Началась борьба за африканскую нефть

Свою энергетическую безопасность Запад обеспечит с помощью гуманитарного насилия

Генассамблея ООН по Украине 
0
102
Время на чтение 12 минут
В последнее время ведущие государства Запада, прежде всего США, Великобритания и Франция уделяют все более серьезное внимание вопросам реализации своей политики в Африке. Активизация действий западных стран на Африканском континенте курируется и возглавляется Соединенными Штатами, активно демонстрирующими миру свое превосходство в качестве единственной, после развала СССР, сверхдержавы. Сегодня Белый дом все более очевидно стремится закрепить за собой право распределения ролей среди всех прочих субъектов мировой политики, в том числе и на африканском континенте.

Глобальный контроль


В чем же видимые и скрытые причины столь высокого внимания богатейших государств мира к его беднейшей, африканской части? С учетом обозначенной в начале статьи проблемы, в политической риторике Запада все более отчетливое звучание приобретает срочная необходимость решения гуманитарных проблем Черного континента. Американские и европейские политики дружно декларируют необходимость принятия дополнительных мер для снятия напряженности военно-политической обстановки, обуздания коррупции и болезней, недопущения новых вспышек вооруженного и расового насилия, подрывающих и без того неустойчивую, неразвитую африканскую государственность. Все это, конечно, имеет место и, безусловно, требует активной помощи мирового сообщества.

Однако даже сегодня, когда последствия колониальных действий старой Европы, а также результаты новой политики глобализма, реализуемой в далеком третьем мире, уже представляют реальную угрозу безопасности для европейцев в их собственных столицах, публичные заявления западного руководства о чисто гуманитарных подходах к африканским проблемам не совсем откровенны и не в полной мере отражают действительность.

Анализ практических действий Запада в ряде африканских стран высвечивает другие, далекие от гуманистических идей, цели и задачи. Так, по прогнозам Министерства энергетики США, уже через десять лет ожидается существенное, до 28-30 процентов, возрастание удельной доли тропической Африки в мировом импорте нефти (в 2000 году этот показатель составлял менее 9%). Увеличение будет происходить в основном за счет стран Гвинейского залива (Нигерии, Экваториальной Гвинеи и Анголы), которые, согласно имеющимся расчетам, уже к 2010 году будут способны обеспечивать до 80% добычи всей нефти Субсахарской Африки (государства к югу от пустыни Сахары).

Новейшие исследования также говорят о перспективности новых нефтеносных районов, прежде всего в приморских шельфах и непосредственно в Сахельской зоне (Алжир, Тунис, Чад, Нигер, Мавритания). Важно подчеркнуть, что, по оценкам независимых экспертов, при сохранении Западом нынешних темпов потребления нефтепродуктов, в среднесрочной перспективе африканское углеводородное сырье будет представлять для экономики США и ведущих европейских государств существенное и необходимое дополнение к имеющимся зарубежным источникам нефти и газа.

Именно поэтому приоритет политики Запада на африканском направлении остается тем же, что и на Ближнем Востоке, да и в других частях мира - борьба за глобальный контроль над энергоресурсами. Стратегические интересы США по-прежнему жестко ориентированы в направлении мировых нефтяных потоков.

В принципиальном плане Белый дом и не скрывает подобных устремлений, считая их абсолютно оправданными с точки зрения мировой сверхдержавы, заботящейся об отдаленном будущем собственной энергетической безопасности за счет эксплуатации ресурсов менее дальновидных, но богатых углеводородами государств. Приведем, в частности, откровения Ч. Cньюдера (в 2004 году исполняющий обязанности помощника госсекретаря США по делам Африки): "...благодаря практически ежедневным открытиям нефтяных месторождений на континенте и в его непосредственной близости я прямо заявляю, что в ближайшем будущем 30% от всего объема импортируемой нами нефти мы будем получать именно из Африки, и я подчеркиваю в этой связи: именно здесь имеются наши стратегические интересы".

Программные заявления западных политиков подтверждаются ростом объемов инвестиционных вложений их национальных компаний в разведку и добычу африканских нефти и газа. В настоящее время только Соединенные Штаты, по разным оценкам, тратят на эти цели от 67% до 75% от суммы всех денежных вливаний в Африку.

Не случайно вопросы обеспечения стабильности, безопасности добычи и транспортировки нефтепродуктов из нефтеносных африканских районов постоянно в центре внимания западных военных экспертов и политических аналитиков. В ходе работы одного из авторитетных мировых симпозиумов, прошедшего в начале текущего в Нигерии под эгидой американского центра стратегических исследований в Африке при национальной академии обороны США, было отмечено, что Соединенные Штаты, как и их западных партнеры, критически оценивают способность африканских государств эффективно управлять собственными ресурсами и доходами от них, равно как и их возможности своими силами обеспечить безопасность добычи и транспортировки энергоресурсов.

Используя в качестве предлога высокую вероятность дальнейшей эскалации внутриполитической напряженности в ряде государств Африканского континента, возрастающую опасность действий преступных группировок, занимающихся контрабандой нефти, а также международных террористических организаций, американские специалисты навязывают правящим режимам в "нужных" африканских странах разноплановые "услуги" по развитию дополнительных направлений обеспечения безопасности.

На уровне крупных африканских компаний, отдельных стран или зон нефтегазодобычи предлагается организовать охрану объектов, путей транспортировки энергоносителей, обучение и вооружение местных сил безопасности с помощью западных (в основном американских) частных или полугосударственных военизированных охранных структур. На региональном уровне предлагается продолжить работу по созданию так называемого единого военного механизма защиты Гвинейского залива (Нигерия, Ангола, Камерун, Габон, ДРК и ряд других стран) при организующей и координирующей роли американских военных. Взамен США требуют расширения режима наибольшего благоприятствования для работы своих национальных нефтегазовых корпораций на африканских рынках.

Военная помощь


Другим действенным инструментом распространения западного влияния и контроля являются программы военной помощи, реализуемые США, Францией и Великобританией, в первую очередь, в тех африканских государствах, где у них имеются устойчивые военно-политические или экономические интересы. В основном такие программы ориентированы на развитие миротворческого потенциала и антитеррористических компонентов африканских ВС, что, во-первых, является востребованным с учетом новых угроз и вызовов, а во-вторых, позволяет американцам и их союзникам демонстрировать международному сообществу гуманитарную направленность своих внешнеполитических устремлений.

В мае 2002 года администрация Джорджа Буша официально сформулировала проект новой такой программы помощи, получившей название "Подготовка и оказание помощи африканским странам к действиям в чрезвычайных условиях" (AFRICAN CONTINGENCY OPERATIONS TRAINING AND ASSISTANCE - АСОТА).

Принципиально новым моментом в этой программе стала переориентация учебного процесса с методики осуществления операций по поддержанию мира в рамках главы VI устава ООН на боевые операции в соответствии с главой VII устава (принуждение к миру). Такое акцентирование процесса подготовки африканских миротворцев на силовом варианте урегулирования конфликтов во многом объясняется настойчивым стремлением Соединенных Штатов узаконить в практике международного миротворчества новый тип вооруженных интервенций, лишь формально проводимых под флагом ООН.

Американские политологи и эксперты сегодня все активнее навязывают миру расширенную мотивацию силового использования многонациональных миротворческих сил. Кроме вмешательства по гуманитарным мотивам, по американским взглядам, в перспективе все шире могут практиковаться "интервенции возмездия" (подобные операции ВС США в Афганистане, проведенной для "наказания" режима талибов) или "превентивные вмешательства". Наглядным примером последнего является американская военная интервенция в Ираке, когда Вашингтон заблаговременно осуществил развертывание ВС для недопущения применения Саддамом Хусейном якобы имевшегося в его арсеналах оружия массового уничтожения.

Следует отметить, что в последнее время Белый дом все более отчетливо демонстрирует неудовлетворенность как действиями ООН в целом (в очередной раз это было продемонстрировано на недавно завершившемся юбилейном саммите этой организации), так и существующей системой проведения международных миротворческих операций в частности. Выражая недовольство медлительностью принятия решений ооновскими чиновниками и необходимостью поиска консенсуса с большим количеством участников подготовительного процесса в рамках Совета Безопасности (СБ ООН), в Вашингтоне пытаются сформулировать новые принципы организации миротворческой деятельности.

Одной из перспективных концепций, по мнению американских экспертов, могла бы стать так называемая "Инициатива глобальных миротворческих операций" (Global Peace Operations Initiative - GPOI). Официально утверждена президентом США Джорджем Бушем в апреле 2004 года и представлена на саммите "большой восьмерки" в июне 2004 года. Ее общий смысл заключается в формировании вне рамок ООН резерва боеготовых миротворческих сил для решения широкого круга задач, включая участие в операциях по принуждению к миру в любом кризисом регионе мира. Характерно, что костяк международного миротворческого контингента, численностью до 75 тысяч военнослужащих, по американским замыслам, предполагается сформировать в основном за счет подразделений ВС африканских стран.

