itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русский Апокалипсис

340 лет назад Православный Собор определил раскол Церкви в государстве

Новости Москвы 
0
246
Время на чтение 7 минут
В 1666 году от Рождества Христова европейцы переживали вторую после 999 года волну паники, готовясь к возможному концу света. Европа, истерзанная бесконечными войнами, с ужасом ждала прихода то ли Мессии, то ли Зверя. Российскому государству искусственная истерия не понадобилась: религиозно-историческая ситуация преподнесла вариации на тему "конец света в отдельно взятой стране". В раздираемом церковным расколом обществе в 1666 году состоялись сразу два Собора, первый из который открылся 23 мая.

Хилиазм

К концу первого тысячелетия от Рождества Христова необычайное распространение в Европе получило еретическое учение хилиазм (от греческого chilioi - тысяча) или милленаризм. Его последователи полагали, что перед концом света должно наступить тысячелетнее царство Иисуса Христа. Согласно одной из версий этого лжеучения, тысячелетнее царствие завершалось с исходом 999 года.

Почти на целое столетие в Европе перестали строить каменные дома и сооружения, даже часовни и храмы возводились только из дерева. В последние несколько лет уходящего века богатые старались избавиться от своего богатства, памятуя о том, что "легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому в Царство Божие". В 999 году монастыри и храмы получили самые богатые подарки. Общепринятой стала формула дарения appropinquanto mundi termino - по случаю конца света. Крестьяне перестали заботиться о будущем урожае и стадах. Ремесленники раздавали обувь и одежду за символическую плату. Разбойники приносили церковное покаяние и жертвовали храмам награбленное имущество. Неизбежность конца света, ужас перед Страшным судом, как ни странно, заставили людей снова почувствовать себя христианами.

Последнюю ночь 999 года европейцы встречали в переполненных монастырях и храмах, и только самые развратные предавались пьянству и блуду. Наступил тревожный рассвет 1000 года. Европа медленно приходила в себя: по необъяснимым причинам конец света был отложен на неопределенное время. Но самой интересной стала реакция европейцев на отсрочку: наступило царство магов и чернокнижников, повсеместно началось поклонение сатане, шабаш стал делом обыденным, появились целые династии ведьм, колдунов и астрологов. Казалось, что наступление царства дьявола неизбежно, тем более, что об этом неоднократно со всех углов кричали религиозные фанатики.

Число зверя

По мере приближения 1666 года вновь вспомнили о старинных пророчествах, связывавших этот год с тысячелетием и с апокалипсическим числом зверя - 666. Однако паника была уже не такой, как шестьсот лет назад: Европа чадила дымом массовых аутодафе, сжигая на кострах человеческую плоть ради спасения души.

Ряд средневековых авторов издали научно-богословские трактаты, основной идеей которых был все тот же конец света, приуроченный к этой дате на основании соединения 1000 и 666. Число 1666 присутствует в сочинениях француза Ричарда Русата и голландца-иезуита Корнелия Лапиды. Особая роль в развитии концепций о числе 1666 принадлежит Англии. С момента появления пуританизма (1550-е годы) и до Реставрации (1660 г.) Англия становится главным центром развития эсхатологических тем. Реформа Генриха VIII, преследование и бегство пуритан, тексты которых печатались в Голландии, дали толчок очередному развитию хилиастического учения. Реформационные авторы связали тысячу с ходом революционной войны, а число 666 - с именем Оливера Кромвеля. Ему был предсказан конец света в 1666 году, до которого он, однако, не дожил, умерев в 1658 году. "Великий мор" 1664 году, комета в 1665 и страшный пожар 1666 года в Лондоне подогревали апокалиптические настроения.

И тем не менее, в 1666 году в ряде регионов Европы конца света ожидали так же серьезно, как и в 999 году. Пророчества о числе 1666 принадлежат греческому автору Анастасию Гордиосу. В его трактате число 666 идентифицировалось с римским папой, а 1000 - с разделением Церквей. Таким образом, в его сочинениях апокалипсическая тысяча трактовалась им как подчинение власти антихриста Рима. В Португалии за год до рокового числа было опубликовано сочинение Антонио Вьера, также грозившего концом света в 1666 году.

В ожидании рокового года французский католический священник Исаак Пейер (1596-1676 гг.), обратился к экзегезе посланий апостола Павла о "последних днях". В числе прочих примет Страшного суда апостол Павел (Рим. 9:27) говорил об обращении еврейского народа в христианство. Исаак Пейер в 1642 году отправился в Палестину, как место будущего второго пришествия и "нового мира".

Связь апокалиптизма и еврейского мессианизма отразилась в движении Саббатаи Цви, благодаря которому ожидания конца света в 1666 году захватили Речь Посполитую. За год до предрекаемой даты один из членов еврейской общины объявил себя Мессией, несущим освобождение и избавление от рассеяния еврейскому народу. Число 1666 Саббатаи Цви заимствовал из христианской литературы. Проповедь Саббатаи Цви привлекла значительное число последователей, собрав которых, он осуществил попытку возвращения в Святой Град. Саббатаи Цви направился в Иерусалим, который, в его версии, должен был быть отдан ему как царю иудейскому. Владетель Иерусалима, султан, приказал арестовать бунтовщика. В плену Саббатаи Цви принял ислам, но позже все равно был казнен.

Российский вариант "конца света"

В православной письменности Речи Посполитой откликом на саббатианское движение стало сочинение "Мессия Правдивый", созданное известным украинским автором Иоанникием Галятовским. Западные газеты, пишущие о Саббатаи Цви достигли Московского государства, где с первой половины XVII века существовала практика переводов вестовых писем, газет и памфлетов в Посольском приказе, получивших название "Курантов". Информация докладывалась боярской Думе и государю. Можно предположить, что царь Алексей Михайлович следил за ходом событий, касающихся Саббатаи Цви, интересовался ими и прислушивался к имевшим хождение в Европе толкам.

Трудно сказать, насколько царь, в чье правление и, быть может, при чьем участии, была издана "Книга о вере", верил пророчествам о числе 1666. Во всяком случае, он не побоялся собрать в предреченный год Освященный Церковный Собор, призванный разрешить две проблемы, дестабилизирующие общество: отсутствие главы Церкви и наличие в ней мощной оппозиции. Однако до этого Собора в том же 1666 году состоялся другой Собор, также посвященный проблеме раскола внутри Церкви.

XVII век вошел в историю Русской Церкви как век Патриаршества. Учрежденное церковными Соборами в конце XVI столетия (1589-1593), оно просуществовало немногим более 100 лет и было фактически упразднено с кончиной патриарха Адриана в 1700 году. Исследователи этого периода сходятся во мнении, что учреждение Патриаршества на Руси стало логическим завершением предыдущего этапа развития Церкви.

Наиболее острым эпизодом политической борьбы в XVII столетии было "дело патриарха Никона", где и проявились все особенности положения патриарха в системе церковного и государственного управления, а также сложность взаимоотношений духовной и светской властей. Никон (Минов) был избран патриархом Собором русских архиереев по желанию царя Алексея Михайловича в 1652 году.

Никон был почти на 25 лет старше Алексея Михайловича, и эта разница лет облегчала ему влияние на царя. Это не была дружба сверстников, а влияние очень умного, деятельного и замечательно красноречивого человека почтенных лет на мягкую душу юного царя, прозванного "тишайшим". Став главой Церкви, Никон при согласии царя начал проводить богослужебные и административные преобразования Церкви. Личная близость к Алексею Михайловичу позволила ему оказывать большое влияние, в том числе и на выработку политических решений.

