Итоги конкурса "Евровидение-2006" стали для России оскорблением и "украденной победой", а для Европы -ощутимой пощечиной общественному вкусу. И то и другое было вполне заслуженно. И то и другое обнажает как пропасть состояния современного человека, так и возможность задуматься и пойти по другому пути.
Думаю, я не слишком ошибусь, если опишу реакцию обычных православных людей на итоги конкурса "Евровидение 2006" как смесь чисто человеческого отвращения, праведного негодования и малоприятного ощущения пустоты. Той звонкой пустоты, которая бывает после того, как все звуки и покинули ее, все чувства и желания выцвели и потеряли вкус. Подчеркнуто несерьезное карнавальное буйство костюмов и личин инфернальных монстров, представленных победителями конкурса - финской группой "Lordi", оставляет именно такие эмоции. Наверное, такое ощущение бывает после любого грехопадения, когда грех является не столько нарушением формальных заповедей, законов и норм, сколько агрессивным и одномоментным симулякром всего бытия. Грех затягивает в одну точку все пространство и время, все яркие переживания, все высоты этого мира и лишает человека самого чувства вечности, словно говоря: "Все это - Здесь и Сейчас!". Но после этого "здесь и сейчас", как и после любого обмана остается только пустота опрокинутого человека. Пустота пространства, на котором этот человек не спешил трудиться. Пустота времени, потраченного впустую. Пустота яркого, но ложного переживания этого мира.
Наверное, узнав о паранормальном успехе финских рокеров большинство верующих русских зрителей восприняли с бесстрастной улыбкой. Мол, разве можно от этой извращенной Европы ожидать иного? Как говорится, по мощам и елей. Так ей и надо, напрочь забывшей все свои христианские корни и нравственные идеалы. А парни из "Lordi", мол - молодцы, стали для этих расхристанных европейцев настоящим зеркалом, показавшим всему миру подлинный облик духовно вымершей цивилизации.
Эти чувства сегодня разделяют действительно очень многие люди. Справедливые эмоции - вещь захватывающая. Однако, весьма показательно, что мнение Русской Православной Церкви по поводу итогов конкурса "Евровидение-2006" было намного более сдержанным. Руководитель службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского патриархата отец Михаил Прокопенко безусловно прав, когда указал, что истоки победы на "Евровидении-2006" группы "Lordi" следует искать в глубинных противоречиях сознания современного европейского человека. Именно поэтому он говорит о смешении стилей "Lordi", когда смысл слов свидетельствует об одном, а внешний вид и атрибутика - о другом.
Но при этом очень важно, что отец Михаил воздерживается от неумеренного триумфализма в духе: "вот, мы же предупреждали!", а пытается прояснить подлинные причины того, что творится сегодня в раздвоенном сознании среднего европейца. Эта раздвоенность характерна тем, что современный европеец больше не принадлежит сам себе. Его смертельно усталое сознание до предела пресыщено внешним миром, и тем не менее все еще мечется по кругу в погоне за новыми искушениями, которые его уже мало радуют. Неизведанным остается только мир внутренний, как новое в смысле хорошо забытого старого. Отец Михаил прекрасно сказал о внутренней сути этих противоречий, как о перекрестке. Каждый перекресток открывает не только возможность выбора новых дорог, но и попытку разобраться, какая из дорог куда ведет.
Сегодня европейца очень трудно удивить. После скандального и вызывающего триумфа артиста-транссексуала из Израиля под звучным псевдонимом Дана Интернэшнл в 1998 году, победа монстров из "Lordi" уже кажется чем-то естественным. Да это и неудивительно. Европа сейчас находится в аутичном состоянии полной удовлетворенности грехом, когда желать, собственно, уже и нечего. И тот факт, что эта уставшая цивилизация музеев и гей-парадов так обрадовалась и развеселилась, увидя в таком зеркале собственное отражение, лишь подтверждает эту мысль. Но это именно тот самый момент, когда можно увидеть свое отражение в зеркале максимально реалистично, пока очередной водопад грехотворчества не захлестнул с головой.
Конечно, атрибутика музыкантов попахивает сатанизмом, но в текстах и самих названиях песен группы "Lordi" вместе с темами ночи и монструозности присутствует чувство иронии и юродства (Devil Is A Loser, My Heaven Is Your Hell и т.д.). Эта ирония нисколько не щадит современное апостасийное человечество, полностью преданное князю мира сего. Неудивительно, что "монстры" из "Lordi" сами признаются, что решили пойти на штурм "Евровидения" ради саркастического эпатажа в адрес сегодняшних устоев этого конкурса. "Lordi" не говорят: давай с нами, а как бы намекают - мы то, что ты любишь. А если быть еще точнее, мы - та компания, в которой ты окажешься, если будешь по-прежнему жить тщетой и пороком этого мира.
Такая тактика больше напоминает игру исторических паяцев и скоморохов, иносказательство карнавала, чем кощунственные ритуалы сатанистов. Когда мир обывателей смеется, глядя на паяцев, он не понимает, что паяцы своей смешной правдой и черным юмором незаметно смеются над ним самим. Смеются, потому что смех в данном отношении - едва ли не единственное средство донести миру правду о нем самом.
Прорыв монстров из "Lordi" на "Евровидении-2006" говорит о том, Европа действительно устала. Устала от всего - от своей обмирщенной культуры и ложной самодостаточности. От своего дехристианизированного гедонизма с его удушливой религией успеха, подкрепленной бесконечными томами рациональной философии, подавившими любое движение человеческой совести. Европа устала от самого желания развиваться. Но самое главное - Европа устала от постоянного выбора между грехом и грехом.
Не секрет, что конкурс "Евровидение" из оригинального международного музыкального фестиваля выродился в безвкусное шоу задолго до триумфа "Lordi". Вспомним - кого из по-настоящему талантливых и всемирно известных звезд "Евровидение" вывело за последние годы? Практически никого. Последняя звезда "Евровидения", пользующаяся всемирной известностью - Селин Дион, победившая в 1988 году. А до успеха Селин Дион "Евровидение" сделало звездами не только шведскую группу ABBA, но и таких известных ныне фигур, как Клифф Ричард, Сэнди Шоу, Хулио Иглесиас и особо популярную в СССР немецкую группу "Чингиз-хан".
В 60-80-е годы прошлого столетия "Евровидение" напоминало нечто вроде европейского смотра художественной самодеятельности, где талант проявлялся так или иначе, но все равно проявлялся. Тогда еще не было негласных стандартов американизированных вокальных интонаций и желательности исполнения песен только на английском языке, как сейчас. Каждая страна представляла свои песенные традиции, свою самобытную культуру исполнения на своем национальном языке. С 90-х годов "Евровидение" превратилось в шоу агрессивных посредственностей, которые добывали себе победу не талантом и умением, а безголосыми попытками угадать необходимый мэйнстрим.
Парадоксально, но именно такие исполнители, как "Lordi" и победитель "Евровидения" в 2004 году - украинская певица Руслана выведшая на сцену одетых в шкуры карпатских варваров, являются показателями совершенно новых тенденций в музыкальных предпочтениях основной аудитории "Евровидения". Людям смертельно надоели однообразные скучные исполнители, выглядящих приблизительно одинаково, поющих обо одном и том же, одной и той же манерой и на одном и том же языке. Тяга к карнавалу, к чертовщине, высмеивающей конформизм и единообразие, к национальным костюмам и танцам (особенно это характерно для участников из балканских стран) говорит о том, что космополитизм стиля сегодня уже не в моде. Европейская публика снова потянулась к истокам - пока еще неосознанно, больше из любопытства к внешним краскам культуры соседей. Но сам по себе такой интерес нельзя не приветствовать.
Учитывая эти тенденции мне остается абсолютно непонятной та истерика насчет "украденной победы", которую подняли у нас в России моральные болельщики Димы Билана. Возможно, в рваных тинэйджерских джинсах и майке типа "унисекс" цвета асфальта сегодня принято тусоваться в московских клубах. Вполне допускаю, что однополые манеры и движения сегодня среди "поколения пепси" не менее популярны. Но речь идет все-таки о крупном международном фестивале, где артист представляет свою страну, ее душу, ее национальный характер. Что именно представлял Дима Билан, несмотря на его второе место - близко только постоянным посетителям ночных клубов.
Вообще, все попытки России штурмовать "Евровидение", вооружившись обоймой из поколения кривляющихся выпускников "Фабрики Звезд", будут оставаться неудачными. Кто в последнее время представляет страну на этом конкурсе? Дима Билан, Юлия Савичева, группа "Тату". У всех них, несмотря на разницу индивидуальных имиджей, есть одна общая черта - абсолютное игнорирование национального в своих песнях. Нет национальных мотивов ни в костюмах, ни в танцах, ни в аранжировках. Как будто они приехали "зажечь" танцпол на элитной дискотеке, а не защищать имя и достоинство своей страны.
Разумеется, речь не идет о диктатуре стиля народной песни и пляски. Но когда Россию со всем ее богатством культуры и множеством талантов, представляют только "люди музыкального пула", люди продажной поп-культуры, напрочь исключившие в своем облике хоть какую-то ассоциацию с настоящей Россией, нам придется глотать горькие пилюли разочарования и навязанного нам дурновкусия. Мы должны принести на "Евровидение" не дух канала MTV, а качественно иную Россию. Ту Россию, которая восхищает, а не ту, которую снисходительно терпят. Да, мы могли победить на этом "Евровидении". Но "победить" и "победить достойно" - разные понятия. Поэтому перчатка, брошенная когтистой рукой вокалиста "Lordi" в лицо Европы, предназначается и нам тоже. Победа не была украдена. Был украден дух победы. Украден нами и с молчаливого позволения нас самих.
http://www.pravaya.ru/column/7755