Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"А всегда ли приезжие соблюдают наши законы?"

Александр  Бастрыкин, Невское время

06.06.2006


Когда говорят о "коричневом Петербурге", главный юрист Северо-Запада предлагает подумать о том, кому это выгодно …

В последнее время в отечественных СМИ рука об руку "гуляют" два понятия с противоположным значением - "ксенофобия" и "толерантность". С их помощью журналисты пытаются рассуждать о сложных проблемах межнациональных отношений на берегах Невы. Дискуссии проходят жаркие, и порою сама реальность подбрасывает аргументы спорящим. Дело дошло даже до того, что Санкт-Петербург объявили чуть ли не "столицей русского фашизма". Чтобы разобраться и с дискуссией, и с реальностью, "НВ" обратилось за комментариями к доктору юридических наук, профессору, руководителю Главного управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу Александру Бастрыкину. Многие профессиональные комментарии юриста совсем по-иному расставили акценты в сложных межнациональных проблемах.

- Александр Иванович, сегодня словом "ксенофобия" пугают, по-моему, даже маленьких детей. А еще чаще говорят о необходимости толерантности. Какое из этих понятий вам ближе? И насколько они нынче актуальны?

- Оговорюсь сразу: я не специалист по межнациональным отношениям, а юрист. Поэтому исхожу из юридического понимания подобных терминов.

- А они существуют?

- Конечно. Есть не только определение ксенофобии, но и толерантности. Еще в 2001 году была принята федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)".

- То есть, судя по датам, она уже выполнена?

- На эту программу выделялась из бюджета вполне приличная сумма денег. Считается, что она уже завершена. Так вот, в этой программе черным по белому и написано, что есть толерантность...

- И?..

- В основу легли определения, изложенные в Декларации принципов толерантности, одобренной ЮНЕСКО в 1995 году. Именно там толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами. Также в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

- Большое и красивое определение. А как же ксенофобия?

- По отношению к толерантности оно обозначает все ровно наоборот. Проще говоря, толерантность - это терпимость к иному.

- То есть к тому, что "не мое". Но в СМИ почему-то всегда в криминальных сводках сообщается национальность и гражданство потерпевших. Это обязательно? Не создаем ли мы тем самым излишние опасения по поводу ксенофобских настроений? Не запугиваем ли мы тем самым людей?

- Мне кажется, что мы сами уделяем этому аспекту больше внимания, чем надо. Недавно мне довелось побывать во Франции, где я беседовал со многими специалистами относительно прошедших прошлой осенью волнений. Они так отвечают на этот вопрос: "Для нас все равно, кого ограбили или убили. Жертва может быть иностранцем или французом, мусульманином или католиком. Для нас существует прежде всего закон, который гласит, что грабить, убивать и насиловать нельзя. И ко всем жертвам относиться одинаково".

- Но это же Франция!..

- Мне кажется, что мы излишне гиперболизировали проблему. Почему-то никто не интересуется: а сколько преступлений совершают, например, иностранные граждане в России и в Петербурге? Это 2-3 процента от общего количества преступлений. Это около 2060 преступлений в год по всей России. Это осужденные иностранцы. Что же касается тех преступлений, которые произошли в нашем городе, то порою и сами потерпевшие провоцировали ситуацию. В одном случае, например, иностранец нагло приставал к русской девушке. В другом случае потерпевший был завязан на наркобизнес. В третьем случае пострадавший вел себя недостойно в ночном клубе. Логику действий тех, кому это не нравится, понять можно. Иностранцев стало в городе достаточно много. Вести себя они стали более раскованно. И надо честно спросить себя: а те, кто приезжает к нам, всегда ли соблюдают наши законы?

- У меня складывается ощущение, что насаждение образа Петербурга как самого "ксенофобского" города России происходит целенаправленно.

- В Древнем Риме говорили, отправляя следствие: "Ищи, кому это выгодно". Вы помните историю с термином "бандитский Петербург", когда в 2000 году таким образом пытались бороться с городскими властями? Статистика преступности тогда в нашем городе ничем особенным по сравнению с общероссийским уровнем не выделялась.

- А как обстоят дела сегодня?

- К сожалению, преступность в целом и по России, и по Петербургу выросла. Но говорить и писать о том, что у нас идет охота за иностранцами, - безответственно. Петербург - крупный мегаполис, где живут и работают много иностранцев, в том числе и гастарбайтеры. Здесь учатся множество иностранных студентов. Но чрезвычайной ситуации в отношении иностранцев в Петербурге я не вижу. Сотрудники МВД и ФСБ в наших профессиональных контактах утверждают, что какой-то специальной организации, инициирующей подобные преступления, в городе не существует. А вся федеральная пресса пестрит статьями о ксенофобии и фашизме в Петербурге. Надо не об этом говорить. Это - последствия. А надо говорить о причинах.

- И каковы они?

- Проблема усиления национализма не нова. Она наиболее ярко проявляется там, где государство не занимается проблемами взаимоотношений различных национальностей. Но молодежь наша полагает, что нарушены принципы социальной справедливости, что нарушено равновесие в возможностях пришлых и приехавших людей и возможностях самого коренного жителя, молодого человека или девушки. И молодые очень резко и болезненно реагируют на эту проблему...

- Каков же выход?

- Молодежью у нас никто не занимается. Рухнула организованная система военно-патриотического и интернационального воспитания молодых людей. Нет ни пионеров, ни комсомола. Нет военно-патриотических лагерей. Очень мало трудовых молодежных лагерей. Вся система была ориентирована на воспитание молодежи.

- А взамен разрушенного мы, похоже, мало что сумели создать...

- Есть еще один существенный аспект. Половина выпускников вузов с высшим образованием оказываются невостребованными. А куда деваться тем, кто после школы не поступил в вуз? Где прежняя система училищ? И получается, что молодые люди оказываются не у дел, полагая, что их проблемы зависят от того пришлого человека, который работает на стройке и может пригласить девушку в ресторан. Если мы решим социальные проблемы молодежи, поможем ей найти свое место в жизни, то многие острые ситуации, в том числе и по отношению к людям с иным цветом кожи и разрезом глаз, будут сняты. А еще беда нашей юридической реальности в том, что у нас есть много хороших и правильных законов, но они не соблюдаются и не выполняются. В том числе и в такой деликатной сфере, как ксенофобия и толерантность. Если все будут соблюдать принятые законы, постановления и решения, то жизнь вокруг станет поспокойней, а молодежь научится рассчитывать на себя и увидит перспективу собственной зрелости.

Сергей ИЛЬЧЕНКО

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=243028294&print



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме