Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Прорыв... в тупик?

Михаил  Поздняев, Новые Известия

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ / 15.05.2006


Говорить о воссоединении двух частей Русской Православной Церкви пока не приходится …

С утра в пятницу и все выходные российские СМИ торжественно сообщали о том, что в Сан-Франциско, наконец, дан ответ на вопрос: объединятся ли Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) и Русская Православная Церковь Московского патриархата (РПЦ)? Ответ - положительный. Сообщения подтвердили представители РПЦ. Ведущие политики присоединились к ликующему хору. В нем потонули комментарии экспертов, мнения делегатов Собора и, главное, скупые цитаты из документов этого исторического для русской эмиграции форума. А между тем, именно они объясняют, что же случилось на прошлой неделе в Калифорнии.

Таких ликующих заголовков заметок и статей на церковную тему в наших СМИ не припомнить: "Раскол преодолен", "Русская церковь воссоединилась", "Встреча на мосту через пропасть", "Православные всех стран, соединяйтесь!", "Зарубежная Церковь едина со своим Отечеством"... Вопрос - насколько все это соответствует истине.

Хорошо продуманная эйфория

Для человека, помнящего, в каких выражениях еще лет пять назад говорилось в Патриархии о РПЦЗ (слово "раскольники" было тогда наиболее дипломатичным), бальзамом на душу пролились уже первые комментарии официальных представителей РПЦ о послании IV Всезарубежного Собора своей Боголюбивой пастве. Замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк (Головков) заявил: "Мы с радостью восприняли известие об эпохальном решении Всезарубежного Собора. Это историческое событие знаменует собой окончание раскола, произошедшего после революции 1917 года. Этот акт - один из последних преодолений разделения общества". Ни много, ни мало. В свою очередь, наместник Сретенского монастыря в Москве, архимандрит Тихон (Шевкунов), сопровождавший Владимира Путина при встрече в 2003 г. в Нью-Йорке с главой РПЦЗ митрополитом Лавром (Шкурлой), - с этой встречи, напомним, "процесс пошел" - так оценил итоги Собора: "За восемь десятилетий накоплено столько недоразумений, предрассудков и обид, что делегатам нужно было проявить поистине глубокую мудрость... Русская Церковь сумела показать обществу пример достижения единства, консолидации, преодоления множества проблем ради главного - служения Богу и своему Отечеству". Отец Тихон (которого эксперты называют, наряду с главой Берлинской епархии РПЦЗ архиепископом Марком (Арндтом), одним из "серых кардиналов" объединительного процесса) признался, что "был даже удивлен результатами голосования, когда из 126 делегатов только 6 выступили против принятого решения... Накануне некоторые аналитики в ряде газет высказали предположение, что Собор не примет никаких решений, так как большинство зарубежной паствы, по их мнению, выступает против объединения. Неблагоприятные прогнозы не только не оправдались, но и показали, что комментаторы не совсем понимают истинную ситуацию".

Обращаясь к первоисточнику

Какова же она, истинная ситуация?

Начнем с того, что в Послании "соборян" говорится всего лишь о "решимости уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви - между ее частями в Отечестве и за рубежом". Выражается надежда на то, что "в благоприятное для сего время" (то есть не сегодня, не завтра, а вообще неизвестно когда) священники РПЦ и РПЦЗ смогут вместе совершать богослужения, а миряне - причащаться на них. Намерение благое, но расплывчатое по срокам. В то же время Собором не снято одно из ультимативных, сформулированных еще четверть века назад условий для подлинного воссоединения - чтобы РПЦ отказалась от "ереси экуменизма", то есть общения с иноверцами, ушла в "православное гетто". Понятно, что пойти на это, даже в смягченных формах, Патриархии будет трудно, по той простой причине, что в ней не устают говорить о межрелигиозном диалоге как об основе мира и согласия, и не только в России. Наибольшее число возражений в Сан-Франциско (7 голосов) вызвал внешне безобидный абзац: "Мы уповаем, что грядущий Поместный Собор Единой Русской Церкви урегулирует остающиеся неразрешенными церковные вопросы". Те, кто в данном случае голосовал против, опасаются, и не без оснований, что, случись такой Собор, представители РПЦ там их попросту "задавят"...

