itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Если бы люди знали, сколько радости у священника..."

0
144
Время на чтение 5 минут
Со священником Сергием Канаковым мы разговаривали, что называется, на ходу. После недельной командировки в Саратов священник торопился вернуться к своей пастве в один из самых удаленных храмов епархии. Покровская церковь, настоятелем которой он является, расположена в селе Пады Балашовского района.

Застигнутый врасплох, отец Сергий то и дело посматривал на часы, а нашу беседу раз за разом прерывали выходящие из Духосошественского храма саратовцы, которые непременно хотели попрощаться со священником.

- Отец Сергий, как священник может установить доверительные отношения с прихожанами?

- Я считаю, что жизнь человека определяется жизнью его души. Радуется человек дождю, снегу, первой травинке, значит, жива человеческая душа. Таким отзывчивым и должен быть священник. Ведь он часто имеет дело со скорбными людьми. Чем можно им помочь? Священник - не волшебник. Он может лишь найти добрые слова, заглянув в душу человека, проявить участие. Только так рождается ответный отклик. Глубина доверия человека священнику определяет степень утешения. Если обратившийся к нему мирянин видит, что батюшка действительно сочувствует ему, тогда человеку и впрямь становится легче.

- А как бы Вы сформулировали первейшую задачу, стоящую перед священником?

- Он должен помочь людям увидеть Христа, познать Спасителя. Уберечь пришедших в храм от уклонения с пути евангельских заповедей.

При этом важно не переусердствовать в строгости. Недавно митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл поднимал проблему пасторской строгости. Действительно, в условиях расцерковленного мира нельзя спешить укорять пришедшую в храм девушку за то, что она в джинсах. Об этом можно ненавязчиво поговорить во время четвертой-пятой встречи. Нам нельзя терять контакт с молодым поколением. Многим бы хотелось, чтобы молодые видели в Церкви пережиток былых веков. Идет борьба за души молодых людей. Вслед за апостолами священники должны уметь находить слова, которые бы делали понятными высокие богословские истины, в том числе и молодежной аудитории.

- Вы считаете, что приходящей в храмы молодежи необходимо уделять особое внимание?

- Конечно. Сегодня юноши и девушки в храмах - не редкость. Особенно много их на Пасху. И видно - ребята явно не атеисты. Но очевидно и другое: понятия о вере, о значении богослужения у них нет. Им неведома красота православных служб. Тем отраднее, что в Церкви сегодня активно поднимается тема молодежного служения. Слава Богу, что началось обсуждение более широкого сотрудничества Церкви и армии, где без окормления пребывает столько парней. У духовенства должна быть теснейшая связь с молодежью.

- Недавно среди подростков был проведен социологический опрос. Юных россиян попросили высказаться по поводу взаимоотношений полов. Смысл большинства ответов был таков: мы многое познали и многого не боимся. Лесков писал в свое время о либералах, что таких, как они, уже ни крестом, ни пестом не вразумишь. Сказано как будто про нынешнюю молодежь.

- Только словами привести молодого человека в тихую пристань Православной Церкви едва ли возможно. Пока не обожжется, к вере вряд ли обратится. Но все же попытаться сказать юному человеку, что перед ним открывается выбор, надо. Пусть помнит, что есть описанный в Библии благой путь, а есть путь "свободы", удовлетворения своих сиюминутных страстей. Он приводит в никуда. Принципиально важно показать молодому человеку, что грех при всей его вроде бы сладкой оболочке - это яд. Взять курение. Стараюсь при любом случае напомнить девушкам всю пагубность этой вредной привычки: "Милые, вы же будущие матери, вам же рожать...". Скажешь раз, скажешь десять раз, глядишь, кому-то в душу и западет.

Хотя тут еще многое зависит от семьи. Получат в семье дети традиционное воспитание, можно надеяться - вырастут нравственные, верующие люди. В противном случае - жди проблем.

- Что значит "традиционное воспитание"?

- Воспитание, которое восходит к "Домострою": когда ребенок видит, что его отец почитает своего отца, когда в семье хранится память о предках. 90 процентов воспитания - это живой пример родителей. Но и без слова не обойтись. Надо объяснять детям, что такое хорошо, а что плохо. Ребенок же не в состоянии осмыслить понятие "Родина". Я не уверен, что в любой школе сегодня детям рассказывают, как прекрасна родная земля. Недавно слышу: на втором этаже нашего санатория в Падах хор сотрудников поет почти забытое: "Святая как хлеб деревенька моя". Поднимаюсь. "Раз вы поете такие песни,- говорю,- значит, не умерла Россия".

