itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Как помирятся Святой престол и Поднебесная

0
174
Время на чтение 6 минут
После многолетней вражды Ватикан и Пекин делают первые шаги к примирению. Одним из главных препятствий к сближению может стать раскол внутри китайских католиков на "официальных" и "подпольных"

События последних трех недель, кажется, полностью перечеркнули все позитивные изменения, которые наметились в отношениях между Китаем и Ватиканом в начале этого года. Демонстративное рукоположение в сан епископов трех китайских священников, выбранных без неформального согласия Святого престола, не могло не вызвать жесткой реакции со стороны Ватикана, который довольно долго держал паузу, но в конце концов все же назвал произошедшее "серьезным нарушением религиозной свободы". Особенно папу римского возмутило то, что к участию в "незаконных церемониях" рукоположения двух Иосифов - Ма и Лю в провинциях Юньнань и Аньхой - принуждали лояльных папе епископов, тем самым "повязав" их общим грехом: если строго следовать церковным канонам, это может грозить им отлучением от церкви. Исключением стал лишь последний ритуал, состоявшийся 14 мая: епископ Чжан Силу, назначенный еще в 2000 году, но так и не прошедший через соответствующий ритуал, был вынужден рукоположить себя сам - несмотря на нажим со стороны официальных властей, другие епископы отказались участвовать в церемонии.

Впрочем, шансы на скорое восстановление дипломатических отношений между Китаем и Ватиканом еще сохраняются. В марте этого года папа римский Бенедикт XVI заявил, что готов приехать КНР в 2008 году во время Олимпиады, если из Пекина последует соответствующее приглашение. Тогда же появилась информация о предварительных прямых переговорах, прошедших в Риме. Приезд папы, без сомнений, может стать одним из гвоздей Олимпиады, которую в Пекине считают главным событием этого десятилетия.

Не исключено, что последние действия китайских властей свидетельствуют об активном вступлении КНР в переговорный процесс - в Пекине любят изначально занять сильную позицию по ключевому параметру дискуссии, а вопрос о назначении епископов, без сомнения, будет главным предметом будущего торга. "У Пекина сегодня есть все: членство в ВТО, международные выставки, встречи на высшем уровне. Китайским властям кажется, что в компромиссе с Ватиканом нет необходимости", - сказал глава гонконгских католиков кардинал Джозеф Цзэн. По его словам, Ватикан готов пойти на максимальные уступки Китаю, но для этого необходимо заинтересовать китайские власти начать переговоры.

Мировое соглашение

Первый жест примирения в сторону Пекина Ватикан сделал в 1999 году. Кардинал Анджело Содано объявил о готовности Ватикана разорвать дипломатические отношения с Тайванем и перенести официальное представительство Ватикана в Китае из Тайбэя в Пекин. В 2000 году папа римский Иоанн Павел II публично извинился перед китайским народом за прошлые грехи католической церкви. Правда, в том же году Ватикан без согласия Пекина провел канонизацию сотен китайских христианских мучеников, что вызвало ярость в Китае. Тем не менее за последние 10-15 лет отношения между открытой церковью и Святым престолом ощутимо улучшились, более 80% епископов официальной церкви уже признаны Ватиканом.

Главным условием восстановления дипломатических отношений помимо разрыва связей с Тайванем китайские власти называют прекращение "вмешательства во внутренние дела Китая", выражающееся в назначении папой епископов. Китайцы используют "демократическую" процедуру выборов епископов на съездах священников того или иного прихода.

У Ватикана есть большой опыт достижения компромиссов по этому поводу - например, епископы в странах Варшавского блока назначались после консультаций с местными властями. До сих пор похожие договоры остаются в силе во Вьетнаме и на Кубе. Но в Китае ситуация сложнее. Весь вопрос в том, кто будет определять круг кандидатов, за какой из сторон останется право решающего слова в этом вопросе? Ряд экспертов полагает, что последние "самовольные" назначения епископов являются личной инициативой руководителей Патриотической ассоциации китайских католиков, которые боятся за свое положение после нормализации отношений с Ватиканом. Сегодня в Поднебесной вакантными остаются более сорока позиций епископов, и от того, кто их займет, будет зависеть развитие китайской католической церкви в ближайшие десятилетия. Не исключено, что ассоциация стремится успеть провести на эти места лояльных себе священников, чтобы сохранить хотя бы часть своего влияния даже после воссоединения церквей.

Восстановление дипломатических отношений между КНР и Ватиканом может привести к дальнейшей международной изоляции Тайваня за счет католических стран Латинской Америки, которые захотят последовать примеру Святого престола. Безусловно, это решение будет не быстрым и не легким - тайваньские власти потратили миллионы долларов на выстраивание взаимовыгодных личных отношений с ключевыми политическими фигурами в Коста-Рике, Панаме, Никарагуа и Парагвае, но решение Святого престола теоретически может вызвать внутриполитическую дискуссию в этих странах. В Латинской Америке находятся 12 из 25 дипломатических союзников Тайваня, поэтому потеря этого региона для Тайваня будет равноценна катастрофе.

Слишком много общего

Впрочем, у центральных властей КНР по-прежнему существуют определенные опасения в отношении Ватикана. "В конце девяностых годов китайцы попытались оценить роль католической церкви в бывшей британской колонии. Насколько мне известно, выводы не понравились центральным властям. Несмотря на то что католиков в Гонконге не более пяти процентов, их роль в городе непропорционально велика", - говорит редактор центра Holy Spirit Бэтти Мэхью. Католики управляют сотнями школ и десятками больниц по всему городу, а глава конгрегации Джозеф Цзэн в 2002 году был признан "самой значительной персоной года" по версии крупнейших гонконгских газет. "В Китае все еще опасаются усиления католической церкви. Особенно учитывая имидж 'разрушителя коммунизма', который сложился вокруг личности предыдущего папы", - считает Бэтти Мэхью.

Джозеф Цзэн утверждает, что эти опасения совершенно беспочвенны. По его мнению, католическая церковь в Китае не в состоянии играть серьезную политическую роль, что доказали события на площади Тяньаньмэнь. В 1989 году католические священники не поддержали студенческие волнения, и это в определенной степени успокоило китайские власти и облегчило положение китайских католиков. "Между Польшей и Китаем огромная разница. К моменту крушения коммунизма в Польше было более девяноста процентов католиков, в Китае их меньше одного процента. Иоанн Павел II ни разу в своей жизни не произнес ни одной речи, в которой бы призывал к смещению режима в КНР", - утверждает Джозеф Цзэн.

Как неофициально признают католические иерархи, то, что Ватикан не поддержал студенческие акции протеста 1989 года, способствовало ослаблению давления на китайских католиков. Нынешнему папе Бенедикту XVI в этом смысле должно быть еще проще налаживать отношения с китайскими властями, поскольку у него нет специфического коммунистического прошлого, которое мешало Иоанну Павлу II.

Впрочем, по мнению Бэтти Мэхью, недоверие Китая к католицизму кроется не только в личности Иоанна Павла II, а имеет под собой более глубокие основания. "Во внутреннем устройстве католической церкви китайские власти видят много общего с тем, как устроена китайская политическая система", - утверждает она. Именно поэтому китайцы не готовы поверить в сугубо религиозную сущность власти папы римского над католиками. Китайские власти склонны видеть в духовной власти папы машину принуждения с техническими возможностями намного шире декларируемых. Поэтому даже после установления дипломатических отношений с Ватиканом контроль над католическими общинами будет строже, чем над протестантскими. Председатель КНР всегда будет видеть в папе конкурирующую силу, пусть не представляющую угрозы в настоящем времени, но потенциально опасную в будущем.

Трудности примирения

Официальная католическая церковь сегодня оценивает число своих прихожан-китайцев в четыре миллиона. В Ватикане говорят о еще восьми миллионах членов подпольных общин. По данным на середину мая 2006 года, в открытой церкви было 68 епископов, еще 38 принадлежало к подпольной церкви. По всему Китаю действуют 36 духовных семинарий, в которых учатся около 1400 человек. При католических приходах существуют сотни детских домов и десятки детских садов. По всему Китаю действуют более шести тысяч католических храмов, не считая домашних церквей "подпольной" церкви.

На самом деле в Ватикане очень не любят термин "подпольная церковь", предпочитая говорить об "официальной" и "неофициальной" конгрегациях в рамках единой китайской католической церкви. Определенный резон в этом есть, подпольные общины уже давно не скрываются в катакомбах от китайской полиции, в некоторых городах их молельные дома даже больше, чем церкви при официально признанных католических приходах.

"Положение тайных католиков во многом зависит от местных властей, в некоторых провинциях им приходится по-настоящему скрываться, но в большинстве случаев они действуют почти открыто", - говорит Бэтти Мэхью. Даже частые аресты священников все меньше напоминают настоящие полицейские мероприятия. В марте 2005 года в провинции Хэйлунцзян на севере Китая была задержана группа "подпольных" католических и протестантских священников. Для служителей церкви устроили показательную экскурсию в Пекин, продемонстрировав достижения социалистического строя, затем поселили на несколько дней в одной из гостиниц при местном отделе Госбезопасности - читать китайские газеты. "В последние годы священники уже не получают сроки больше двух-трех лет. Да и в тюрьму попадают очень немногие. Большинство арестованных либо находились под домашним арестом, либо содержались в гостиницах и общежитиях при полицейских участках", - рассказывает Бэтти Мэхью.

На самом деле основная проблема в деле примирения Китая и Ватикана заключается в самих членах "подпольных" общин, которые зачастую не готовы к компромиссу с теми, кого они считали грешниками и предателями в течение сорока лет. Часть тайных общин находится на грани ухода в откровенное сектантство из-за нехватки литературы и плохого образования священников, в некоторых местах существует настоящий культ невежества, утверждается, что знание Библии и церковных канонов не спасает от греха. "Процесс примирения двух католических общин для Ватикана будет намного сложнее и мучительнее будущих переговоров с китайскими властями о восстановлении дипломатических отношений", - утверждает Джозеф Цзэн. Существует большая вероятность, что в случае официального примирения часть "непримиримых" откажется его признать, пополнив и без того многочисленные ряды сектантов.

http://www.expert.ru/society/2006/05/vatikan_i_pekin_delayut_pervye_shagi_k_primireniyu/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марк Завадский
Виза для Бога
На визит Далай-ламы в Калмыкии возлагают разные надежды. Вплоть до самых неожиданных
24.09.2003
Все статьи Марк Завадский
Последние комментарии