Важно не только то, что есть в документе, но и то, чего там нет. После бурных дискуссий о "сергианстве" - политике подчинения РПЦ государству, которая велась полвека в СССР и, по мнению "соборян", продолжается поныне, упоминание об этой принципиальной проблеме исчезло из Послания вообще. А после завершения работы Собора секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков) объявил в интервью СМИ, что теперь ждет от Московской патриархии "публичного покаяния за сотрудничество с властью".

А вот этого не будет если уж не совсем никогда, то до той поры, пока не изменится кардинально четко работающая в нашей стране модель отношений государства и Церкви...

Один шаг на пути к объединению - только не вперед, а назад - Собор все же сделал. Архиепископ Марк заявил, что Зарубежная Церковь созданием собственных структур на территории России "нанесла огромную рану телу Русской Церкви". Марк считает ошибкой, что на рубеже 80-х-90-х гг. в Зарубежную Церковь принимали людей, покидавших Московский патриархат. Всего, по данным РПЦЗ, на территории России сегодня 18 приходов. Еще несколько десятков - тех, кто, уйдя из РПЦ и побывав в РПЦЗ, создали Российскую Православную Автономную Церковь. После того, как сначала подверглись из-за границы жесточайшему административному давлению, а потом "зарубежники" свергли своего престарелого первоиерарха митрополита Виталия (Устинова). Делалось все это, между прочим, руками владыки Марка. Того самого, который приезжавшим к нему в Мюнхен из России честным священникам не разрешал молиться в алтаре, а мирянам (в том числе автору этих строк) с каменным лицом говорил: "Какие вы православные! Вас всех надо сначала русифицировать!"

Говорил, между прочим, не русский эмигрант - этнический немец, родившийся в ГДР...

Пиар-соблазн и трезвый взгляд

Как видим, то, что происходило в Сан-Франциско, и то, как это преподносится в последние дни в российской прессе, - "две большие разницы". Из осторожной, с множеством оглядок, декларации о намерениях делается грандиозная пиар-акция.

Не упустили, разумеется, возможности поучаствовать в ней российские политики. На вопрос, означают ли решения Собора, что не за горами желанный час, спикер Совета Федерации Сергей Миронов ответил: "Надеюсь, так и будет". Вице-спикер Госдумы от "Единой России" Вячеслав Володин назвал решения Собора историческими: "Известие об этом знаковом событии с огромной радостью будет воспринято всеми в нашей стране". А ревностный поборник православия, лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил: "Уверен, что объединение русских церквей явится еще одним шагом на пути объединения, к сожалению, ныне разделенного русского народа".

На все эти восторги более чем скептически смотрит профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев: "Ничего принципиально нового в тексте резолюции не содержится, она - родом из прошлого столетия. Совершенно такой же документ мог быть принят Зарубежным Собором десять, двадцать и пятьдесят лет назад". По мнению отца Андрея, плюс в документе лишь один: "там нет проклятий в адрес Московской патриархии". Упоминание же о гипотетическом Едином Поместном Соборе является, как считает г-н Кураев, "серьезным тормозом", поскольку "и подготовка должна быть соответствующая, и даже сама процедура выбора делегатов. И в таком упоминании я скорее вижу хорошо подготовленный запасной путь, чтобы весь переговорный процесс завести в далекий тупик".

ПРАВОСЛАВНЫЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ХОТЯТ УЙТИ ИЗ РПЦ

ак передает Би-би-си, в Сурожской епархии Московского патриархата, действующей на территории Великобритании, разгорелось жесткое противостояние. Ее глава епископ Сергиевский Василий (Осборн) обратился к Алексию II с письмом о намерении вывести епархию из-под юрисдикции Москвы и присоединиться к Вселенскому патриархату Константинополя. Против этого выступила часть церковной общины. Противостояние среди британских православных продолжается с 2003 года, когда умер митрополит Сурожский Антоний (Блум), легендарный проповедник и богослов, основатель епархии, ставшей в 60-е годы центром православия в Западной Европе. Причины конфликта, по мнению экспертов, в противоречиях между верующими, приехавшими в Англию в последние годы, с православной традицией эмигрантов первых волн и британцев. Как говорит религиовед профессор Феликс Корли, епископ Василий хотел бы присоединиться к Вселенскому патриархату, поскольку тот больше отвечает "либеральным, ориентированным на Запад ценностям" - то есть традициям митрополита Антония.

http://www.newizv.ru/news/2006-05-15/46127/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме