Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

На западном фронте без перемен

Станислав  Минин, НГ-Религии

07.06.2006


Наступит ли "весна" в отношениях Ватикана и Москвы? …

Ватикан и Московский Патриархат активно сотрудничает в деле "борьбы за нравственность" в современном мире.

В то же время неразрешенные проблемы не позволяют говорить о действительном прогрессе в межцерковных отношениях.

Встреча Папы Римского Бенедикта XVI и главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), состоявшаяся 18 мая в Риме, привлекла внимание российских СМИ. Что означает этот визит видного иерарха Русской Православной Церкви (РПЦ) к Понтифику? Может быть, ту самую "теплую весну" во взаимоотношениях католиков и православных, о которой недавно говорил глава архиепархии Римско-Католической Церкви в Москве митрополит Тадеуш Кондрусевич? Или это даже знак того, что стороны вот-вот скажут что-то новое о возможной встрече Патриарха Алексия II и Бенедикта XVI?

Митрополит Кирилл, общаясь с прессой после беседы с Папой, постарался развеять слухи, заявив, что "тема встречи глав Церквей не обсуждалась". Несмотря на это, о "потеплении" межцерковного климата продолжают говорить и СМИ, и представители двух Церквей.

Сегодня в отношениях между Москвой и Ватиканом можно выделить три основные линии. Это, во-первых, попытка совместными усилиями "отстоять" христианские корни западной цивилизации, во-вторых, стремление наладить богословский диалог и, в-третьих, двусторонняя полемика по "проблеме католического прозелитизма". Встреча глав Церквей останется предметом упований и предположений до тех пор, пока на двух последних направлениях не произойдут существенные сдвиги. Эти сдвиги напрямую зависят от того, пойдет ли на уступки Ватикан.

Во время встречи в Риме митрополит Кирилл и Бенедикт XVI заявили о необходимости выработки общей позиции по вопросам биоэтики и защиты института семьи. Но во всем этом нет никакой новизны и свидетельства реального "потепления" в отношениях Ватикана и Москвы.

Защита традиционных ценностей и необходимость ответа христианских конфессий на вызов секуляризма - это то, что фактически на протяжении более чем 15 лет делает относительно устойчивой шаткую конструкцию межхристианского диалога. В рамках диалога Русской Православной и Католической Церквей эти темы даже приобрели некую автономию, и интенсивность их обсуждения не зависит от того, как развивается богословская дискуссия и что делается для решения "проблемы прозелитизма". Трудности во взаимоотношениях Церквей совершенно не мешали митрополиту Кириллу и покойному Папе Иоанну Павлу II в один голос говорить о том, что в проект Конституции ЕС необходимо включить упоминание о христианских корнях Европы.

На пресс-конференции, которая состоялась 19 мая в Риме, глава ОВЦС заявил, что встрече Алексия II и Бенедикта XVI должна предшествовать "подготовка, содержащая перспективы сотрудничества по конкретным вопросам". В то же время, по словам митрополита Кирилла, он "сообщил Папе о конкретных проблемах, требующих разрешения".

В интервью газете "Avvenire" иерарх РПЦ озвучил эти проблемы. По его словам, католические приюты в России не предоставляют русским детям-сиротам возможности получать религиозное образование и духовное окормление от православных священников. Таким образом, с 2002 г., когда ОВЦС опубликовал 15-страничный документ, перечисляющий "факты католического прозелитизма", никаких существенных изменений в этой области не произошло. Митрополит Кирилл отметил, что ситуация с обращением детей в католицизм "начинает меняться", но о видимых результатах пока можно говорить лишь применительно к приютам в Москве и Московской области.

Проблема заключается в том, что Ватикан и Москва дают совершенно разную оценку подобным фактам. В Риме прозелитизм склонны сводить к частным случаям, о чем осенью 2005 г., в частности, заявил кардинал Вальтер Каспер. По его словам, "если ошибки совершались в Сибири, то говорить об этом нужно с местными епископами". В свою очередь, Московский Патриархат считает прозелитизм стратегией и политикой Ватикана.

Как заявил "Avvenire" митрополит Кирилл, сегодня Русской Церкви "легче основать храм в Риме (глава ОВЦС имел в виду церковь Св. Екатерины, освящение которой он совершил в ходе своего визита), чем на Украине", где отношения католиков и православных "остаются очень напряженными". Остается нерешенной и проблема с переносом кафедры главы Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) из Львова в Киев.

Известно, что это решение греко-католиков получило официальное одобрение Ватикана, и перевести "униатскую проблему" в область "частного случая" уже не удастся. Впрочем, свой шанс вмешаться в ситуацию на Украине Рим уже упустил: вернуть митрополита Любомира Гузара из Киева во Львов не представляется возможным.

В сентябре этого года в Белграде возобновит работу богословская комиссия по диалогу между Римско-Католической и православными Церквами. Центральными вопросами в повестке дня форума должны стать как раз "униатская проблема" и вопрос о главенстве Римского Папы в Церкви. Ожидается, что в работе комиссии примут участие представитель РПЦ при европейских организациях епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) и секретарь ОВЦС по межхристианским связям священник Игорь Выжанов.

С одной стороны, решение о возобновлении работы комиссии, приостановленной в 2000 г., - это шаг вперед. С другой - богословский диалог имеет для межцерковных отношений особый статус. Когда речь идет о совместном противостоянии секулярному миру, то Церкви готовы признать самодостаточным тот факт, что католики и православные собираются за одним столом.

Что касается богословского диалога, то та же РПЦ сегодня не станет считать успешной дискуссию по "униатскому вопросу" без конкретных решений, без компромиссов и уступок со стороны Святого Престола. Для Ватикана само решение возобновить диалог - знак "добрых намерений", тогда как к реальным уступкам в Риме не готовы.

Ни в Ватикане, ни в Москве не хотят, чтобы встреча глав двух Церквей оказалась событием, за которым не стоял бы реальный процесс нормализации отношений. Собственно, такого процесса на настоящий момент нет. Все остается по-старому: принципиальные проблемы не разрешены, а Церкви вновь и вновь пытаются (достаточно безуспешно, стоит это признать) дать ответ на вызов либерализма и секуляризма. СМИ считают, что это и есть "потепление", а представители двух Церквей вынуждены от безысходности кивать головой: да, действительно потепление! Однако как бы весна не затянулась - на дворе ведь уже лето!

http://religion.ng.ru/politic/2006-06-07/4_spring.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме