Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Реформисты перед лицом конфликта

Александр  Семенов, НГ-Религии

Гей-парад в Москве / 17.05.2006


Развитию прогрессивного иудаизма в России мешают не только финансовые и кадровые проблемы, но и разногласия среди раввинов …

В начале 90-х гг. прошлого века многим казалось, что так называемый прогрессивный, или реформистский, иудаизм будет особенно популярным среди евреев на постсоветском пространстве. Реформисты предложили "облегченную" форму ортодоксального иудаизма и современные формы богослужения, которые могли привлечь молодежь.

Однако реальность оказалась иной. В России, Белоруссии и Украине сегодня насчитывается около 130 общин прогрессивного иудаизма. Тогда как общин, принадлежащих к различным направлениям ортодоксального иудаизма, на постсоветском пространстве свыше 600. Какого-либо заметного влияния на жизнь евреев в странах СНГ реформисты не имеют - они фактически вытеснены даже не на второй, а на третий план.

Почему это произошло? Во-первых, у евреев постсоветского времени (в том числе у бизнесменов и представителей власти) сложился некий стереотип "правильного" раввина - бородатого ортодокса в черном костюме. Остальные варианты отвергались как "неправильные". В итоге у реформистов было меньше возможностей для сбора пожертвований, ведения общинной жизни, получения зданий и т.д.

Во-вторых, руководство Всемирного союза прогрессивного иудаизма (ВСПИ) в начале 1990-х на фоне массового отъезда советских евреев, видимо, не считало нужным развивать инфраструктуру и предоставлять помощь своим российским, украинским и белорусским собратьям-реформистам. Активистов, готовых ехать в "постсоветскую глубинку" со всеми ее неудобствами и практически с нуля возрождать еврейские общины, практически не было.

Большинство евреев из бывшего СССР, отправлявшихся на обучение в западные раввинские колледжи, не возвращались, а у реформистов в странах СНГ не было средств для организации собственных колледжей. В результате в настоящий момент на территории стран СНГ работают лишь шесть раввинов прогрессивного иудаизма (трое в России, двое на Украине и один в Белоруссии), тогда как ортодоксальных раввинов около ста.

В России ортодоксальные раввины из Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), в который входили практически все общины прогрессивного иудаизма, конечно, упоминали своих "реформистских" коллег, но делали это скороговоркой и достаточно невнятно. Представители же Федерации еврейских общин России (ФЕОР) старались демонстративно "не замечать" конкурентов.

В то же время председателю Объединения религиозных общин современного иудаизма в России (ОРОСИР) и главе исполкома КЕРООР раввину Зиновию Когану и главному раввину ФЕОР Берлу Лазару все это не мешало сотрудничать в рамках Межрелигиозного совета России (МСР). Как сказал корреспонденту "НГР" сам Коган, "у евреев в рамках МСР лишь один голос, который засчитывается лишь в том случае, если мы приходим к консенсусу. Мы стараемся достигать согласия". Безусловно, определенным образом на темпы развития прогрессивного иудаизма в СНГ влияет и внутренняя неоднородность движения. Не секрет, что ВСПИ, ядро которого составляют американские общины, вполне либерально относится к однополым бракам или женскому священству. Евреи-реформисты, проживающие на постсоветском пространстве, гораздо более консервативны в этих вопросах.

Когда летом 2005 года в Москве впервые прошел конвент Всемирного союза прогрессивного иудаизма, его информационное освещение в российских СМИ оказалось недостаточным. Руководство ВСПИ не восприняло или не хотело воспринимать, что отношение к сексуальным меньшинствам в России не такое либеральное, как в США.

На прошедшей 30 июня 2005 г. в РИА Новости пресс-конференции центральным оказался вопрос об отношении ВСПИ к гей-параду в Иерусалиме. Несмотря на попытки российских раввинов Зиновия Когана и Григория Котляра ограничиться достаточно умеренными формулировками, зарубежные гости (прежде всего исполнительный директор ВСПИ Ури Регев) полностью поддержали участников гей-парада и обрушились с критикой на иерусалимскую мэрию, пытавшуюся противодействовать проведению данного мероприятия. Естественно, что единственной стороной конвента, освещенной СМИ, была поддержка "прогрессивными иудеями" сексуальных меньшинств.

Сам Зиновий Коган, много лет занимавший пост председателя ОРОСИР, стремился максимально дистанцироваться от обвинений в поддержке сексуальных меньшинств. В качестве председателя исполкома КЕРООР он в 2005 г. обращался с призывом "прекратить пропаганду содомии на телевидении", а 20 марта 2006 г. официально поддержал решение московского мэра Юрия Лужкова о запрете гей-парада.

Однако мнение Зиновия Когана не совпадает с мнением всех раввинов прогрессивного иудаизма в СНГ. Так, в начале апреля раввин Нелли Шульман освятила брак двух лесбиянок. В интервью корреспонденту "НГР" Нелли Шульман сообщила, что имела место "приватная церемония", а освящение брака было "ее личной инициативой". "Я поддерживаю легализацию однополых браков и полностью солидарна с представителями нашего движения в США, выступающими за такую легализацию", - заявила она.

Эта церемония, по сути, стала отражением разногласий, существующих внутри прогрессивного иудаизма на постсоветском пространстве. В конце апреля Зиновий Коган написал заявление о своей отставке с поста председателя ОРОСИР, основателем которого он же и является. Свое решение Коган объяснил "теологическими разногласиями" с другими раввинами, взгляды которых, по его мнению, "слишком радикальны для России".

Проблема сексуальных меньшинств оказалась в настоящий момент в центре внимания СМИ. Исходя из этого, церемония, проведенная по инициативе раввина Шульман, может привести к череде обвинений в адрес представителей ОРОСИР со стороны раввинов-ортодоксов. Современный иудаизм в России может пережить раскол на "умеренное" и "радикальное" крыло, причем представители последнего будут пользоваться поддержкой ВСПИ.

В случае такого раскола будущее прогрессивного иудаизма в России едва ли окажется светлым. С одной стороны, наиболее дальновидные представители ортодоксального раввината уже сейчас начинают говорить о работе с супругами-неевреями в смешанных браках, отбивая тем самым "хлеб" у "умеренных" руководителей общин современного иудаизма.

С другой - общий консерватизм российского общества вообще и российских евреев в частности вряд ли добавит "радикалам" значительное число сторонников и спонсоров в России, но может сделать их мишенью для современных "борцов за нравственность".

http://religion.ng.ru/problems/2006-05-17/1_reformisty.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме