"Быть верующим сложно каждому человеку"

Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей интервью с полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе Александром Владимировичем Коноваловым

Основы православной культуры 
0
285
Время на чтение 7 минут
- Александр Владимирович, расскажите немного о себе. Не ошибусь, если скажу, что многие наши читатели ничего о Вас не знают...

- У меня очень скучная жизнь. Родился, учился, крестился, пошел работать...

После окончания школы поступил в Санкт-Петербургский университет, тогда еще - Ленинградский, на юридический факультет. Во время учебы служил два года в армии. Университет окончил в 1992 году. Практически сразу пошел работать в прокуратуру и там трудился до прошлого года - 13 лет на разных должностях. В ноябре 2005-го был назначен полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе. Вот, собственно, и вся история.

- Вы часто бываете у нас в городе и обязательно посещаете саратовские храмы. Вы - верующий человек?

- Скажем так: я пытаюсь им быть.

- Санкт-Петербург, город, откуда Вы родом, известен среди верующих людей как город блаженной Ксении Петербургской, Александро-Невской Лавры... Питерские святыни помогли Вам в Вашем становлении как христианина?

- Я не готов сказать, что это становление состоялось... К тому же, хотя я родился действительно в Ленинграде, корни у меня - псковские. Мои родственники и по отцу, и по матери - коренные псковичи, и получилось, что я начал узнавать что-то важное о жизни в городе Пскове. Там и Святое Крещение принял в 24 года, там же впервые посещал святые места, Псково-Печерский монастырь. В свое время побывал у отца Николая Гурьянова - в 1993 году, когда он еще был более доступен...

Псковская земля - очень древняя, конституировавшая духовность на Руси наряду с Киевом, Москвой, Ярославлем и целым рядом других территорий. Поэтому мне в становлении, как вы говорите, больше помогла Псковщина... Но в Петербурге тоже, конечно, есть уникальные места, причем не только расположенные в черте города. Очень мне нравится обитель преподобного Александра Свирского, которая находится на границе с Карелией.

- Александр Владимирович, есть ли у Вас такое место, куда все время хочется возвращаться, где хочется побыть одному, помолиться?

- На каком-то этапе я стал понимать, что нельзя привязываться к месту, иначе будет очень тяжело расставаться с ним, постоянно желать возвращения туда, а это не совсем правильно. Нужно, чтобы это место осталось в сердце человека, тогда будет легче жить...

- Быть верующим человеком, находясь на такой высокой должности, как у Вас,- это просто или сложно?

- Мне кажется, дело не в должностях. Быть верующим сложно, наверное, каждому человеку. Я думаю, в вашем вопросе есть вот какой подтекст. В нашей стране на протяжении долгого времени целенаправленно разрушалась традиция соработничества государства и Церкви. И сейчас для многих выглядит странным, если священник появляется на каких-то светских мероприятиях или, наоборот, чиновник, военный, милиционер - в церкви... Здесь не должно быть натянутости, искусственности, какой-то драматизации событий. Ходить в церковь или нет - дело сугубо личное. Другое дело, что есть определенные традиции, которые, слава Богу, возвращаются. И люди, которые принадлежат к традиционным для России конфессиям, могут следовать своим убеждениям без какой-то борьбы, в созидательном направлении.

- Александр Владимирович, Вы произнесли выражение "соработничество Церкви и государства". Оно сейчас стало довольно расхожим. А как Вы понимаете это словосочетание? В чем заключается это соработничество, какая цель у него, каковы в нем роль Церкви и роль государства?

- Когда-то в Византийской империи и на каком-то этапе в России между Церковью и властью существовали отношения симфонии. Сейчас об этом говорить было бы неправильно. Тем более, что в настоящее время у государства и Церкви слишком разные задачи. Но при этом общее обязательно можно найти.

Как известно, есть Небесная Церковь, а есть земная, воинствующая. И одно из направлений ее деятельности в этом мире - активная социальная работа. Очень многие социальные институты, которые сейчас существуют как достояние государственных структур - пенсионное обеспечение, забота о малоимущих и больных людях, детях-сиротах и так далее - начинались именно в церковной ограде. И Церковь вполне может помогать решению насущных социальных задач, это будет очень востребовано. Есть целый ряд проблем, при решении которых должны взаимодействовать, на мой взгляд, государство и традиционные для России конфессии: борьба с преступностью, аморальным образом жизни, распространением тоталитарных сект. Мы сейчас пытаемся создавать, или правильнее сказать - "развивать", совершенствовать с учетом особенностей нынешнего дня некоторые государственные структуры для того, чтобы подобное взаимодействие могло состояться и быть эффективным. Практически создан Совет при полномочном представителе президента в Приволжском федеральном округе по развитию институтов гражданского общества. При этом Совете будет создана рабочая группа, посвященная конфессиональной политике, сохранению духовного, исторического наследия. Мы рассчитываем на то, что в работе этой группы активное участие примет Русская Православная Церковь. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин как член Общественной палаты - один из тех, кто представляет там Приволжский федеральный округ - также, мы надеемся, войдет в состав Совета.

- В одном из Ваших интервью я прочла о том, что хорошо было бы вернуть земства. О чем шла речь?

- О земствах, вероятно, было сказано в историческом контексте. А говорим мы сейчас о том, что необходимо восстанавливать уровень локального, муниципального "общежития". И хотя структура местного самоуправления очень похожа на государственную, но в общем, она - принципиально иная. Главное здесь - самоуправление, что заложено в действующем законодательстве о муниципальных образованиях. Однако для того, чтобы уже созданные на местах административные структуры наполнились реальной жизнью, нужно сделать очень многое. Традиция общежития на локальном уровне оказалась нарушенной, причем в основном за последние десять-пятнадцать лет.

Земство - это община. В советские годы некий суррогат общины все же сохранился: везде были люди, которые стремились обустроить житье-бытье квартала, района, поселения. И сейчас, разумеется, с учетом новых обстоятельств, мне кажется очень важным объединять здоровые, активные силы общества, чтобы они социальную ткань на муниципальном уровне восстанавливали. Здесь мы рассчитываем на то, что и православные приходы будут в этом помогать.

- Вам, вероятно, знакома точка зрения на Церковь как на новую государственную идеологию. Как Вы к этому относитесь?

- Честно говоря, я не нахожу пока серьезных оснований для таких выводов. Хотя в последнее время очень многие кивают на Декларацию о правах и достоинстве человека, которая была принята на состоявшемся X Русском Народном Соборе. Мне довелось присутствовать на последнем заседании Собора как раз в процессе принятия Декларации и других документов. Как человек с юридическим образованием, могу удостоверить, что Декларация и Соборное слово написаны в выдержанных, безупречных выражениях, которые соответствуют тому месту, которое Церковь занимает в жизни общества. Декларация - это обращение, адресованное обществу, государству. Этот формат вряд ли может вызывать подозрения или неудовольствие. Как известно, общество у нас демократическое. И здесь очень важно, чтобы был обеспечен правильный баланс между интересами самых разных социальных групп с учетом традиций страны, с учетом общечеловеческих ценностей, с учетом, в конце концов, настроений, в обществе возникающих. Поэтому, еще раз повторю, нет сейчас оснований для...

-...беспокойства?

- Я бы не сказал, что для беспокойства. Сегодня многие люди, наоборот, считают, что Православная Церковь слишком незначительное влияние оказывает на жизнь общества. И многие православные люди говорят: "Принесите нам на блюдечке Православие, самодержавие, народность, и тогда мы будем с государством взаимодействовать, общество будем развивать". Думаю, нужно уходить от таких утопических настроений, с одной стороны, а с другой - от потребительского отношения. Родина сейчас находится в сложной ситуации, и тем, кто чувствует в себе силы для этого, нужно помогать ей.

