"Код да Винчи" - это низкопробный соблазн для миллионов религиозно одичавших людей

0
122
Время на чтение 3 минуты
Профессор Московской духовной академии, настоятель домового храма МГУ им. М.В.Ломоносова протоиерей Максим Козлов в интервью порталу "Интерфакс-Религия" обрисовал негативные последствия показа "Кода да Винчи" и предложил варианты выражения общественного несогласия с выходом фильма в российский прокат.

- Книга Дэна Брауна и ее предстоящий широкомасштабный показ - являются ли они действительно серьезным вызовом христианскому мировоззрению, или это скорее фикция, и воспринимать ее в качестве серьезного оскорбления не стоит?

- На этот вопрос можно было бы посмотреть с двух сторон. Во-первых, несомненно, что серьезным вызовом даже в таком смысле, в каком можно говорить о творчестве Льва Толстого, Никоса Казанцакиса (греческий писатель, автор романа "Последнее искушение Христа" - "ИФ") или Михаила Булгакова, роман "Код да Винчи", конечно, не является. Потому что даже той трагической коллизии, которую мы имеем, скажем, в позднем Толстом или в "Последнем искушении Христа", того разрыва между гением писателя, трагическим несоответствием его мировоззрения и собственного дарования и, соответственно, вызовами, которые он бросает христианскому миросозерцанию, - всего этого в книге Дэна Брауна мы не найдем. Дэн Браун - это удачливый англоязычный Акунин. В каком-то смысле его книга до странного напоминает, даже по содержанию, одну из поздних книг Акунина - "Пелагея и красный петух". Так что с точки зрения значимости и глубины в "Коде да Винчи" вызова как такового нет, равно как нет и проблемы для христианской культуры.

Но мы должны учитывать состояние современного общественного сознания, когда отнюдь не шедевры мировой культуры и не произведения глубочайшего смысла и наполнения, но именно коммерчески продвинутые проекты оказываются наиболее востребованными в массовом плане. Поэтому роман Брауна, на мой взгляд, представляет собой не столько вызов христианскому мировоззрению и христианской культуре как таковой, сколько соблазн для миллионов людей, религиозно одичавших, - добровольно ли, как на Западе, или, как в России, в силу обстоятельств предыдущей истории нашего государства - и поэтому соблазняющихся очевидными подделками второго сорта.

- Можно ли сказать, что выход фильма, как и других, ему подобных, незаметным образом еще больше упростит восприятие христианства, христианских святынь и Церкви многими людьми?

- Вернее было бы сказать, что фильм "Код да Винчи", скорее, переведет восприятие христианства в ложную плоскость для многих и многих, кто и так пребывает вне ограды Церкви. Главное отрицательное последствие выхода на экраны "Кода да Винчи" в том и видится, что для миллионов людей фильм окажется очень опасным сопряжением если не лика Христа, то, по крайней мере, идеи христианства с традиционным набором штампов самой низкопотребной масс-культуры. Этот набор штампов весьма широк - начиная от идеи заговора и заканчивая, разумеется, столь приятной для обывательского сознания разгадкой тайны бытия. В соответствии с данной так называемой "разгадкой", самой глубокой зашифрованной тайной мироздания, оказывается, является то, что Христос был таким же, как мы, человеком - жившим интимной жизнью и имевшим потомков, а самым глубоким символом человеческого рода, как следует из романа, является символ, зашифровывающий в себе женский половой орган.

- Какая реакция христиан на выход "Кода да Винчи" в кинопрокат, на Ваш взгляд, была бы наиболее правильной?

- Я бы предложил не добиваться запрещения показа этого фильма. Во-первых, потому, что это нереалистично. Во-вторых, даже если этого вдруг удалось бы добиться, данный жест не привел бы к возрастанию авторитета Церкви в общественном сознании. Напротив, идея о наступлении цензуры и средневекового клерикализма была бы развита мгновенно. Скорее, линия оппозиции показу "Кода да Винчи" на российских экранах могла бы идти, на мой взгляд, по двум направлениям. Первое - это общественная активность со стороны авторитетных церковно-общественных организаций типа Всемирного русского народного собора, Союза православных граждан и других, которые позиционируют себя как выступающие от лица православных мирян. Им следовало бы выступить с исковыми требованиями, чтобы перед показом фильма шло соответствующее предупреждение, наподобие того, как на сигаретных пачках пишут "Минздрав предупреждает" или на видеокассетах - что ее просмотр законодательно наказуем вне домашних условий. Так и здесь - можно было бы подготовить определенный текст и добиться его размещения - что христианские конфессии России предупреждают: просмотр этого фильма есть участие в кощунстве против Основателя христианской религии - Господа Иисуса Христа. Я думаю, под подобным заявлением могла бы подписаться не только Русская православная церковь, но и российские католики, и, в принципе, представители большинства других христианских конфессий.

Вторая инициатива, которая, на мой взгляд, также была бы уместна со стороны общественных организаций и отдельных православных граждан, - это предъявление исков кинопрокатным компаниям об оскорблении религиозных чувств. При этом не нужно добиваться выплат миллионных компенсаций - нужно добиваться судебной победы. Ценой этой победы можно поставить рубль, но важно другое - чтобы утверждение о том, что в "Коде да Винчи" есть клевета и оскорбление, выдаваемые за факты литературы и киноискусства, стало бы фактом массового сознания. Необходимо говорить о том, что ситуация с "Кодом да Винчи" - это такой феномен общественного сознания, который оскорбляет миллионы наших соотечественников.

http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=interview&id=83
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11