"Шествуй по заповеданному тебе"

В феврале 1999 года по инициативе отдела благотворительности епархии и сестричеств милосердия - Покровского и св.мц. Татианы было организовано научно-просветительское Общество Православных врачей СПб. Небесным покровителем Общества был единодушно выбран врачами исповедник и врач, архиепископ свт.Лука (Войно-Ясенецкий). Возглавил Общество настоятель больничного прихода "Св.вмч. и целителя Пантелеимона-на-Ручье", доктор медицинских наук, протоиерей Сергий ФИЛИМОНОВ. Сегодня о.Сергий у нас в гостях.

- Батюшка, почему появилась необходимость создать Общество православных врачей?

- Причин несколько: во-первых, разобщенность православных врачей, их разбросанность по различным лечебным учреждениям, что затрудняло вести какую-либо совместную деятельность; во-вторых, отсутствие профессиональной врачебной организации в противовес засилью магии и оккультизма в городе, которые давно приобрели организованный характер в виде институтов, академий колдовства и магии, университетов экстрасенсорики, биоэнергетики и прочих. А наше Общество ставит своей целью - содействие развитию медицинской деятельности на основе православного вероисповедания и христианской нравственности и интеграцию православных врачей различных специальностей в этом направлении.

- По моему глубокому убеждению, обязанности любого врача должны носить христианский характер. "Шествуй по заповеданному тебе", - наставлял св.Феодор Студит. А что врач-христианин может взять на вооружение из клятвы язычника Гиппократа?

- В нашем Обществе клятва Гиппократа взята на вооружение практически полностью. Но! у Гиппократа в первых строчках говорится: "Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панацеей..." и так далее. Эти слова были заменены еще в первых веках христианства в Греции, и начало клятвы зазвучало так: "Да будет благословенно Имя Отца и Сына, и Святого Духа, Троицы Единосущной и Нераздельной..." Поэтому мы в нашем Обществе даем не "Клятву Гиппократа", а "Клятву христианского врача", которая на 90% заимствовала текст из клятвы Гиппократа, кроме исповедания веры языческих богов. Остальные положения остались: я никому не вручу даже просимого смертельного зелья и не укажу пути к этому, я не дам абортивного средства, я не войду со злым умыслом в дом больного человека, я не буду искать корысти и выгоды; что бы при лечении я ни увидел или ни услышал, того я не разглашу, считая это священной тайной... Эти постулаты несут в себе глубокий нравственный смысл и имеют общечеловеческий характер. Сколько веков прошло, а клятва до сих пор актуальна. Гиппократ, будучи язычником, оставил нам в наследство клятву, основанную на христианских принципах, ибо Закон Божий - как должно поступать - записан на скрижалях сердца человеческого.

Но надобно сказать, что нынешние врачи не соблюдают эту клятву. Для современных неоязычников, которых выпускают медицинские вузы и которые верят в богов, имена коим - деньги, успех и карьера, клятва Гиппократа является помехой. Потому раньше медики принимали Присягу советского врача, а сейчас так называемую Женевскую присягу, где нет, например, слов о недопустимости абортов. Эти слова аккуратно убраны.

- Как должно относиться к хроническим заболеваниям? Жить вроде бы можно, но человека не оставляет тягостное чувство, что он не может считать себя здоровым.

- Это лишь свидетельствует о малодушии человека, о его невоцерковленности. Тягостное чувство - сигнал, что человек впадает в грех уныния. Мы должны научиться благодушествовать в болезни и благодарить Бога за Его милость - ниспослание креста хронической болезни. Ибо крест в виде хронического заболевания спасителен для человека, поскольку заставляет задуматься, покаяться и вести христианский образ жизни. В наше время, когда редкий человек способен на высокий подвиг во имя веры, спастись можно кротостью, смирением и терпением невзгод, в том числе болезней.

- А если болезнь зашла уже столь далеко, что необходимо лечь в больницу или делать операцию, с чего надо начать сборы в больницу? Ну, кроме тапочек, ложек-кружек и т.д.

- Начать надо, конечно, с Божьего: взять с собой Святое Евангелие, молитвослов для чтения утренних и вечерних молитв, акафист ко св.вмч. и целителю Пантелеимону, какую-либо из святоотеческих книг, которая больше всего на данный момент отвечает потребностям души. Из икон лучше всего взять складенек с изображением Спасителя, Божией Матери, икону своего Ангела Хранителя и тезоименитого святого. Если есть какой-то избранный святой, покровительствующий вашей семье, роду или конкретному человеку, - то взять и его икону, чтобы просить его святых молитв. В небольших пузырьках надо взять святой елей и святую воду. А потом уж позаботиться о кружке, ложке, тарелке, тапочках, халате... Одно другому не мешает.

- Операция - испытание не из легких. Как преодолеть всепоглощающий страх перед ней, перед возможной смертью на операционном столе, когда ты под наркозом и совершенно безпомощен, даже молиться не можешь?

- Душа любого человека перед операцией томится и страждет, животный страх перед операцией - естественная реакция человека, реакция самосохранения. Чтобы уменьшить страх, надо помнить, что без воли Божией даже волос с головы человека не может упасть, и потому все из руки Божией принимать с покорностью и благодарением. Что делать конкретно? Сперва надо помолиться Господу, чтобы Он благословил операцию, если Ему это угодно; если не угодно, то чтобы отвел ее или перенес на другое, благое, время, когда операция пройдет без осложнений и послужит во исцеление, а не в погубление.

Накануне операции следует помолиться за всех медиков, которые примут в ней участие, анестезиологов и сестер, чтобы Господь содеял их Своими руками, врачующими ваше тело. И до самого момента операции, пока в сознании, нужно молиться непрестанными короткими молитвами: "Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!" Главное - "уйти в наркоз" с Иисусовой молитвой и с молитвенным ходатайством к своему Ангелу Хранителю. Ведь известны случаи, когда люди (даже священнического сана), "уснувшие" без молитв, в наркозном сне подвергались нападению нечистой силы.

- Если при операции употребляется местное обезболивание, что делать верующему до операции, во время и после ее завершения?

- Когда вас привезут в операционную, не надо стесняться наложить на себя крестное знамение и перекрестить операционный стол. А далее молиться и положиться на волю Божию. По завершении операции, это касается и операции под общим наркозом, как только пришел в себя, человек должен вознести хвалу Богу и благодарить Его за сохранение жизни и удачно прошедшую операцию: "Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!" Хорошо, если родственники прооперированного придут в церковь, помолятся и зажгут свечи благодарения.

- Когда мне делали биопсию почки, врач потребовал снять крестик. Я ответила, что почки у меня не на шее находятся, и крест снять отказалась. Тогда профессор рявкнул: "Снять!" Сняла, но зажала его в кулаке. Правильно ли я сделала или смалодушничала?

- Конечно, надо постараться убедить хирурга, чтобы он не заставлял вас как человека православной веры снимать крестик. Но если он начинает раздражаться, если разгорается спор, в этом случае лучше снять крестик, перевесить его на кисть руки или на палец, вплести в волосы или попросить анестезиолога (врача, обезпечивающего наркоз) положить крестик рядом с вами во время операции. Ведь почему врачи требуют снять крестик? Первая причина, когда врач - человек неверующий. Вторая - по чисто медицинским соображениям: в случае непредвиденной ситуации, например, необходимости реанимации, крестик на крепкой цепочке не оборвешь, ножницами не перережешь, а каждая секунда промедления может стать роковой. Третья - если крестик и цепочка из драгоценного металла, что может ввести в соблазн людей непорядочных, а отвечать за пропажу придется лечащему врачу. Поэтому на операцию следует идти с простым крестиком на шнурочке или тесемочке.

- Афонский старец Паисий предупреждал: "Если мы не молимся за больного, то болезнь развивается". Эти слова верны даже в том случае, если человек выписан из больницы в удовлетворительном состоянии и имеет видимость здорового?

- Я должен сказать, что и когда мы молимся, болезнь тоже может развиваться... Думаю, что старец Паисий вкладывал в свои слова несколько иной смысл. Что когда мы молимся за больного, мы можем своей молитвой умилостивить Бога пресечь дальнейшее развитие болезни. Ну вот как к св.прав.Иоанну Кронштадтскому обращались за молитвенной помощью - он получил от Бога дар молиться за больных - и он молился дерзновенно, просил об исцелении больного, и Господь давал исцеление страждущему по молитве святого, и люди оставались живы. А вот если мы не будем молиться, исход может быть огорчительный. Вот так нужно понимать слова старца, что когда болезнь развивается, нужно молиться за больных, прося у Господа исцеления или приостановления дальнейшего развития болезни. А помолившись и положившись на волю Божию, далее все следует воспринимать безропотно, ибо нет молитвы, Господом не услышанной.

Адрес: 194291, СПб, пр.Луначарского, 49. Тел.557-78-98

Ирина РУБЦОВА

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n173/ta007.htm

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергий Филимонов:
«Наше общество еще придерживается традиционных ценностей»
Опрос ВЦИОМ, согласно которому лишь половина граждан поддерживает эвтаназию, вселяет оптимизм
18.02.2019
Европа, отвергнув Христа, теряет эталон ценностей
Аборт, который раньше считался совершенно явным грехом и преступлением перед обществом, сегодня пытаются представить нормой
02.06.2018
Суррогатное материнство сбило с толку русских врачей
Профессор о.Сергий Филимонов отметил, что в медицинском сообществе преобладают три различных мнения по поводу новых биомедицинских технологий
12.06.2017
Не нужно впадать в крайности
О вакцинации и о статье советника министра здравоохранения Игоря Ланского против антипрививочного движения
28.04.2017
Все статьи автора