Возвращаясь опять к вашему вопросу, скажу, что нет никакого идеологического влияния Церкви на государство. В принципе, для этого есть исторические предпосылки, как и для того, чтобы государству взаимодействовать с традиционными конфессиями, которые сформировались на территории России, именно в социальном аспекте. Здесь опыт Церкви может быть использован позитивно.

- Как Вы относитесь к проблеме введения в школьную программу культурологического предмета "Основы православной культуры"? Кто-то говорит, что это - разжигание национальной розни...

- Рискую навлечь на себя гнев многих православных людей, но я к введению "Основ..." в школах отношусь, мягко говоря, сдержанно. Это очень большая ответственность. Наше общество тотально расцерковлено. Это реальность, от которой не отвернуться. И для того, чтобы культурологический предмет занял по-настоящему важное место в школьных программах, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, он не должен превратиться в посмешище, если его будет преподавать человек неквалифицированный. С другой стороны, чтобы "Основы..." не стали неким пугалом, когда детей будут загонять палкой в церковь, в духовность... Это может к самым страшным последствиям привести. Для того чтобы этот предмет давал серьезные плоды, в первую очередь нужны хорошие преподаватели, подвижники, я бы даже сказал. Ведь мы знаем, что даже до революции святой праведный Иоанн Кронштадтский сталкивался на уроках законоучительства с проявлениями несерьезного отношения к своему предмету. А что уж говорить о времени сегодняшнем?

Другое дело, что школа обязательно должна воспитывать. Это совершенно точно. Здесь, мне кажется, нужно говорить о некой концептуальности образования, о том, что учителя должны ее осознать, понять, что образование должно давать человеку. И с учетом традиций, которые в России исторически сложились, образование делать воспитательным, концептуальным.

Мне кажется, что в отличие от "Основ православной культуры" будущее есть у православных гимназий, потому что здесь не нужно никого уговаривать молиться, размещать иконы в классах, посещать храм в особые часы или дни, изучать "Закон Божий". Но при этом образование в гимназии должно быть конкурентоспособным, современным. И вот в этом случае, пройдя через этап доказательства своей состоятельности, православная гимназия может иметь, я считаю, хорошие перспективы.

- Александр Владимирович, Вы сами говорите, что общество наше тотально расцерковлено. Большинство людей не верит никому - ни Богу, ни власти, ни даже самим себе. Как Вы думаете, это можно преодолеть?

- Я не согласен с таким пессимистическим взглядом. Все-таки, как сказал Тертуллиан, "душа человека по природе христианка". И нравственность, характерная для народов России, должна все-таки проявиться. Но при этом должен быть очень мощный и серьезный посыл от государства и общества, хорошо организованный подъем пластов духовной культуры, наших исторических, патриотических ценностей. Нужно, чтобы государство само демонстрировало, что эти ценности для него являются важными. Не только обеспечение прав сексуальных меньшинств, но и эта сторона жизни общества...

Мне кажется, что мало-помалу все должно вернуться на свои места. Все хорошее впереди.

- Вы уже несколько раз приезжали в Саратов. Не могли бы Вы поделиться своими впечатлениями, наметить какие-то ближайшие перспективы развития области?

- Саратов - город очень красивый. У него очень удобное географическое положение. Сейчас Саратовская область оказалась пограничным регионом. Это тоже определенный отпечаток накладывает. Здесь есть целый ряд предприятий, влияющих на экономику не только вашей области, но и всего региона. Потенциал у области, я считаю, большой. Нас сейчас, в основном, интересуют перспективы реализации четырех приоритетных национальных проектов: строительство жилья, развитие сельского хозяйства, позитивные изменения в сфере образования и медицины. Я думаю, что есть хорошие перспективы улучшения положения во всех этих четырех направлениях. Для этого, конечно, нужно много работать и любить свою землю - без криков и истерик. Все должно получиться.

Беседовала Наталья Волкова

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/03person/56.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Коновалов
Статья без заключения
Под эгидой министра юстиции готовится пакет законопроектов, которые сократят тюремное население страны
05.05.2009
Все статьи Александр Коновалов
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28