервью телеканалу "Polsat". Вспоминаются слова средневекового богослова Алана Лилльского: "У авторитета нос из воска, и повернуть его можно в любую сторону".
Критические слова Папы можно отнести и в целом к политике "сведения счетов с прошлым", которую проводят в Польше партия "ЗиС" и президент Лех Качиньский. Многие польские интеллектуалы считают, что для страны с преобладающим католическим населением такая политика абсурдна. "Не стоит забывать, что и апостол Павел когда-то был гонителем христиан. Сегодня в Польше его, наверное, подвергли бы люстрации", - заявила в интервью еженедельнику "Przeglad" философ Барбара Скарга.
Впрочем, кульминацией визита Папы в Польшу стали не его "политические" высказывания, не экуменическая молитва в варшавском лютеранском соборе Святой Троицы, не встреча с инвалидами и молодежью в Кракове и не посещение "святых мест" (Ясной Гуры в Ченстохове, городка Кальвария Зебжидовска). В истории, безусловно, сохранится образ Папы, входящего в ворота бывшего концлагеря в Освенциме, который он, по его собственным словам, "не мог не посетить как Понтифик и как немец".
Историки говорят о неоднозначной роли Ватикана в событиях Второй мировой войны, о том, что Папа Пий XII так и не решился осудить Холокост. Многие ожидали, что Бенедикт XVI в Освенциме произнесет исторические слова покаяния за "молчание Ватикана", но были разочарованы. Как известно, Йозеф Ратцингер, склонный к поиску "исторического контекста" поведения Церкви в той или иной ситуации, не является сторонником такого рода покаяний.
Согласно опросу, проведенному изданием "Gazeta wyborcza", большинство поляков посчитали бы покаяние Понтифика в Освенциме излишним. Сам факт появления Папы-немца в бывшем концлагере - символ окончательного примирения Германии и Польши, и этого им вполне достаточно. Польские газеты посвятили больше места проповеди Бенедикта XVI, посвященной преодолению морального релятивизма, и его комментариям к Евангелию от Матфея, произнесенным в Кракове, чем критическому анализу речи Папы в Освенциме.
Генеральный секретарь ККЕП викарный епископ города Катовице Петр Либера заявил Польскому радио, что слова Понтифика, прозвучавшие во время визита, - материал для длительного и основательного размышления. В то же время, по мнению известного польского публициста и депутата Сейма Петра Гадзиновского, любовь поляков к Папе, требующему от верующих чтения и размышления, "скоро выветрится". Гадзиновский утверждает, что католикам в Польше в первую очередь нужен некий церковный "спектакль", шоу, а право "думать вместо них" они готовы полностью предоставить самому Папе.
Не успел самолет с Бенедиктом XVI на борту подняться в небо над Краковом, как в Польше уже заговорили о возможности повторного визита. Преклонный возраст Папы, низкий уровень его "разъездной активности" в расчет не принимаются. Ведь шоу должно продолжаться, не так ли?
Бенедикт XVI призвал польское духовенство "избежать презрительной позы судьи поколений, живших в другие времена" и, "не забывая прошлых прегрешений, не бросать безосновательные и легкомысленные обвинения без учета всех обстоятельств прошлых лет".
http://religion.ng.ru/politic/2006-06-07/1_show.html