- А каковы Ваши успехи на ниве домашней педагогики?

- Должен признать: воспитать верующего человека непросто даже в семье священника. Но, слава Богу, сыновья пока послушны, хорошо учатся, помогают в богослужениях, постятся. Хотя и попадают под обольщение чисто земных радостей. Улица - это все же соблазн. Стараемся, чтобы они проводили побольше времени в семье. И на службу идем вместе, и на природу. Конечно, без друзей невозможно. Но родители вправе знать, кто они, чем занимаются. Пусть лучше друзья придут к нам домой. Можно попить чай, потом вместе выйти мяч погонять. Я приветствую дружбу, но настоящую, глубокую.

- Как ребята переживают контраст, существующий между атмосферой семейного круга и школьной вольницы? Не жалуются?

- Нет. Открою секрет. Я живо интересуюсь школьной жизнью своих детей. И пока не замечаю ничего, что могло бы ранить их. Ну, обзовут старшего "попенком". Объясняю, что это безобидно. Я учу их находить правильное положение в обществе сверстников, не претендуя на роль лидеров. Лидерство подразумевает превознесение себя за счет подавления других. Но ведь уважение можно пробудить общительностью и добротой. Дети также очень ценят наличие у своих товарищей принципов.

Надеюсь, все это в наших мальчишках есть. Не может не быть при неиссякаемой внутренней силе матушки Елены, которую Господь даровал мне повстречать во время учебы в Московской Духовной семинарии в Сергиевом Посаде. Можно сказать, что она выросла у мощей преподобного Сергия Радонежского. В Троице-Сергиевой Лавре трудились и трудятся многие ее родственники. Ее любовь, ее молитвы делают нашу семью дружнее, сильнее.

- Ваши родители были также верующими?

- Я вырос в православной семье. Хотя о вере у нас много не говорили. Отец был учителем, сами понимаете... Вера была растворена в отношениях, в воспитании четверых детей. Отец был для меня великий человек. Его слово обладало большой силой!

Правда, вера моя по молодости была чисто эгоистической. Знаете: "Боже, помоги хорошо сдать экзамен". Поэтому, когда после окончания школы в 1978 году мой двоюродный брат Василий Канаков, учившийся тогда в Московской Духовной семинарии, предложил мне последовать его примеру, я был не готов. Потребовалось закончить Саратовский сельскохозяйственный институт, отслужить в армии, поработать, прежде чем Господь привел меня к семинарскому порогу.

- А Вы могли бы рассказать, как поэтапно зрела вера, прежде чем Вы окончательно приняли решение посвятить себя служению Господу?

- А не было никаких этапов. Основным толчком, приведшим меня к вере, стал случай, приключившийся со мной во время службы в армии. Зашел я как-то в находящееся на территории нашей части здание водокачки дореволюционной постройки взять доски, и вдруг одна стена (видимо, она только и ждала моего появления) начала заваливаться. Каким-то чудом я отлетел в сторону и оказался в стороне от завала. После этого падения я стал другим человеком. И по вере, и по миросозерцанию.

- За плечами у Вас полтора десятка лет священнического служения. Как бы Вы оценили пройденный Вами путь?

- Непросто, конечно, было. Тяжело. Особенно в Воскресенске, куда я был переведен из Вольска. Приходилось поднимать духовную целину... Да и в отношении быта - поначалу нужно было готовить еду на костре. Помогли полученный в семинарии крепкий запас послушания и молитвы преподобного Сергия. А лучше всего в связи с этим вспомнить знаменитые слова преподобного Антония Великого: "Если бы мир знал, сколько скорбей у инока, то никто бы не захотел идти в монахи; если бы мир знал, сколько радости у монаха, то все бы стремились к постригу". Я думаю, это выражение приемлемо и при характеристике священнического служения.

Беседовал Владислав Боровицкий

http://www.eparhia-saratov.ru/cgi-bin/print.cgi/txts/journal/articles/01church/127.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31