itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Два луча одного солнца

Интервью с композитором Драгославом Павлом Аксентьевичем

Новости Косово 
0
198
Время на чтение 4 минуты
Драгослав Павле Аксентьевич
Драгослав Павле Аксентьевич
- Павел, как Вы пришли к идее заниматься традиционной музыкой?

- Этой идее уже несколько десятилетий. Мое первое серьезное выступление на телевидении состоялось примерно тридцать лет назад. Меня позвали исполнить несколько народных песен. Я тогда категорически заявил, что петь буду только под аккомпанемент проверенных временем народных инструментов. Когда затем я поделился с коллегами о своем намерении полностью посвятить себя народной музыке, они посчитали это чем-то довольно странным, абстрактным. После этого у меня было еще несколько подобных выступлений. А несколько лет назад меня пригласили участвовать в музыкальном сборнике "Serbia sounds global", - там потребовалась одна старая косовская песня. Составители спросили меня: есть ли еще такие песни? Я ответил, что, разумеется, есть: это же настоящий непересыхающий источник. Тогда мы договорились выпустить компакт-диск, причем для полноты звучания аккомпанемента добавить еще и несколько древних инструментов.

Что касается самих песен, то мы не хотели повторять то, что и так было хорошо известно, а решили существенно обновить репертуар, включив малоизвестные или вовсе не известные старинные народные песни. Так в этот компакт-диск вошли песни из восточной Сербии, из южной Сербии, из Косова и Метохии. А потом последовала и запись с концерта вживую в монастыре Святого Саввы.

- Каковы ваши возможности в исполнении традиционной музыки?

- Традиционная музыка - это наше наследие, наш архетип. Равно и церковная музыка. Это проистекло из одного и того же духа народного. Их влияние друг на друга было обоюдным. Например, Гавра Комаданович рассказывал, как ему мама перед сном пела песню "Три путника путем путоваху" на "Господи, Воззвах" глас первый. Таких примеров можно привести множество. О подобном же говорил Корнелий Станкович и другие. Некоторые народные песни церковь заимствовала, написав для них богослужебный текст. Некоторые церковные песни, напротив, приобретали какие-то другие тексты и пелись очень часто в народе. Они были, по выражению композитора Момчило Настасиевича, "как два луча одного солнца".

- Как вы нас представляете за границей?

- Я хочу донести людям - и соотечественникам, и иностранцам - наши самые значительные произведения музыкального искусства. Причем, представляя эту музыку, я сам неизменно учусь традициям, которым две тысячи лет, - они зародились еще в первые годы христианства! Игнатий Богоносец учит, что в храме непременно должны существовать два клироса: чтобы во время богослужения они могли сменять друг друга. Знаете, как говорят: даже если петь будет лишь один солист, пускай и самый лучший, присутствующие начнут дремать. Так же и в храме: клиросы меняются в такт псалмам. Один стих псалма - левый клирос, другой стих - правый клирос, и так по очереди. Все это, повторяю, зародилось в первые века христианства, и, в согласии с учением Святых Отцов, мы хотим быть наследниками этих церковных традиций, такого церковного пения. Что касается народной музыки, то тут нам все же приходится консультироваться с композиторами. А иногда мы идем чисто интуитивно, решаясь на какую-нибудь аранжировку, на какой-то компромисс. Мы не можем точно сказать, насколько именно эта народная музыка стара, но из записей, например, Корнелия Станковича, вытекает, что они были сделаны где-то во второй половине XIX века. И мы опираемся на эти записи, на исследования наших ученых, изучающих древнюю музыку. Что же касается церковной музыки, то здесь мы ссылаемся на старые рукописи. У нас почти сложилось представление о самой старой сербской музыкальной рукописи. Это рукопись конца XIX века, что доказано на основе водяных знаков, и находится она на Святой Горе, в монастыре Атанасия Великого, что в Великой лавре. Мы готовимся издать компакт-диск с этим материалом. Мы хотим, чтобы наша деятельность развивалась в соответствии с традициями. И чтобы традиции в свою очередь обогащались, при этом существенно не изменяясь.

- Насколько серьезный вред наносит современная, так называемая турбо-фолк музыка?

- Я уже не раз говорил об этом. Даже вплоть до того, что я предложил Скупщине обратить внимание на эту проблему. Я как-то поставил там одну иранскую песню в оригинале, а потом запустил фрагмент в исполнении нашей певицы, - она поет в той же тональности, но, естественно, со своим текстом. Вот так! Мы уже поем иранские песни или песни далекой Индии или Египта, поем как наши собственные современные народные песни! Для меня это в высшей степени печально. А как невероятно тяжело, после столь долгого истребления прежней музыкальной культуры, теперь донести до сознания народа, что ему преподносят под видом "народной музыки" нечто абсолютно чуждое. Эта музыка агрессивна, и мы стали агрессивнее, слушая ее. Это не музыка нашей духовной жизни. Это нечто иностранное, экзотичное, и сейчас чрезвычайно сложно очистить зерна от плевел и отказаться от этого великого позора.

- Есть ли надежды на возрождение интереса к народной музыке? На то, что она снова станет востребованной?

- Такое возрождение уже происходит, но это небыстрый процесс. Его не возможно совершить за одну ночь в соответствии с чьим-то высоким приказом. Сила турбо-фолк музыки ослабевает, она уже не столь агрессивна. Она уже не та, что была во времена, когда потеснила нашу местную народную музыку. К тому же сейчас она трансформируется, уходит из ниши народной музыки, превращается в некую поп-музыку, музыку для веселья. Я сейчас даже и не различаю особенно пение фолк-звезды от пения поп-исполнителя. Они сейчас очень сблизились друг с другом, сделались почти идентичными.

- Позвольте, Павел, в конце не музыкальный вопрос. Скажите, как мы можем помочь людям в Косове и Метохии?

- Нам вполне по силам им помочь. И те малые пожертвования, что мы можем сделать, значат много. Мы говорим, что у вас имеется отдельный телефонный номер, позвонив по которому, вы поможете людям в Косово и Метохии. Я часто это делаю, передаю этот номер на Космет, для мальчика, больного лейкемией, постройки монастырского приюта. Я думаю, что даже самое маленькое пожертвование драгоценно. И тут не надо состязаться в том, кто даст больше. Нужно лишь от чистого сердца жертвовать. Как рассказывал владыка Николай, в одном братстве в Америке, когда люди сложили вместе свои пожертвования и один из них похвалился, что он дал больше всех, владыка спрашивает у него: сколько ты дал? Тот отвечает: двадцать тысяч долларов! И тогда владыка говорит: какой ты молодец! но я дал больше тебя. Как это - больше?! - удивился тот состоятельный человек. Я отдал последние двадцать долларов, - ответил владыка. И на этом - точка.

Беседовала Виолета Вукетич
Газета Сербской Патриархии "Православие"
Перевод с сербского специально для Православие.Ru

http://www.pravoslavie.ru/guest/060530124306
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Косово
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
«Вучич на полную сдачу позиций по Косово не пойдет»
Однако сербский лидер вынужден очень серьезно маневрировать и идти на уступки Европе по целому ряду вопросов
21.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии