"У бездуховного общества нет будущего: самодовлеющий культ потребления ведет в никуда"

Патриарх ответил на вопросы информационного агентства "Анса" (Италия)

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
135
Время на чтение 5 минут
- С начала своего понтификата Бенедикт XVI предупреждает Европу об опасности жизни без Бога и в отрыве от христианских корней. Разделяете ли Вы, Ваше Святейшество, эти опасения?

- Судьба Европы неразрывно связана с христианством, ведь европейская культура органично впитала в себя христианские ценности. Сегодня же, имея в списке достижений нашей цивилизации шедевры искусства, научные открытия и технические новации, не будем забывать, что их появление стало возможным благодаря вкладу многих поколений европейцев, исповедовавших христианскую веру.

Однако современная европейская цивилизация все чаще обращается к иным, нехристианским авторитетам, и это не может не тревожить. Происходит подмена понятий, из которых выхолащивается первоначальное содержание, а пустая форма заполняется иным смыслом. Например, признание ценности человеческой личности, которая в христианской традиции восходит к представлению об образе Божием и почитанию Личности Богочеловека, вырождается в защиту своеволия, нравственной распущенности и нигилизма. Не случайно современная европейская цивилизация иногда именуется постхристианской. Безбожники своими руками разрушают фундамент, на котором зиждется общеевропейский дом.

- Вы думаете, что рост светскости и, следовательно, отвержение религиозности представляет опасность для жизни государства? Такой риск существует в России или больше в Европе?

- Считаю, что понятие "светскость" и производные от него: "светское общество", "светское государство", "светское образование" - сегодня допускают слишком широкое толкование. При этом отношение к религии в таких светских государствах, как, например, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Дания, Турция и Израиль, - сильно различается.

Мы понимаем под светскостью государства не вытеснение религии из жизни общества и не искусственное нивелирование вероисповедных общин в их правовом статусе, но отказ от наделения религиозных организаций властными полномочиями, что не исключает их взаимодействия с государством при условии невмешательства религиозных общин и государственных органов во внутренние дела друг друга.

Население большинства европейских стран не получило такой "прививки" атеизма, какую имеют граждане государств постсоветского пространства. Этим объясняется разное отношение к религии. Россия с конца восьмидесятых - начала девяностых годов прошлого века переживает духовное возрождение, получившее наименование "Второго Крещения Руси". Однако уровень религиозной грамотности в России пока ниже, чем в Западной Европе. На это делают ставку экстремисты разных мастей. Чтобы не допустить религиозных раздоров, наша Церковь выступает за введение в школьную программу Основ православной культуры, поддерживая подобные же инициативы мусульман и представителей иных традиционных религий. Думаю, что гражданин, хорошо знающий культуру своего народа, не поддастся с легкостью на провокации и не будет завербован в экстремисты или террористы.

- Если Вы исследуете будущее Европы, то какие главные вызовы присутствуют здесь?

- Главным соблазном я бы назвал утрату духовных устремлений. Говорить об "обществе потребления" как о великом достижении выгодно прежде всего крупным корпорациям, желающим расширить объем сбыта. Но у бездуховного общества нет будущего: самодовлеющий культ потребления ведет в никуда. Христос Спаситель сказал, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4. 4).

В Западной Европе, впрочем, как и в России, не все благополучно в области демографии. Численность населения сокращается. Происходит стремительное заселение континента людьми иной культуры, с другими традициями, другим менталитетом. Остается лишь надеяться, что мрачным прогнозам о "столкновении цивилизаций" не дано осуществиться.

- Вы, Святейший Патриарх, верите, что распространение ислама на Западе представляет опасность?

- Убежден, что христиане и последователи ислама могут жить в мире. Это доказывает многовековой российский опыт, отсутствие в нашей стране межрелигиозных войн. Однако для этого необходимы усилия с обеих сторон, желание идти навстречу друг другу, не подаваясь на провокации зложелателей.

Думаю, что напряжение между мусульманами и Западом, получившее воплощение в "карикатурном скандале", отражает противостояние не между христианством и исламом, а между сторонниками традиции и приверженцами идеологии "бесконечного прогресса" любой ценой. Коренное население стран Европы постепенно утрачивает связь с христианством, его место в сознании людей занимают секулярные представления. В центр Вселенной ставится человеческая личность, свобода самовыражения которой признается высшей, непререкаемой ценностью. В то же время других людей объединяет приоритет ценностей, продиктованных нормами Божественного Откровения.