В то же время начался конфликт между патриархом, ближайшим окружением царя и некоторыми епископами, поскольку Никон проводил свою политику излишне прямолинейно, не пытаясь найти союзников и исходя лишь из представления о высоте патриаршего сана, дающего неограниченные полномочия. Очутившись в обидном положении людей отсталых, прежние церковные деятели придирчиво следили за действиями новых и не могли оставаться довольными сложившимся положением дел. К ним примкнули протопопы Аввакум из Юрьева, Даниил Костромской, Логгин Муромский, священник Лазарь Романовский.

В период наибольшего сближения с Патриархом Алексей Михайлович пожаловал Никону титул "великого государя", который не носил официального характера, а лишь подчеркивал высокую степень доверия царя патриарху. Однако это титулование стало формальным поводом для придворной антиниконовской партии обвинить патриарха в особых претензиях на власть, в ответ Никон демонстративно покинул Патриарший Престол и уехал на жительство в 1658 году в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

Произвольное оставление Никоном патриаршего Престола положило основание церковно-государственной коллизии, которая обратила внимание высшего духовенства и двора на проблемы церковного управления и статуса патриарха. В 60-х годах XVII века, раскол явно креп в Москве, и к нему открыто примыкали некоторые иерархи (например, Александр Вятский), и "соблазн" крепчал год от году. В таком положении в 1666 году в Москве решили созвать о расколе церковный Собор. Он состоялся в мае 1666 года. Прежде всего, на Соборе занялись обсуждением предварительных вопросов: православны ли греческие патриархи? Праведны ли и достоверны ли греческие богослужебные книги? Праведен ли Московский собор 1654 года, решивший исправление книг и обрядов?

При обсуждении на эти вопросы Собор ответил утвердительно и тем самым признал правильную реформу Никона, утвердил ее и осудил принципиально раскол. Затем Собор судил известных расколоучителей и присудил их к лишению священных санов и к ссылке. Однако все они (кроме Аввакума и дьякона Федора) принесли после собора покаяние и были приняты в церковное общение.

После суда Собор составил окружную грамоту духовенству с наставлением следовать церковной реформе, а затем рассмотрел и одобрил к изданию ученую апологию церковной реформы, книгу Симеона Полоцкого "Жезл правления" (Москва, 1666), которая направлена была против раскольничьих писаний и начинает собой ряд последующих полемических сочинений о расколе.

Тотчас после Собора 1666 года, в Москве начался Великий Собор церковный 1666-67 годов с участием патриархов Александрийского и Антиохийского. Собор был созван о деле патриарха Никона. В результате Никон был обвинен в хуле на царя и Русскую Церковь, самоуправстве, жестокости по отношению к подчиненным, лишен сана и отправлен в ссылку. Собор, ставший по сути единственным Всеправославным Вселенским Собором, положил конец межпатриаршеству, а старообрядцы были преданы анафеме и выведены из-под церковной юрисдикции и поставлены вне закона.

Что же касается того, что начался Собор, определивший церковный раскол в России в страшный апокалиптический 1666 год, равно как и идеи, что великий государь не побоялся предсказаний о конце света, необходимо учитывать, что государство Российское жило в то время совершенно по иному летоисчислению, отсчитывая годы от сотворения мира. Таким образом, оба исторических Собора проходили в 5523 год от сотворения мира, на который никто не указывал как на год конца света.

http://www.strana.ru/stories/03/07/11/3363/282152.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Глеб Борисов
Папа и геи
10.09.2007
Церкви возобновляют диалог
Представитель Московского Патриархата встречается с Папой Римским
19.05.2006
Битва за архипелаг
Соловки стали местом столкновения интересов массы светских и духовных организаций, в результате - страдают жители
09.08.2005
Соборяне хотят праздновать два Дня Победы
Только прибытие Виктора Януковича несколько оживило планомерное течение Русского народного собора
11.03.2005
Развод и женская фамилия
Католики почти разрешили расторжение брака, женское священство и презервативы, но еще далеки от "благословения" эвтаназии, гомосексуализма и абортов
23.02.2005
Все статьи Глеб Борисов
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от Александр Волков
28.03.2024 06:09