В 2005-2010 годах для осуществления мероприятий в рамках этой программы из бюджета Пентагона и Госдепартамента США планируется выделить приблизительно 660 млн. долларов США. Реализацию новой инициативы Вашингтон предполагает осуществлять во взаимодействии со странами НАТО при активном подключении европейских программ помощи, в первую очередь французской - "Развитие возможностей африканских стран по поддержанию мира", известной под аббревиатурой "РЕКАМП".

Осуществление этой программы для африканских государств началась после проведенного в ноябре 1994 года в Биарице (Франция) совещания военно-политического руководства франкофонских стран Африки. На последующих этапах французы предприняли значительные и в целом успешные шаги по расширению географических рамок своей программы. В частности, им удалось распространить ее влияние не только на франкоговорящие страны Африки, где позиции Парижа были традиционно сильны, но и на другие части континента, где также росла заинтересованность в создании системы коллективной безопасности.

С конца 1990-х годов в РЕКАМП уже принимают участие государства - члены Сообщества развития Юга Африки (САДК) и Экономического сообщества государств Центральной Африки (ЭСЦГА), что стало подтверждением наступательного и активного характера африканского направления политики Франции в целом. Привлекательность французской миротворческой программы для африканцев определяется не только ее открытостью, отсутствием видимых формальных политических требований, но и значительным бюджетом, который в 2003-2004 годах составил более 30 млн. евро. Подчеркивая многопрофильность и универсальность своей программы, Париж декларирует готовность к ее дальнейшему распространению на любое государство субсахарской Африки.

Наряду с участием в укреплении африканского миротворческого потенциала, в последнее время США все боле активно развивают тезис о возрастании террористической угрозы в ряде африканских стран и необходимости в этой связи наращивать усилия западного сообщества по развитию возможностей африканцев самостоятельно противостоять терроризму.

Деньги и оружие


Особую обеспокоенность Пентагон выражает по поводу возможности использования обширных, слабо контролируемых национальными правительствами территорий Африканского континента международными террористическими группировками для организации центров подготовки, баз хранения оружия и средств МТО, а также убежищ для разыскиваемых боевиков. Кроме того, значительная часть финансовых средств, получаемых преступным сообществом от нелегальной деятельности в некоторых африканских странах, может быть также направлена на финансирование международного терроризма.

Используя эти факторы и потенциальные угрозы в качестве предлогов для обоснования важности африканского направления в общей системе приоритетов военно-политического курса, Пентагон сформулировал и выдвинул на утверждение правительства США новую программу под названием "Транссахарская контртеррористическая инициатива" (Trans-Sahara Counter-Terrorism Initiative). Ее официально декларируемой целью является совершенствование возможностей ряда стран Африки эффективно противодействовать террористическим угрозам.

Исходя из имеющегося негативного опыта использования подразделений ВС США для противодействия террористическим организациям в Афганистане и Ираке, основной акцент в новой программе сделан на практическую подготовку и техническое оснащение подразделений местных вооруженных сил. Как ожидается, местный спецназ, лучше зная специфику и условия национальной территории, сможет быть более эффективным для ведения антитеррористических действий.

Реализация американской инициативы предполагает оказание помощи в подготовке специальных подразделений быстрого реагирования для участия в контртеррористических и других операциях. Другой задачей является повышение уровня координации между правительствами отдельных стран субрегиона и содействие обмену разведывательной информацией по антитеррористической тематике. К участию в новой инициативе планируется привлечь Мали, Мавританию, Нигер, Чад, Сенегал, Алжир, Марокко и, возможно, Нигерию. Военные представители потенциальных участников программы и США уже приступили к разработке планов дальнейших совместных действий. В случае ожидаемого в ближайшее время официального утверждения "Транссахарской контртеррористической инициативы" на ее реализацию предполагается выделить 100 млн. долларов.

Анализ развития международной миротворческой деятельности в Африканском континентальном районе свидетельствует, что здесь все отчетливее проявляется стремление ведущих западных государств переложить ответственность за проведение и, главным образом, бремя потерь в ходе миротворческих акций на африканские региональные организации при безусловном сохранении за собой контроля над важнейшими политико-экономическими аспектами развития африканских стран в посткризисный период.

Так, после завершения активной фазы миротворческой операции в Либерии, в результате негласного лоббирования США, руководство ООН предложило частной американской компании "Дин корп. интернешнл" (штаб-квартира в г. Рестон, штат Вирджиния) принять участие в программе подготовки военнослужащих для воссоздаваемых либерийских вооруженных сил. При этом Вашингтон выделил на оплату услуг своей компании 35 млн. долларов. Названная американская структура в течение последних трех лет уже привлекалась для подготовки сил полиции и безопасности в Афганистане и Ираке.

Другой пример. Правительство Великобритании в июне прошлого года объявило о намерении увеличить финансовую помощь Африканскому союзу (АС) на проведение миротворческой операции в суданской провинции Дарфур с намеченных ранее 12 млн. долларов до 35 млн. долларов США. Большая часть этих средств предназначена на закупку 500 единиц транспортной техники, которая будет использована для перевозки личного состава миротворческой миссии в Судане. При этом подчеркнем одну немаловажную деталь по выдвинутым английской стороной условиям: выделяемые деньги должны быть использованы АС для приобретения транспортных средств исключительно в Великобритании.

Некоторые итоги


Участие США, Великобритании и Франции в названных программах и инициативах в Африке в значительной степени преследует собственные конкретные военно-политические и экономические цели. В качестве приоритетных можно назвать: получение доступа к элементам инфраструктуры на территории африканских государств, обеспечение финансовых интересов национальных ВПК; получение экономической прибыли от различных проектов, в том числе носящих военно-технический характер, не исключая поставок вооружений и боевой техники, о необходимости полного запрета которых столь много и красноречиво рассуждают в Европарламенте и Сенате США. И последнее, но не менее важное - укрепление собственного влияния в ключевых африканских регионах, а также международного имиджа стран, активно участвующих в поддержании мира и стабильности в Африке.

Названные цели достигаются перераспределением финансовых средств, выделяемых через ООН на африканское миротворчество, и собственных финансовых инвестиций под закупки вооружения и техники непосредственно в своих странах; участием западных военных советников в процессах демилитаризации, разоружения и воссоздания национальных африканских армий в посткризисный период для обеспечения жесткой привязки всех программ военного строительства к своим рынкам оружия; укреплением влияния на переходные национальные правительства, формируемые на завершающих стадиях миротворческих действий, для навязывания им выгодных себе программ экономического, политического и социального развития.

Анализ состава африканских участников, вовлекаемых в упомянутые программы военной помощи, показывает, что ими становятся прежде всего страны, имеющие значительные разведанные или прогнозируемые запасы минерального сырья (ДРК, Мали, Мавритания, Чад и т.д.), развитую инфраструктуру (Сенегал, Нигер) или и то, и другое (Нигерия, Ангола, Алжир, Марокко, ЮАР). Террористические угрозы, недружественные режимы, факты нарушения прав человека появляются в Африке, как, впрочем, и в других частях мира, как правило, там, где есть нефть или другие интересы США и их союзников (например, в Сахельской зоне, где наращивание американских усилий по оказанию помощи в рамках "Транссахарской контртеррористической инициативы" происходит прямо пропорционально успехам в этом африканском районе европейских геологоразведчиков компании "Шелл").

Вместе с тем настала пора заканчивать международную полемику по поводу новых угроз и вызовов и срочно отказываться от излюбленных в мировой политике двойных стандартов. Мировой терроризм, в той его части, которая не является вымыслом политиканов, использующих этот термин в качестве предлога для усиления собственного контроля над зарубежными нефтеносными полями, остается порождением и прямым следствием бедности. Террор, превращенный его идеологами в знамя борьбы против социальной несправедливости, находит и будет находить почву и питательную среду в нищете. Именно там, в децентрализованных, слабо контролируемых правительствами странах Африки, Азии или Латинской Америки, именно там, среди обездоленных жителей гетто и цветных пригородов Лондона, Парижа или Нью-Йорка будут вербоваться новые шахиды, именно там они будут находить поддержку, укрытие и славу после своих кровавых деяний.

Не преуменьшая важности укрепления международного антитеррористического взаимодействия, развитым государствам необходимо налаживать не декларируемое, а реальное взаимодействие по совместному устранению первопричин массовых актов вандализма в европейских столицах и чудовищных терактов, совершаемых преступниками в разных концах Земли. Значительная часть средств, аккумулированных транснациональным капиталом, в том числе за счет эксплуатации минеральных ресурсов третьего мира, должна быть переориентирована на решение социальных проблем в мировом масштабе, то есть направлена на борьбу с бедностью. Только таким путем можно будет очень медленно, но кардинально и последовательно снижать уровень наиболее опасных из встающих сегодня перед мировым сообществом реальных угроз.

http://nvo.ng.ru/concepts/2006-06-02/4_africa.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28