Последователь братца Иванушки
Еще одной примечательной личностью среди столичных сектантов в те же времена был лжеепископ Тихон, очень популярный среди простого люда за Нарвской и Московской заставами. Поначалу он объявлял себя "священно-иноком Афонской горы Тихоном", а являлся всего-навсего крестьянином Трофимом Кулем, принадлежавшим к секте столичных "братцев" хлыстовского направления.Тихон считался ближайшим учеником и последователем известного сектанта братца Иванушки (в миру Ивана Чурикова), основавшего колонию трезвенников в Вырице. "Трезвенники-иванушкинцы" называли свое пристанище "Святой землей". В "иванушкиной" колонии действовали свои законы, свой суд, своя расправа. Это было своеобразное маленькое государство со своими правилами и обычаями. "Мы не пьем "дьявольского напитка", мы не курим "чертово зелие" (имелся в виду табак), мы не потребляем мяса, мы не признаем тех светских развлечений, в которых люди тешат похоть свою", - говорили "иванушкинцы".
В народе даже шла молва, что Тихон будто бы имел какую-то специальную миссию от братца Иванушки, являясь его посланцем по столичным окраинам. Будучи в большом почете у своих последователей, Тихон присвоил себе звание епископа. Потом его сектантские дела разоблачили и Тихона выслали из Петербурга. Но вскоре он вновь появился в столице. Правда, от громкого титула епископа пришлось отказаться, вернувшись к более скромному званию "священно-инока Афонской горы".
Толкователь Евангелия
"Священнодействия" Тихона происходили обычно на конспиративных квартирах на глухих окраинах столицы, однако некоторое время его квартира-молельня находилась даже на Невском проспекте. По рассказам очевидцев, моления происходили следующим образом. В большой комнате ставился стол, который сектанты называли "престолом". Тихон облачался в одеяние, напоминавшее архиерейское, на грудь вешал большой перламутровый крест, и начиналась беседа.Тихон брал какой-нибудь отрывок из Евангелия и начинал толковать его в собственной версии, при этом кстати и некстати обличая пристрастие к "табачному зелию" и "винопийство", хотя сам не брезговал этими увлечениями. Затем беседа продолжалась чтением молитв и песнопений собственного сочинения. В завершение "священнослужения" страждущие разными недугами получали от Тихона пузырьки со "святой водой", маслом и какой-то бурой жидкостью. За все это взималась мзда, причем немалая.
Беседы Тихона по большей части посещали молодые барышни-богомолки. Поговаривали, что для "особых избранниц" Тихон совершал собеседования в соседней комнате, которые напоминали хлыстовские "радения". Вообще "священно-инок" был весьма неравнодушен к женскому полу. Прислуживали ему молодые миловидные "девицы-сестрицы".
Его считали батюшкой
По внешности и обрядам Тихон всецело копировал своего наставника братца Иванушку. Та же длинная рубаха, тот же большой нагрудный крест и те же длинные волосы. На улице же Тихона можно было нередко увидеть в монашеском одеянии. Простолюдины считали его батюшкой и даже принимали от него благословения.Местное православное духовенство долго не могло ничего поделать с фанатичным сектантом, пользовавшимся огромной поддержкой у народа. Тем не менее весной 1907 года борьба с Тихоном увенчалась успехом: ему окончательно запретили жительствовать в обеих российских столицах - Петербурге и Москве - и выслали подальше от невских берегов.
"Теперь наконец-то наступил конец преступной деятельности Тихона в области эксплуатации религиозного чувства, - писала в те дни одна из питерских газет. - Этому можно лишь порадоваться. Только надолго ли? Вожаков сектантства искоренить из Петербурга, как свидетельствуют о том факты, не так-то легко".
http://www.smena.ru/city/3259/