Если между мусульманами и приверженцами секулярного мировоззрения будет достигнуто понимание, исключающее нанесение оскорблений, то, думаю, мир будет сохранен.

- Как вы можете объяснить, каковы экуменические перспективы в отношениях с Римо-Католической Церковью?

- Я считаю, что сейчас как никогда необходимы совместные усилия традиционных Церквей, призванных нести в мир Свет Христов. Вполне очевидно, что мы должны не стремиться к конкуренции между собой, ведущей к разрушению доверия и появлению враждебности, а напротив, объединиться для исполнения великой миссии - возвещения людям Слова Божия, свидетельства перед нашим обществом о христианских ценностях. Однако я убежден: для действенного совместного соработничества необходимо, чтобы открытость, христианская любовь и доверие стали главными критериями в отношениях между нашими Церквами.

- Как вы думаете, реально ли преодоление великой схизмы 1054 года?

- Хорошо известно, что основной причиной трагического разделения послужило различное понимание роли Римского епископа в Церкви. Хотя Римская кафедра в Неразделенной Церкви всегда имела "первенство чести", а глава Римско-Католической Церкви был "первым среди равных", это никогда не означало, что власти Римского епископа должны были безоговорочно подчиняться другие Предстоятели Поместных Церквей или что голос Римской Церкви имел решающее значение в христианском мире. Дабы преодолеть разделение, необходимо прийти к взаимоприемлемому пониманию места Папы в жизни Церкви, а также разрешить ряд других богословских проблем.

- Какие наибольшие трудности возникают у Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви на территории России?

- Одной из наибольших трудностей, возникающих в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, является прозелетизм католиков в отношении исконно православного населения на территории России и других стран СНГ, особенно среди детей православных по происхождению и крещению, которых в католических приютах пытаются приобщить к католическому богослужению.

Другой проблемой является продолжающаяся напряженность в отношениях между православными и греко-католиками на Украине. Ситуация осложняется тем, что униаты пытаются любой ценой распространить свое влияние на православные юг и восток страны. Недавний перенос кафедры главы Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев, несмотря на категорическое несогласие с этим всех Поместных Православных Церквей, ясно показал, что греко-католики не намерены отказываться от экспансии. Убежден: для того, чтобы отношения между нашими Церквами действительно улучшились, необходимо как можно скорее разрешить эти проблемы, серьезно осложняющие православно-католический диалог. Заявления Папы Бенедикта XVI о стремлении развить отношения с Православными Церквами вселяют надежду на то, что ситуация изменится в лучшую сторону.

- Какие, на ваш взгляд, характерные черты нового понтификата? Кто Вам наиболее симпатичен - Иоанн Павел II или Бенедикт XVI?

- Одной из характерных черт понтификата Папы Бенедикта XVI, без сомнения, можно назвать неоднократно выражавшееся им стремление к нормализации отношений с Православными Церквами и Русской Православной Церковью в частности. Однако мы ожидаем реальных шагов и действий по разрешению существующих сложностей, которыми, хочется верить, будет ознаменован понтификат Папы Бенедикта XVI.

Что касается моего личного отношения к Иоанну Павлу II и Бенедикту XVI, то мне не хотелось бы сравнивать двух Предстоятелей Римско-Католической Церкви - недавно усопшего и нынешнего. Полагаю, что история даст деятельности каждого из них свою адекватную оценку.

- Месяц назад итальянская пресса говорила о возможности встречи Патриарха Алексия II с Папой, но не в России, а на территории другой страны. Как вы думаете, насколько это возможно? Имеются ли условия для этой встречи?

- Русская Православная Церковь никогда не отвергала возможности подобной встречи. Однако следует заметить, что для ее осуществления необходимо преодолеть наиболее острые трудности, существующие в отношениях между двумя Церквами. Встреча двух Предстоятелей должна привести к реальному разрешению проблем, которые причиняют страдания нашей пастве, а не быть лишь протокольным мероприятием.

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=33111
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх +Алексий II
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве
К 15-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II (†5.12.2008)
05.12.2023
«Молюсь, чтобы Господь просветил Россию миром, духом единения и любви»
Интервью газете «Нижегородские новости» накануне Дня народного единства 3.11.2005 года
03.11.2023
О церковном модернизме и неообновленчестве
К семилетию со дня кончины
04.12.2015
В монастырь не уходят - туда приходят
Архивный материал ко дню смерти Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2012
Все статьи Святейший Патриарх +Алексий II
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
25.04.2024 20:43
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
25.04.2024 19:57
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
25.04.2024 18:36
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 16:56
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 16:47