Готова ли школа принять Православие?

Субъективные размышления православной мамы

Основы православной культуры 
0
146
Время на чтение 3 минуты
Юлька - полное соответствие своему имени: настоящая юла, девочка живая и непосредственная. На уроке перед контрольной быстренько перекрестила себя, потом тетрадку.

- Это ты зачем тетрадку крестишь? - повис в тишине класса голос учителя.

- Чтобы контрольную лучше написать,- моментально подняла белобрысую челку от парты пятиклашка.

- Чтобы контрольную написать, надо не креститься, а не вертеться и домашнее задание учить,- по слогам отчеканила педагог.

Когда на переменке Юлька достала из рюкзачка яблоко и, опять же перекрестившись, стала его грызть, это не прошло незамеченным: кто-то из мальчишек хихикнул, кто-то из девочек поджал губы. Это было в конце первой четверти. А на весенних каникулах Юлька, вздохнув, сказала маме: "Я такая одинокая!".

- Дочка вообще-то очень общительная, а вот в классе отношения пока как-то не складываются,- говорит Юлина мама и вспоминает, как учительница обратилась к ней во время собрания: "Она у вас крестится на уроке. Надо что-то делать!": - Я даже растерялась, оправдываться стала, что не учила ее на уроке креститься. А потом думаю: а в чем проблема-то?

Проблема в том, что зачастую школьные учителя на проявления детской веры реагируют не вполне адекватно. Что делать с "трудным подростком", они знают, а вот что делать с маленьким православным - нет. На педагогическом уровне он для них - новый объект, "методики взаимодействия" с которым они в институте не проходили. Поэтому общение далекого от Православия учителя с маленьким верующим переходит на уровень бытовой, где все зависит от внутренней культуры, такта и любви к детям. Получается, что пока верующий ученик для школы - лишняя проблема: то он щи с мясом в столовой не ест, то по вопросам семьи и брака не то мнение на показательном классном часе высказывает, то в выходной из-за занятий в воскресной школе явку на "Веселые старты" срывает. Отсюда - подсознательно не слишком позитивное отношение, которое даже если не проявляется, то классом все равно чувствуется. Стоит ли удивляться тому, что зачастую православные дети в школе если не "такие одинокие", как Юлька, то в разной степени все же ощущают дискомфорт. Большинство по этой причине Православие не то чтобы скрывают, но не афишируют.

Кстати, мне кажется, что если бы в том же Юлькином классе сосед по парте заявил, что он мусульманин - большинство одноклассников среагировали бы примерно так: "О, мусульманин - это круто!". Если честно, очень сомневаюсь, что и учительница продемонстрировала бы ребенку (а уж тем более его родителям!) какой-либо негатив по этому поводу, по крайней мере, постаралась бы быть предельно тактичной. Не думаю, что это результат каких-либо предпочтений на религиозной почве. Скорее - результат вольной или невольной пропаганды ислама (информационных поводов для этого - хоть отбавляй) да сформировавшееся в последнее время благодаря этому восприятие его как "религии силы". Ну а православные дети - что ж, они "свои", а со своими у нас как-то не принято церемониться.

Самое интересное, что в зимние каникулы в Юлькином классе отмечали Рождество - силами родительского комитета накрывали "сладкий стол" и устраивали чаепитие, а перед этим детишки наизусть читали красивые рождественские стихи, которые раздала им учительница. Такое вот внеклассное мероприятие... Хорошо, что оно было. Плохо, если оно проводилось "для галочки", оставив след лишь в планах и отчетах, а не в душах детей.

Как вы думаете, почему "Основы православной культуры" до сих пор не ввели в школьную программу? Я думаю, дело в том, что школа не готова пока принять Православие: педагоги в основной массе не готовы. Там, где учитель душой ощущает потребность дать детям эти основы, он будет вести этот предмет сам, без "обязаловки" - на уроках ли, факультативно ли, и директора с завучем убедит, что без этого предмета - ну просто ника к. В одной из саратовских гимназий еще пятнадцать лет назад (!) факультатив по истории Православия вел учитель-словесник. Так на эти занятия дети вместе с родителями ходили! Конечно, такие учителя есть и сейчас, но что делать тем, кому, как Юле и ее маме, не повезло?

Придет ли Православие в школу?.. А вы разве не видите - оно уже идет! Вот на школьное крыльцо вприпрыжку взлетает Юлька, вот аккуратно закрывает за собой тяжелую школьную дверь серьезный Игорь, вот мелом выводит на доске условие задачи голубоглазый Сережа, а вот красавица Леночка помогает разобраться с упражнением соседке по парте... Оглянитесь в храме - посмотрите, сколько детей вокруг, а ведь все это - ученики наших школ!

После разговора с Юлиной мамой я провела опрос среди знакомых студентов. Вузы - разные, смысл ответа - один: проблем в общении со сверстниками православные студенты не испытывают. "Ну, у нас есть ребята - в синагогу ходят, один в мечеть отпрашивался со спецкурса. Здесь нет никакой проблемы. Это личное дело каждого",- пожимает плечами очередной мой собеседник. Отрадно, что молодежь - то есть то ближайшее "будущее", которое совсем скоро придет на производство, в школы, больницы, в большинстве своем демонстрирует нормальную религиозную терпимость. Вот только Юльку жалко. Она нового поколения учителей не дождется, вырастет. Надо что-то делать, чтобы перед началом следующего учебного года не услышать от Юльки: "Мам, я в школу не пойду". "Была бы православная гимназия - перевела бы не задумываясь",- вздыхает ее мама. Думаю, что об открытии такой гимназии мечтает не одна она.

http://www.eparhia-saratov.ru/cgi-bin/print.cgi/txts/journal/articles/02society/112.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александра Архангельская
"Храмы - это самое прекрасное, что у вас есть!"
Так считает австралийка Жанетта, русская по происхождению, православная по вере
30.05.2005
Все статьи Александра Архангельская
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 07:06
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 06:21
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24